Понятие налоговой системы, ее структура и принципы.

В законодательстве Республики Беларусь понятие налоговой системы не закреплено.

В теории налогового права существуют разные подходы к определению понятия налоговой системе.

С одной стороны, налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

С другой стороны,налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Налоговая система включает следующие структурные элементы:

· виды налогов, сборов (пошлин);

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин);

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных республиканских и местных налогов, сборов (пошлин);

· права и обязанности участников соответствующих правоотношений (плательщиков налогов, сборов (пошлин), налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за нарушение налогового законодательства;

· порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

А. Смит в 1776 г. в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал четыре основных принципа, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика», «максимумами обложения», «классическими принципами налогообложения» на основании которых создаются современные концепции налогообложения и разрабатываются принципы национальных налоговых систем:

1) справедливость - подданные должны платить налоги, насколько возможно, соразмерно своей платежной способности, т.е. в размерах доходов, которые они получают под покровительством государства;

2) определенность - налог, который индивид обязан платить, должен быть определен точно, а не быть произвольным; время, способ, место и количество платежа должны быть в точности известны как лицу, платящему налог, так и всему обществу;

3) удобство - каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшие удобства для плательщиков;

4) эффективность - каждый налог должен быть устроен таким образом, чтобы извлекать из кармана народа возможно менее сверх того, что поступает в государственную казну.

Несмотря на то, что универсального набора принципов налогообложения не существует и налоговое законодательство различных стран закрепляет те принципы, необходимость которых обусловлена историческими, социально-экономическими, политическими особенностями конкретной страны, ее налоговой политикой на данном этапе, теорией налогового права и мировой практикой выработаны определенные исходные положения, основные начала налогообложения, которые формировались в течение длительного времени и приобрели определенную законченную форму, получили массовое признание.

К таким исходным положениям в налоговом праве безусловно можно отнести принцип законности налогообложения, принципы всеобщности и равенства налогообложения, принцип справедливости налогообложения, принцип определенности налогообложения.

Законодательное закрепление указанных принципов в любом государстве необходимо с целью создания правовой основы их полноценного применения на практике. При этом законодатель должен точно их формулировать и давать достаточно развернутую характеристику.

Конституция Республики Беларусь содержит ряд основополагающих норм, регулирующих налоговые отношения.

Она закрепляет:

· обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

· полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по рассмотрению проектов законов об установлении республиканских налогов и сборов (ч.2 ст.97);

· исключительную компетенцию местных Советов депутатов по установлению в соответствии с законом местных налогов и сборов (ст.121);

· принцип единства налоговой политики на территории Республики Беларусь (ч.2 ст.132).

Указанные конституционные нормы получили развитие в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс), которая вступила в силу 1 января 2004 года.

Принципам налогообложения в Налоговом кодексе специально посвящена статья 2 «Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь», в которой закреплены такие основополагающие идеи, как

законность,

всеобщность,

равенство налогообложения,

единство экономического пространства Республики Беларусь и налоговой политики.

В указанной статье закреплена также возможность дифференцированного обложения таможенными пошлинами в зависимости от страны происхождения товаров.

Из содержания статьи 6 «Налоги, сборы (пошлины)» можно вывести принцип определенности налогообложения (п.6): «Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты».


Наши рекомендации