Понятие налоговой системы, ее структура и принципы.
В законодательстве Республики Беларусь понятие налоговой системы не закреплено.
В теории налогового права существуют разные подходы к определению понятия налоговой системе.
С одной стороны, налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.
С другой стороны,налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
Налоговая система включает следующие структурные элементы:
· виды налогов, сборов (пошлин);
· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин);
· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных республиканских и местных налогов, сборов (пошлин);
· права и обязанности участников соответствующих правоотношений (плательщиков налогов, сборов (пошлин), налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
· формы и методы налогового контроля;
· ответственность за нарушение налогового законодательства;
· порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.
А. Смит в 1776 г. в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал четыре основных принципа, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика», «максимумами обложения», «классическими принципами налогообложения» на основании которых создаются современные концепции налогообложения и разрабатываются принципы национальных налоговых систем:
1) справедливость - подданные должны платить налоги, насколько возможно, соразмерно своей платежной способности, т.е. в размерах доходов, которые они получают под покровительством государства;
2) определенность - налог, который индивид обязан платить, должен быть определен точно, а не быть произвольным; время, способ, место и количество платежа должны быть в точности известны как лицу, платящему налог, так и всему обществу;
3) удобство - каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшие удобства для плательщиков;
4) эффективность - каждый налог должен быть устроен таким образом, чтобы извлекать из кармана народа возможно менее сверх того, что поступает в государственную казну.
Несмотря на то, что универсального набора принципов налогообложения не существует и налоговое законодательство различных стран закрепляет те принципы, необходимость которых обусловлена историческими, социально-экономическими, политическими особенностями конкретной страны, ее налоговой политикой на данном этапе, теорией налогового права и мировой практикой выработаны определенные исходные положения, основные начала налогообложения, которые формировались в течение длительного времени и приобрели определенную законченную форму, получили массовое признание.
К таким исходным положениям в налоговом праве безусловно можно отнести принцип законности налогообложения, принципы всеобщности и равенства налогообложения, принцип справедливости налогообложения, принцип определенности налогообложения.
Законодательное закрепление указанных принципов в любом государстве необходимо с целью создания правовой основы их полноценного применения на практике. При этом законодатель должен точно их формулировать и давать достаточно развернутую характеристику.
Конституция Республики Беларусь содержит ряд основополагающих норм, регулирующих налоговые отношения.
Она закрепляет:
· обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);
· полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по рассмотрению проектов законов об установлении республиканских налогов и сборов (ч.2 ст.97);
· исключительную компетенцию местных Советов депутатов по установлению в соответствии с законом местных налогов и сборов (ст.121);
· принцип единства налоговой политики на территории Республики Беларусь (ч.2 ст.132).
Указанные конституционные нормы получили развитие в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс), которая вступила в силу 1 января 2004 года.
Принципам налогообложения в Налоговом кодексе специально посвящена статья 2 «Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь», в которой закреплены такие основополагающие идеи, как
законность,
всеобщность,
равенство налогообложения,
единство экономического пространства Республики Беларусь и налоговой политики.
В указанной статье закреплена также возможность дифференцированного обложения таможенными пошлинами в зависимости от страны происхождения товаров.
Из содержания статьи 6 «Налоги, сборы (пошлины)» можно вывести принцип определенности налогообложения (п.6): «Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты».