Формы реорганизации коммерческого банка.

В официальных документах реор­ганизация банков однозначно понимается как то, что необходимо толь­ко проблемным банкам: или как инструмент на­казания, или как мера, призванная помочь им решить свои проблемы (мера финансового оздоровле­ния). При этом в разных законах называются раз­ные перечни форм реорганизации, и в основном, – это присоединение и слияние. Но необходимо понимать, что потребность в реорганизации возникает на различных этапах развития банков как экономических субъектов.

Типичными проблемами (причинами реорганизации), которые постоянно должны решать банки (и в том числе финансово устой­чивые, а подчас только они, так как соответствующая работа часто требует наличия свободных ресурсов), являются:

- изменение организационных структур (открытие новых служб и обособленных структурных подразделений, включая филиалы, сокращение и ликвидация части прежних служб и подразделений, изменение, обновление состава и численности сотрудников и руководителей);

- изменение состава участников, реже организационно-правовой формы;

- вхождение в те или иные банковские группы, холдинги, финансово-промышлен­ные группы и т.п. структуры и выход из них;

- изменение существующих бизнес-процессов, технологи­ческого уклада обслуживания клиентов, менеджмента в целом.

Некоторые правовые характеристики реорганизации (сли­яния, присоединения, разделения, выделения и преобразования) юридических лиц можно найти в ГК РФ (ст. 58). Рабочие проце­дуры, которых необходимо придерживаться при реорганизации банков, излагаются в документах ЦБ РФ. Так, порядок проведения реорганизации банка, как меры предупреждения его банкротства, определен в Инструкции ЦБ РФ от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Основные этапы и процедуры присоединения или слияния банков представлены в Положении ЦБ от 29 августа 2012 г. № 386-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения». Разделение и выделение как формы реорганизации банков в российской практике в настоящее время не встречаются и интереса для банков пока не представляют. Тем не менее, основные процедуры реорганизации банков в указанных формах (необходимые документы, порядок их рассмотрения и т.д.) зафиксированы в Инструкции ЦБ РФ № 135-И.

Слияние двух и более юридичес­ких лиц:

Ø с правовой точки зрения представляет собой такой процесс, в результате кото­рого права и обязанности каждого из них переходят к вновь воз­никшему юридическому лицу.

Ø с точки зрения организационно­-экономической и применительно к банковскому сектору это бу­дет означать появление нового банка вместо двух или более ра­нее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.

Присоединениеодного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает:

• с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу;

• с организационно-экономической точки зрения приме­нительно к банковскому сектору - аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидацию как са­мостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно со­хранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и офор­млением ему новой лицензии или сохранением прежней ли­цензии.

С экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова ­укрупнение банков в форме централизации банковских капи­талов.

Разделение банкапредставляет собой:

• с правовой точки зрения - переход всех его прав и обязан­ностей к вновь возникшим вместо него двум или более банкам;

• с организационно-экономической точки зрения - прекра­щение деятельности прежнего банка, аннулирование его лицен­зии и ликвидация акта о его регистрации и возникновение на его месте двух и более новых банков, каждый из которых дол­жен будет пройти государственную регистрацию и получить лицензию.

Выделение банка из банкаозначает:

• с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей, какими обладал и продолжает обладать банк, к одному или не­скольким новым банкам, возникшим на его базе;

• с организационно-экономической точки зрения - появ­ление наряду с прежним банком еще одного или более новых банков, которые должны пройти процедуру регистрации и ли­цензирования. В учредительные документы реорганизующего­ся банка вносятся соответствующие изменения, связанные, прежде всего, с уменьшением размеров его капитала.

Преобразование банкаозначает:

• с правовой точки зрения - переход всех его прав и обязан­ностей к другому банку (или иному юридическому лицу) в связи с изменением банком своей организационно-правовой формы;

• с организационно-экономической точки зрения это будет означать:

1) или сохранение прежнего банка в новой для него организа­ционно-правовой форме (банка, работавшего как ООО, - в фор­ме банка акционерного, и, наоборот) с перерегистрацией и заме­ной ранее полученной им лицензии на равноценную;

2) или возникновение вместо банка небанковской организации (вместо банка, действовавшего в форме ООО, - производствен­ного кооператива, а вместо банка в форме АО - производствен­ного кооператива либо некоммерческой организации).

С экономической (финансовой) точки зрения разделение и выделение банков представляют собой разукрупнениебанковских капиталов. Пре­образование банка в этом плане - процесс нейтральный.

Преобразование банка из формы ОАО в форму ЗАО или, наоборот, по закону реорганизацией не считается.

Преобразование НКО в банк в соответствии с документами Банка России рассматривается как учреждение нового банка.

Любая форма реорганизации (за исключением преобразования) являются весьмарискованными операциями.

Причины неудачных реорганизаций:

ü отсутствие опыта у лиц, возглавляющих или непосред­ственно проводящих реорганизацию;

ü отсутствие у сторон стратегии и плана последующих дей­ствий;

ü неверные оценки активов банков, ожидаемых и фактичес­ких результатов;

ü недоучет или неадекватный учет противоречивых груп­повых интересов собственников банков;

ü недостаток знаний об объекте поглощения, о степени со­вместимости и взаимодополняемости объединяющихся банков;

ü плохое отношение руководства присоединяемого банка к проекту;

ü сильные различия в корпоративных культурах;

ü и другие.

Четко сформулированные и сбалансированные стратегия и план присоединения или слияния - хотя и недостаточное, но необходимое условиеуспеха реорганизации. Банк должен ясно понять, ради чего начинает процесс, какую позицию на рынке он хочет занять и что для этого придется делать. Стратегия ук­рупняющихся банков всегда должна быть основана на сильной мотивации (стремлении внедриться на новый географический рынок, получить новых клиентов в динамично развивающей­ся отрасли, приобрести структуру с высокоэффективным бан­ковским продуктом и др.). А процессы слияния или поглощения должны рассматриваться не столько как организационные про­цессы, сколько как способ (инструмент) развития своего бизнеса, создания нового, единого и более эффективного банка.

Главными причинами необ­ходимости финансового оздоровления (санирования)банка являются:

1. неэффективное вложение средств в необязательные проекты, непроизводительные траты;

2. отток средств при значительном дисбалансе по срокам между пассивами и активами;

3. потерю капитала, ког­да для приукрашивания отчетности и/или удовлетворения ос­трой потребности в платежах ресурсы привлекаются под завы­шенные проценты и фактически расходы превышают доходы;

4. низкое качество портфеля активов, когда, например, доля безнадежных кредитов растет, а выдавать новые не позволя­ют ограниченные ресурсы, что порождает эффект замкнутого круга.

В конечном счете, всё можно свести к одной общей причине - низкому ка­честву внутреннего управления банком.

В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено содержание процесса финансового оздоровления. Применительно к банкам данный процесс может включать в себя:

1) оказание финансовой помощи банку его участниками и иными лицами;

2) изменение структуры активов и пассивов банка;

3) изменение организационной структуры банка;

4) приведение в соответствие УК банка и величины его собственного капитала;

5) иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Финансовая помощьбанку может быть оказана в формах:

® размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (с учётом среднерыночных процентов межбанковского кредитного рынка);

® предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;

® предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;

® отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

® дополнительного взноса в УК банка;

® новации долга, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

Изменение структуры активовможет предусматривать:

ü улучшение качества кредитного портфеля, включая за­мену неликвидных активов более ликвидными;

ü приведение структуры активов по срочности в соответ­ствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

ü сокращение расходов, в т.ч. на обслуживание дол­га банка, и расходов на управление банком;

ü продажу активов, не приносящих дохода, и активов, про­дажа которых не помешает выполнению банковских операций;

ü иные меры, направленные на изменение структуры ак­тивов.

Изменение структуры пассивовможет включать в себя, в частности:

– увеличение собственного капитала;

– снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в структуре пассивов;

– увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обя­зательств в структуре пассивов.

В соответствии с законом О банках и банковской деятельности банк обязан уменьшить свой УК до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.

Организационную структурубанка можно изменять:

• путем изменения состава и численности сотрудников;

• путем изменения структуры,

• сокращения и ликвидации обособленных и иных струк­турных подразделений; и иными способами.

Процедуры подготовки требования о санировании и его предъяв­ления банку прописаны в Инструкции ЦБ РФ от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса ликвидности банковской системы от государства требуются решительные действия по предотвращению коллапса банковской системы и прекращению паники среди кредиторов. При осуществлении мероприятий по предупреждению банкротства банков предусматривается как привлечение средств заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование.

На 1 сентября 2013 г. Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 5 банков. Санация 4 банков осуществляется с привлечением инвесторов, в том числе в 1 (ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ») из них Агентство в настоящее время владеет акциями. В 1 банке (АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО)) Агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером этого банка.

Правлением Агентства 08 сентября 2013 г. (Протокол №52) принято решение о реализации всех принадлежащих Агентству акций ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ» путем проведения аукциона с закрытым способом подачи предложений о цене реализации. Указанным решением установлено, что заявки на участие в аукционе принимаются до 26 сентября 2013 г. (включительно), а также что итоги аукциона будут подведены до 30 сентября 2013 г.

В отношении 3 банков (АКБ «Электроника» ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО) и АКБ «МЗБ» (ЗАО)) были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в финансово устойчивые банки.

Завершены мероприятия по финансовому оздоровлению ЗАО «Нижегородпромстройбанк», ОАО ГБ «Нижний Новгород», ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь», ОАО «Банк Петровский» (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 27.09.2010 является его филиалом), «Банк24.ру» (ОАО), ОАО «Газэнергобанк», Банк «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» (ОАО), «СБ «ГУБЕРНСКИЙ» (ОАО) (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 18.07.2011 является его филиалом), ОАО «Губернский Банк «Тарханы» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 15.08.2011 является его филиалом), ОАО «ПотенциалБанк» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 23.04.2012 является его филиалом) и АКБ «СОЮЗ» (ОАО).

На 1 сентября 2013 г. Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 5 банков. Санация 4 банков осуществляется с привлечением инвесторов, в том числе в 1 (ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ») из них Агентство в настоящее время владеет акциями. В 1 банке (АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО)) Агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером этого банка.

Правлением Агентства 08 сентября 2013 г. (Протокол №52) принято решение о реализации всех принадлежащих Агентству акций ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ» путем проведения аукциона с закрытым способом подачи предложений о цене реализации. Указанным решением установлено, что заявки на участие в аукционе принимаются до 26 сентября 2013 г. (включительно), а также что итоги аукциона будут подведены до 30 сентября 2013 г.

В отношении 3 банков (АКБ «Электроника» ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО) и АКБ «МЗБ» (ЗАО)) были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в финансово устойчивые банки.

Завершены мероприятия по финансовому оздоровлению ЗАО «Нижегородпромстройбанк», ОАО ГБ «Нижний Новгород», ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь», ОАО «Банк Петровский» (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 27.09.2010 является его филиалом), «Банк24.ру» (ОАО), ОАО «Газэнергобанк», Банк «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» (ОАО), «СБ «ГУБЕРНСКИЙ» (ОАО) (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 18.07.2011 является его филиалом), ОАО «Губернский Банк «Тарханы» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 15.08.2011 является его филиалом), ОАО «ПотенциалБанк» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 23.04.2012 является его филиалом) и АКБ «СОЮЗ» (ОАО).

На 1 сентября 2013 г. Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 5 банков. Санация 4 банков осуществляется с привлечением инвесторов, в том числе в 1 (ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ») из них Агентство в настоящее время владеет акциями. В 1 банке (АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО)) Агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером этого банка.

Правлением Агентства 08 сентября 2013 г. (Протокол №52) принято решение о реализации всех принадлежащих Агентству акций ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ» путем проведения аукциона с закрытым способом подачи предложений о цене реализации. Указанным решением установлено, что заявки на участие в аукционе принимаются до 26 сентября 2013 г. (включительно), а также что итоги аукциона будут подведены до 30 сентября 2013 г.

В отношении 3 банков (АКБ «Электроника» ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО) и АКБ «МЗБ» (ЗАО)) были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в финансово устойчивые банки.

Завершены мероприятия по финансовому оздоровлению ЗАО «Нижегородпромстройбанк», ОАО ГБ «Нижний Новгород», ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь», ОАО «Банк Петровский» (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 27.09.2010 является его филиалом), «Банк24.ру» (ОАО), ОАО «Газэнергобанк», Банк «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» (ОАО), «СБ «ГУБЕРНСКИЙ» (ОАО) (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 18.07.2011 является его филиалом), ОАО «Губернский Банк «Тарханы» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 15.08.2011 является его филиалом), ОАО «ПотенциалБанк» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 23.04.2012 является его филиалом) и АКБ «СОЮЗ» (ОАО).

На 1 сентября 2013 г. Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 5 банков. Санация 4 банков осуществляется с привлечением инвесторов, в том числе в 1 (ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ») из них Агентство в настоящее время владеет акциями. В 1 банке (АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО)) Агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером этого банка.

Правлением Агентства 08 сентября 2013 г. (Протокол №52) принято решение о реализации всех принадлежащих Агентству акций ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ» путем проведения аукциона с закрытым способом подачи предложений о цене реализации. Указанным решением установлено, что заявки на участие в аукционе принимаются до 26 сентября 2013 г. (включительно), а также что итоги аукциона будут подведены до 30 сентября 2013 г.

В отношении 3 банков (АКБ «Электроника» ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО) и АКБ «МЗБ» (ЗАО)) были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в финансово устойчивые банки.

Завершены мероприятия по финансовому оздоровлению ЗАО «Нижегородпромстройбанк», ОАО ГБ «Нижний Новгород», ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь», ОАО «Банк Петровский» (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 27.09.2010 является его филиалом), «Банк24.ру» (ОАО), ОАО «Газэнергобанк», Банк «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» (ОАО), «СБ «ГУБЕРНСКИЙ» (ОАО) (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 18.07.2011 является его филиалом), ОАО «Губернский Банк «Тарханы» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 15.08.2011 является его филиалом), ОАО «ПотенциалБанк» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ОАО), с 23.04.2012 является его филиалом) и АКБ «СОЮЗ» (ОАО).

Одной из мер предуп­реждения банкротства банка может быть назначение в него вре­менной администрации, которая и будет управлять банком в течение определенного времени. Нормативные положения о временной администрации по управлению про­блемным банком содержатся в законах «О Центральном банке» и «О несостоятельности (банкротстве)», а также в Положении ЦБ № 279-П от 9 ноября.2005 г. «О времен­ной администрации по управлению кредитной организацией».

Ликвидация коммерческого банка связана с отзывом (или аннулированием) лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть произведен только в строго установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации;

9) и другие (подробнее – в статье 20 закона «О банках и банковской деятельности»)

Кредитная организация может быть ликвидирована добровольно (на основании решения ее учреди­телей) либо принудительно (по инициативе Банка России).

В том случае, если прекращение деятельности кредитной организа­ции происходит по добровольному решению ее участников, Банком России принимается решение об аннулировании лицензии. Добровольная ликвидация может иметь место и, если у кредит­ной организации была отозвана лицензия, но по основаниям, не связанным с ее неудовлетворительным финансовым положением и неисполнением обяза­тельств перед кредиторами и вкладчиками. В этом случае ликвидация кредитной организации происходит по единогласному решению ее уча­стников (если она была создана в форме общества с ограниченной от­ветственностью) или на основании решения общего собрания акционе­ров (если банк является акционерным обществом).

Принудительная ликвидация кредитной организации может прово­диться как при отсутствии у нее признаков несостоятельности (банк­ротства), так и при наличии у нее таких признаков, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Если к моменту отзыва лицензии у кредитной организации отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства), то Банк России в течение тридцати дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данной кредитной организации и предо­ставить суду кандидатуру ликвидатора. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвида­тора, если не будет доказано наличие у нее признаков банкротства на момент отзыва лицензии. Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации, но по обоснованному ходатайству ликвидатора он может быть продлен. Ликвидация завер­шается вынесением арбитражным судом определения о завершении ликвидации.

При наличии у кредитной организации признаков банкротства ее ликвидация производится в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации пони­мается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетво­рить требования кредиторов по денежным обязательствами и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствую­щие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момен­та наступления даты их исполнения и (или) после отзыва у кредит­ной организации лицензии на осуществление банковских операций.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредит­ной организации применяются только процедуры наблюдения и кон­курсного производства. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются. В случае процедуры наблюдения к кредитной организации приме­няются меры финансового оздоровления.

В 2004 году введён институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками. В банках, имевших лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, полномочия конкурсного управляющего осуществляет Агентство страхования вкладов (АСВ) через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

Целями деятельности АСВ как конкурсного управляющего являются эффективное функционирование системы управления процедурами банкротства при строгом соблюдении прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства, повышение доверия к банковской системе.

Конкурсный управляющий в срок, не превышающий шести месяцев со дня открытия конкурсного производства, составляет промежуточ­ный, ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъяв­ленных кредиторами требований, результаты их рассмотрения, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвида­ционный баланс представляются в Банк России.

Ликвидация считает­ся завершенной, а кредитная организация - прекратившей своё суще­ствование, - с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи об её ликвидации.

Наши рекомендации