Организационная структура и аппарат управления банка

Банковское дело

Банки являются финансовыми посредниками - учреждениями депозитного типа. Банк представляет собою кредитную организацию - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) имеет право осуществлять предусмотренную законодательством совокупность банковских операций. Сущность банка раскрывается через раскрытие его специфики.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства. Банк - посредник между товаро­производителями, скорее продавец, чем производитель. Банки в своей деятельности оперируют не технологиями матери­ального производства, а разрабатывают и внедряют технологии акку­муляции денег (накоплений и сбережений), их перераспределения посредством различных схем в форме денежных кредитов, покупки/продажи ценных бумаг, участия в капитале функционирующих про­мышленных и торговых предприятий.

2. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

3. Банк - это коммерческое предприятие. Операции банков совершают­ся на платной основе. За предоставляемые кредиты они получают ссудный процент, за расчетные, кассовые и другие операции, выполняемые по поручению своих клиентов, - комиссию (комиссионное вознаграждение).

4. Деятельность банка носит предпринимательский ха­рактер. Благодаря банку бездействующие капиталы од­них экономических субъектов начинают «работать» у других. Благодаря энергии перераспределения капи­талов между экономическими субъектами, отраслями, территориями и странами банки усиливают произво­дительное движение материальных, трудовых и денеж­ных ресурсов, содействуют реализации различных эко­номических проектов.

5. Банк – посредническая организация. Основное назначение банка – посредничество в переме­щении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финан­совые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других финансовых посредников.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долго­выми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает бан­ки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская соб­ственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безуслов­ных обязательств с фиксированной суммой долга перед юри­дическими и физическими лицами; например при помеще­нии средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске де­позитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обя­зательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), по­скольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыноч­ной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, рас­пределяет среди своих акционеров.

6. Банк - это не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк помогает соблюдать общественные интересы, работает для удовлетворения об­щественных потребностей, при этом банковская деятель­ность носит не политический, а экономический характер. От результа­тов деятельности банков зависит не только развитие экономики страны, но социальная атмосфера в обществе. Общеэкономиче­ские и банковские кризисы приводят к значительным убыткам, банкротству предприятий и кредитных организаций, обесценению или утрате накоплений и вкладов граждан и, как следствие, к воз­никновению напряженности в общественных отношениях, сни­жению имиджа банка как социально-экономического институ­та. Именно поэтому деятельность банков имеет заметный социальный оттенок.

7. Банк - это кредитная организация, имеющая исключи­тельное право осуществлять в совокупности бан­ковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возврат­ности, платности, срочности, открытие и ведение банковс­ких счетов физических и юридических лиц и проведение расчетов по счетам (в безналичной форме).

8. Если предприятия осуществ­ляют свою деятельность преимущественно на собственных ре­сурсах, то банк работает, в основном, на чужих деньгах, аккуму­лируемых на началах возвратности.

9. В банке работает особый персонал - преимущественно служащие, а не рабочие: люди, занятые не физическим трудом; а денежными операциями, обработкой цифр, информации, эко­номическим анализом, организацией учета, расчетов между предприятиями. В струк­туре затрат на производство банковского продукта большую долю, чем в промышленности, занимает оплата труда.

10. Банки, будучи элементом ры­ночных отношений, ближе расположены к потребностям своих клиентов. Именно в этой связи управление и организа­ция работы в банке в большей степени носят децентрализованный ха­рактер; ориентация на рынок требует принятия решения на месте предо­ставления услуги. Поскольку при этом свои услуги банк предоставляет по месту их потребления, число филиалов у банка больше, чем у про­мышленного предприятия.

Специфика коммерческого банка (КБ) проявляется и в его принципах, и функциях.

По вопросу о принципах деятельности коммерческих банков в экономической литературе нет единой точки зрения. Но разнообразие предлагаемых принципов зачастую связано с тем, что рассматриваются принципы разных понятий: банковской деятельности, организации управления, организации деятельности банка и т.д.

Так, к принципам общего типа, определяющимконституцион­ный статус субъектов банковской деятельностикак вида пред­принимательства, можно отнести следующие общие начала бан­ковского права:

– принцип защиты собственности;

– принцип регламентируемой (ограниченной) свободы бан­ковской деятельности

Так, применительно к специальной правоспособности банков зако­нодательство установило следующие правила:

1) исключительное право банков на осуществление банковских операций, включая сберегательные, которое выражается в за­прете всем другим предприятиям совершать указанные опера­ции. Другие кредитные учреждения вправе совершать отдельные банков­ские операции на основании лицензии Банка России, за исклю­чением сберегательных;

2) принудительная специализация банков, которая выражает­ся в запрете им заниматься деятельностью в сфере материаль­ного производства и торговли материальными ценностями, а также по всем видам страхования, за исключением страхования валютного и кредитного риска;

– принцип поощрения конкуренции и ограничения монопо­лизации;

– принцип ведения банковской деятельности в рамках еди­ного в масштабах страны экономического и правового простран­ства;

– принцип паритета интересов всех субъектов банковского права

Под принципами банковской деятельности следует понимать правила, которыми должен руководствоваться банк в процессе создания своего продукта. К ним относятся:

§ принцип ориентации на запросы клиентов;

§ принцип взаимной заинтересованности банка и клиентов. Ориентируясь на потребности клиента, руководствуясь правилом «все для клиента», будучи в этом смысле зависимыми от клиентов, банки вступают во взаимоотношения с ними только при наличии взаимной заинтересованности.

§ принцип рациональной деятельности;

§ принцип договорных отношений.

Важнейшей частью банковской деятельности являются этические принципы банковского дела, сформулированные Ассоциацией российских банков и отраженные в Кодексе этических принципов банковского дела, принятом на Съезде российских банков в 2002 году. Кодекс содержит важнейшие этические принципы и нормы, которыми банки обязуются руководствоваться в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, в экономической литературе выделяют принципы организации управления банком:принцип соответствия поставленным целям, принцип иерархии властных полномочий подразделений, принцип обеспечения совместных и координированных действий, принцип рационализации управления, обеспечения контроля, регламентации деятельности персонала и другие принципы.

Принципы организации деятельности банков:

1. работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что ком­мерческий банк должен обеспечивать не только количественное со­ответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

2. полная экономическая самосто­ятельность, подразумевающая и экономическую ответственность бан­каза результаты своей деятельности. Экономическая самостоятель­ность предполагает свободу распоряжения собственными и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты на­логов.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничи­вается его текущими доходами, а распространяется и на его капи­тал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми при­надлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

3. взаимоотношения коммер­ческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

4. регулирование его деятельности может осуществляться только кос­венными экономическими (а не административными) методами. Госу­дарство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов. В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведе­нии своих активных операций (при соблюдении установленных эко­номических нормативов), т.е. объем его активных операций не мо­жет быть ограничен административными, волевыми методами. Ад­министративные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании должен быть отдан экономическим мерам.

Роль, место и значение банковского капитала в экономике непосредственно определяются функциями, выполняемыми банками.

В экономической литературе нет единой точки зрения и на функции коммерческих банков. Согласно совре­менной теории их три:

1. функция аккумуляции средств - является одной из важнейших. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов, т.е. населения, предприятий и государства, и превращения их в капитал с целью получения при­были. Выполняя функцию привлечения денежных средств, банки вы­ступают в качестве заемщиков (дебиторов). Аккумулируя значительные денеж­ные средства, банки не хранят у себя деньги, а превращают их в капитал, вкладывая их в экономику, предоставляя кредиты и приобретая ценные бумаги.

Некоторые экономисты выделяют функцию «стимулирование накоплений в хозяйстве», но она лежит в основе функцииаккумуляции средств, находится в рамках данной функции. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, могут максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, если сформируют достаточно эф­фективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения теку­щего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются банками гибкой депозитной политикой. Помимо предложения интересных условий привлечения средств, владельцам денег необходимы высокие гарантии надежности по­мещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит создание и развитие системы страхования сберегательных вкладов в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

2. функция регулирования денежного оборота. Банки выпускают чеки, векселя, финансовые карты, создают деньги в безналичной форме в виде банковских депозитов, проводят платежные операции. Это позволяет регулировать денежный оборот, делать его более экономичным за счет совершения безналичных расчетов. (В рамки данной функции укладывается выделяемая некоторыми экономистами такая функция как «функция создания платежных средств»).

3. посредническая функция - банки осуществляют посредничество в платежах; посредничество в кредите; посредничество в операциях с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями, посредничество в предоставлении финансовых услуг.

В соответствии с выполняемыми функциями банк собира­ет (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денеж­ные ресурсы и капиталы своих клиентов. Предприятия откры­вают в банке счета и, используя денежные средства с этих счетов, проводят безналичные расчеты. Физические лица вносят свои денежные средства во вклады, дающие банку возможность трансформировать их в кредиты и применять для других денежных операций, сокращая при этом экономические риск сравнению с рисками при прямых сделках между кредитором и заемщиком. Платежные операции банка, создание им платежных инструментов (чеков, векселей, сертификатов и др.) позволяют регулировать денежный оборот, делать его более экономичным за счет совершения безналичных расчетов.

Осуществляя банковские операции, участники банковской системы выполняют важные народнохозяйственные функции: трансформацию сроков, трансформацию размеров денежных сумм, трансформацию риска.

Трансформация сроков–банки, в рамках посредничества в кредите, могут предоставлять долгосрочные кредиты, используя краткосрочные займы, и наоборот, предоставлять «короткие» кредиты за счет долгосрочных вкладов.

Трансформация сумм - кредитные учреждения трансформируют множество мелких вкладов в незначительное число более крупных по суммам кредитов. Если бы банки не предпринимали эти трансформации сумм и сроков, тогда потенциальным заёмщикам пришлось бы вести переговоры со множеством владельцев временно свободных денежных средств, что было бы затруднительно по обстоятельствам и в высшей степени неэффективно.

Трансформация риска - банк, выступая специализированным посредником между инвестором денег и заемщиком, на основе применения специфических технологий идентификации, оценки и минимизации рисков способны трансформировать риск владельцев денег, снижая его.

Банккак специфическое предприятиепроизводит особый продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства. Он производит товар особого рода в виде денег, платежных средств. Результатом банковской деятельности является банковский продукт, как продукт коллективного труда банковского персонала в целом. Данный продукт является свойственным только банкам. Ни один другой экономический субъект платежные средства не эмитирует, это делает только банк. Банковский продукт обладает рядом отличительных особенностей и носит в основном нематериальный характер.

Банковский продукт создается на определенных направлениях деятельности.

На традиционном направлении продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции.

На дополнительных направлениях можно назвать такие банковские продукты, как инкассация, конвертация валюты, перевоз документов.

На нетрадиционных направлениях деятельности можно выделить факторинг, форфейтинг, гарантии, хранение ценностей, консультирование и др.

Каждому продукту соответствует услуга, которая представляет собой процесс создания банковского продукта. Услугами являются кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и др.

Услуга предполагает осуществление операций. Банковской услугой является одна или несколько операций бан­ка, удовлетворяющих определенную потребность клиента. Услуги коммерческих банков означают проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату.

К основным характеристикам банковской услуги относятся:

- ее нематериальная сущ­ность;

- продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляют банковские специалисты;

- проведение банковских операций и оказание услуг регламентируется в зако­нодательном порядке;

- создатель новой банковской услуги не имеет ав­торских прав: система предоставления банковских операций и услуг интегрирована, поскольку банки вы­полняют их в комплексе, как набор банковских операций и услуг.

Операция– это конкретныйвид действий по созданию продукта.

Любая банковская операция представляет собой одну или несколько гражданско-правовых сделок. Как правило, в понятие банковской операции включаются не только юридически значи­мые, но и целый ряд фактических действий, связанных с бухгалтерским оформлением таких сделок.

Коммерческие банки вправе совершать три группы сделок (операций):

1. банковские операции, которые составляют непосредственный предмет деятельности банка (первая группа сделок);

2. сделки, которые имеют вспомогательное значение и служат для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка (закупка бумаги, аренда помещения и т. п.) (вторая группа сделок);

3. а также ряд других небанковских сделок, не запрещен­ных законом, но не включаемых во вторую группу (например, учреждение других предприятий и организаций) (третья группа сделок).

Для осуществления банковских операций (первой группы сделок) требуется лицензия Банка России (ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности»). Для осуществления второй и третьей групп сделок, совершаемых коммерческими банками, лицензии не требуется, они совершаются банком, как юридическим лицом.

Типовые банковские операции можно классифицировать по связи с балансом следующим образом:

1. пассивные операции;

2. активные операции;

3. комис­сионно-посреднические операции:

- Посреднические операции;

- Доверительные операции.

Пассивные операции – это операции по формированию банковских ресурсов, операции по привлечению (мобилизации) денежных средств различных экономических субъектов.

Выделяют четыре формы пассивных операций банков.

1. Операции формирования и увеличения уставного капитала банка;

2. Операции формирования прибыли, фондов банков;

3. Депозитные операции банка - привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты) на банковские счета;

4. Недепозитные (внедепозитные) операции - эмиссия собственных долговых ценных бумаг, привлечение межбанковских кредитов и др.

В результате первой и второй форм пассивных операций формируются собственные средства банка. Третья и четвертая формы пассивных операций формируют заемный капитал коммерческого банка, при этом третья форма пассивных операций образует привлеченные средства, а четвертая форма – заемные средства.

Активные операции банков – это операции по размещению банковских ресурсов. К активным операциям относятся весьма разнообразные сделки, объединяемые в одну группу потому, что банк, совершая их, создает основы для осуществления обслуживания клиентов (формирует материально-техническую базу, создаёт зоны обслуживания клиентов), обеспечивает клиенту возможность получе­ния необходимых ему средств, а себе – получение доходов, прибыли.

В результате активных операций формируются активы баланса банка. Активы КБ можно разделить на 5 категорий:

1) наличные и безналичные денежные средства (кассовая наличность и приравненные к ней средства, деньги, размещенные на счетах в других кредитных организациях), или денежный капитал;

2) инвестиции в ценные бумаги, или фиктивный капитал;

3) ссудная задолженность – предоставленные банком кредиты;

4) здания, оборудование и материальные ценности (капитализированные средства);

5) дебиторская задолженность банка как предприятия и прочие активы (иммобилизованные средства).

Посреднические услуги банков – это услуги, оказываемые по поручению клиентов и за их счет. Доходы от подобных операций формируются за счет получаемой банками комиссии, что позволяет называть посреднические услуги комиссионными услугами.

Посреднические услуги включают в себя:

1. Расчетно-кассовые обслуживание, включая валютный контроль, инкассацию, банковские карты;

2. Брокерское обслуживание;

3. Консалтинг и финансовый анализ;

4. Хранение ценностей и т.п..

Доверительные (трастовые) услуги банков – операции по управлению активами клиентов от своего имени по их поручению.

В соответствии с принципом универсальности все российские банки мо­гут развиваться как универсальные. Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятель­ности. Добровольная специализация в рамках универсального статуса пред­полагает, что всю ответственность за решение о выборе сфер деловой актив­ности несут сами банки и их учредители. Несмотря на то, что некоторые из банков закрепили в своем названии признаки специализации - «инновационный банк», «ипотечный банк», «сель­скохозяйственный банк», «муниципальный банк», - в настоящее время все они подчиняются единым нормам банковского законодательства, Банк России предъявляет к ним одинаковые требования. Для всех банков установлены единые нормативы, регулирующие их дея­тельность.

Трехмерная матричная модель

  Частные клиенты Малые и средние предприятия Крупные предприятия
Регионы Регионы Регионы
n n n
Коммерческая деятельность                  
Инвестиционная деятельность                  
Трастовая деятельность                  

Сильная сторона трехмерной матричной модели состоит в том, что в процессе принятия решения сталкиваются три точки зрения. Ответ­ственность за отдельные группы и сегменты рынка закрепляются на высшем уровне управления банком.

Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех прин­ципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, географию и группы клиентов), на практике встречается довольно редко. В данной модели маркетинговая деятельность, ориентируемая на потребности рынка, сосредоточена на выполнении операций и на пре­доставлении сервиса. Операции, выполняемые функциональными от­делами, содержат при этом маркетинговую «нагрузку», а отделы про­даж дифференцированы по рынкам сбыта. Сервис сочетает отрасле­вую деятельность с интересами групп клиентов. Такая структура позволяет банку находить новых клиентов (через отделы продаж, диф­ференцированных по регионам), укреплять сотрудничество с уже име­ющимися клиентами (посредством учета их особых интересов). В таком случае банки настроены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций «семейного банка», «банка фирмы (предприятия)».

Матричная модель позволяет дифференцировать услуги с учетом поставленных целей, гарантировать их качество, созда­вать отделы запросов и рекламаций, повышая тем самым заинтересо­ванность клиентов в дальнейшем сотрудничестве с банком.

Создание организационной структуры банка не является разовым процессом. В первоначальную организацию могут вноситься изменения в силу развития банка, изменения сферы его деятельности, смены приоритетов, развития некоторых новых видов продуктов и услуг, т.е. с учётом внешних и внутренних факторов.

К внешним причинам, обусловливающим необходимость изменения организационной структуры, относятся:

– развитие инноваций, новых банковских продуктов, вызывающее необходимость создания новых управленческих структур, наращива­ния кадрового обеспечения;

– технологические изменения в области информационного обес­печения и телекоммуникаций;

– сниже­ние деловой активности и осложнения на денежных рынках;

– жалобы клиентов, их переход в другие кредитные институты.

К внутренним причинам, вызывающим необходимость перемен в организации управления банком, относятся:

– быстрое развитие банка вследствие притока новых акционеров,

– усиление конкурентоспособности и расширение рынка сбыта банков­ских продуктов и услуг;

– перегрузка банковского персонала при увеличении объема опе­раций на всех направлениях банковского бизнеса;

– несовершенная, слишком длительная процедура принятия ре­шения при незначительной компетенции лиц, принимающих реше­ния;

– низкий профессиональный уровень банковского персонала, те­кучесть кадров; и другие.

Изменения в структуре органов управления банка неизбежно, за­трагивают взаимоотношения между ними, приводят к изменению штатного расписания, распределения полномочий и компетенций лиц, принимающих решения. Реорганизация управления должна базироваться на достаточно ос­мысленной и всеобъемлющей стратегии банка, на базе глубокого и всестороннего ана­лиза сильных и слабых сторон банка.

Практика показывает, что улучшение взаимодействия между от­дельными подразделениями банка ускоряет процесс принятия реше­ний, усиливает надзор и контроль, содействует рационализации банковской деятельности. Даже простая реорганизация аппарата управле­ния, связанная с упразднением излишних структурных подразделений, в конечном счете, положительно сказывается на экономии затрат.

Расчеты аккредитивами

Под аккредитивом (documentaly credit, DC) понимается взятое банком (по поручению покупателя) обязательство в течение определенного периода времени оплатить всю стоимость товара при предъявлении за­ранее определенных документов (например, документов на пе­ревозку груза).

Аккредитив дает продавцу гарантию получить платеж от по­купателя. Поставщик (экспортер) получает обязательство банка, открываю­щего аккредитив, по которому он получит деньги, если все до­кументы будут соответствовать условиям контракта. Как и для других видов платежей, для аккредитива во внешней торговле существуют единообразные условия. Для обеспечения едино­образия трактовки при составлении и оформлении аккреди­тива практически банки всех стран используют Унифициро­ванные правила и условия применения документарных аккредитивов, выработанные Международной торговой па­латой (МТП) в Париже — International Chamber of Commerce.

При осуществлении операций по аккредитиву в его основной форме участвуют:

1) плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в банк с просьбой об открытии аккредитива; 2) банк-эмитент, открывающий аккредитив; 3) поставщик (бенефициар по аккредитиву). В большинстве случаев в качестве 4-й стороны подключается банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара (исполняющий банк).

Степень обеспечения и момент принятия на себя риска определяют формы аккредитива. Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные; последние в подтвержденной и неподтвержденной формах.

Отзывной аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован без предварительного уведомления поставщика. Однако, если платеж уже выполнен, отзыв аккредитива остается без юридической силы. Данная форма применяется редко, так как никогда не подтвержда­ется банком поставщика и не представляет обеспечения бенефициару. При отсутствии соответствующих указаний согласно ст. 868 ГК РФ аккредитив считается отзывным.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия ак­кредитива.

Значит, в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, имея в виду возможность прекращения аккредитивных отношений до совершения платежа.

Безотзывный неподтвержденный аккредитив лишь авизуется бенефици­ару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам. Поставщику в этом случае приходится полагаться на проведение всех этих операций банком-эмитентом.

Безотзывный подтвержденный аккредитив означает твердое обязатель­ство банка, которому дается поручение о подтверждении (обычно банка-корреспондента), в дополнение к обязательству банка-эмитента, по платежу (акцепту, негоциации тратты). Важно, что подтверждающий банк гарантирует выполнение своего обязательства независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение.

Таким образом, для поставщика надежным является аккредитив безотзывный и подтвержденный обслуживающим банком. Кроме того, в спорном случае место нахождения подтверждающего банка считается местом судопроизводства, где применяется местное право. При неподтвержденном аккредитиве им является место нахождение банка-эмитента.

Исходя из наличия покрытия аккредитивы могут быть покрытые и непокрытые. Покрытие означает предварительное представление в распоряжение банка-корреспондента, средств (покрытия) в сумме ак­кредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международ­ной практике преобладают непокрытые аккредитивы.

В российской практике аккредитивная форма расчетов используется главным образом, когда она определена договором между контраген­тами. В договоре предусматриваются срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименование бан­ка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, ответственность перед получа­телем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщи­ком - в случае неправильной выплаты средств вследствие нарушения условий аккредитива.

В условиях разлаженности платежной системы в России применение аккредитивов весьма перспективно и гораздо эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, получившей широкое распространение в целях гарантии платежа.

Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтвержде­ние, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказан­ной продукций в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Однако, при этой форме расчетов замедляется оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время дей­ствия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмот­рена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.

Указанный недостаток аккредитивов существенно сглаживается при налаженности надежных, доверительных отношений между банками посредством телекоммуникационного общения и возможности работать в кредит в счет открытых друг другу кредитных линий. При этом банк-эмитент может открывать в исполняющем банке непокрытые аккредитивы (без предварительного депонирования средств покупателями) с предоставлением ему права списывать суммы по аккредитивам с ведущегося у него счета банка-эмитента. В результате покупатель перечисляет средства не заранее, а после отгрузки товара. Поставщик получает определенные преимущества в налогообложении, так как уплачивает налоги реально поступившими средствами после отгрузки товара. Подобная схема с использованием электронного аккредитива разработана отдельными банками. Большие и пока слабо реализуемые возможности заключаются и в использовании аккредитивов в международных торговых расчетах, а именно исполнении их путем негоциации переводных векселей. Так осуществляется больше половины мировых платежей. В России на них приходится примерно треть от всей массы внешнеторговых аккредитивов.

Аккредитивная форма расчетов может применяться как мера воздействия к недобросовестным поставщикам (применяется гарантированный отзывной аккредитив) или к нарушителям–плательщикам (тогда применяется покрытый безотзывной аккредитив).

Чековая форма расчетов

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.

Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.

Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Коммерческий банк перед выдачей чеков клиенту оформляет их в соответствии со следующими требованиями:
- наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение;
- наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке;
- пред

Наши рекомендации