Организационная структура банка

Организационная структура банка – внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений.

С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк.

В современном менеджменте существует несколько моделей организационных структур, которые используют кредитные организации.

Механистическая структура наиболее традиционная. Каждое отдельное подразделение специализируются на своем круге операций. Механистические структуры бывают двух видов:

1. Функциональные (или линейно-функциональные) подразделения создаются для решения определенных задач. При такой структуре в крупных кредитных организациях создается вертикальная иерархия департаментов, которые делятся на управления, а те в свою очередь – на отделы, отделы – на сектора, сектора – на группы и т. д. Функциональное деление чаще всего используется небольшими и средними кредитными организациями. В его основе – пооперационное разделение структур. Например, создаются валютный, кредитный, операционный отделы и т. п.

2. Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Они обязаны уметь объяснить правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям.

Чаще всего структурно сотрудники поделены на два-три управления: по работе с физическими лицами, обслуживанию юридических лиц, иногда создается специальное подразделение для VIP-клиентов. При дивизионной структуре существует разделение на фронт-офис, отвечающий за работу с клиентами, проведение операций, и бэк-офис, на который возложена работа по оформлению документации и другое обслуживание работы фронт-офиса.

Органические структуры – альтернатива механистическим – ориентированы на быстрые изменения окружающей среды. К этой группе относятся такие структуры:

– проектная, действует для реализации отдельно взятого проекта;

– матричная, представляет собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации целей.

Организационная структура кредитных организаций не регулируется законодательно. Каждый банк вправе выбирать собственную систему.

32. Порядок признания банка банкротом

Порядок признания ликвидируемой КО банкротом.

Осущ в случае, если стоимости имущества КО(собств капитал) в отношении которой принято решение о ликвидации недостающей для удовлетворения требований кредиторов КО.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидированной КО и БР и кредиторы КО подают заявление о признании ликвидированной КО банкротом. Арб. суд рассматривает дело о признании ликвидированной КО банкротом.

Несостоятельность (банкротство) КО

ФЗ №40

под несостоятельностью (банкротством) КО признается признанные АРБ судом ее неспособность удовлетворить требования кредитов по денежным обязательствам и/или использовать обязанность по уплате обязательных платежей.

КО считается неспособной удовлетворить требования кредиторов и использовать обязанность по уплате обяз платежей, если соответствие обязательства не исполнены ею в срок 14 и более дней с даты их исполнения и/или стоимость имущества (активов) недостаточна для использования обязательств.

33 Порядок открытия (закрытия) и изменения местонахождения внутренних структурных подразделений кредитной организации (филиала) на территории Российской Федерации

12.1. Дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла открываются (закрываются) по решению органа управления кредитной организации (решению руководителя филиала), которому это право предоставлено уставом кредитной организации (положением о филиале).

Датой открытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления уведомления, предусмотренного соответственно пунктом 12.2 или пунктом 12.3 настоящей Инструкции. С указанной даты внутреннее структурное подразделение вправе осуществлять делегированные ему банковские операции и сделки.

Датой закрытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления уведомления, предусмотренного соответственно пунктом 12.4 или пунктом 12.5 настоящей Инструкции.

12.2. Об открытии (изменении местонахождения (адреса) дополнительного офиса кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) дополнительного офиса.

К уведомлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 9.4.1 либо подпунктом 9.4.2 пункта 9.4 настоящей Инструкции.

12.3. Об открытии (изменении местонахождения (адреса) кредитно- кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), и территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла.

К уведомлению, направляемому в территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла, прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 9.4.1 либо подпунктом 9.4.2 пункта 9.4 настоящей Инструкции.

12.4. О прекращении совершения банковских операций и сделок в дополнительном офисе кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса.

12.5. О прекращении совершения операций в кредитно-кассовом офисе, операционном офисе, операционной кассе вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее (его) деятельностью, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла.

12.6. Внесение сведений об открытии (изменении местонахождения (адреса) внутреннего структурного подразделения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций осуществляется территориальным учреждением Банка России вне зависимости от направления запроса (проведения проверки), предусмотренного абзацем вторым пункта 9.4 настоящей Инструкции.

Лишении лицензии

КО подлежит ликвидации:

в случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

БР может отозвать лицензию на осуществление банковских операций(ст.20 "О банках и банковской деятельности"):

1. установление недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия.

2. задержки начала осуществления банковских операций предусмотренных лицензией более чем на 1 год.

3. установление фактов существенной недостоверности отчетных данных.

4. задержки предоставления ежемесячной отчетности более чем на 15 дней.

5. осуществление ,в т.ч. однократного, банковских опер не предусмотренных лицензией.

6. неисполнение федеральных законов

7. если в течение года к КО не однократно применялись меры воздействия

8. неоднократное нарушение в течение года требований 115-ФЗ.

9. неоднократного в течение года неисполнения требований судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов при наличии на них ДС.

10. наличие ходатайства временной администрации.

11. неоднократного непредставления в установленных срок в БР обновленных сведений необходимых для внесения в ЕГРЮЛ.

БР обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций:

1. нарушение требований к размеру собственных средств(капитала)

2. если достаточность капитала становится ниже 2%

3. если размер собственных средств банка ниже минимального значения уставного капитала на дату гос регистрации КО.

4. если КО не использует требования БР по приведению соответствия величины устав капитала и размера собственных средств

5. если КО неспособна удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязательства по уплате обязательных платежей.

Процедура отзыва лицензии:

1. принятие БР решения об отзыве лицензии

2. принятие соответственного акта БР

3. публикация сообщения об отзыве лицензии

4. -обжалование решения

-отзыв лицензии

5. назначение БР в КО временной администрации

6. ликвидация КО по инициативе БР.

порядок принудительной ликвидации

1. БР обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации КО(заявление)

2. Арбитражный суд получает заявление, рассматривает заявление, принимает решение о ликвидации КО и назначении ликвидатора КО.

3. ликвидаторам КО имевшим лицензию БР на привлечение во вклады ДС в физ лиц. является агентство по страхованию вкладов.

4. ликвидатором КО не имевшей лицнзии БР на привлеч во вклады ДС физ лиц арб суд утверждает арб управляющего.

Ликвидатор КО приступает к осущ своих полномочий со дня вступления в силу решения арб суда о ликвидации КО и назначении ликвидатора и действует до заявления ликвидации.

Ликвидация банка считается завершенной, а КО прекратившей свою деятельность после внесения уполном регистрирующим органом соответсвующей записи в ЕГРЮЛ.

Порядок признания ликвидируемой КО банкротом.

Осущ в случае, если стоимости имущества КО(собств капитал) в отношении которой принято решение о ливидации недотающей для удовлетворения требований кредиторов КО.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидированной КО и БР и кредиторы КО подают заявление о признании ликвидированной КО банкротом. Арб. суд рассатривает дело о признании ликвидированной КО банкротом.

Вопрос 35. Меры воздействия применяемые к КО за нарушение законодательных и нормативных требований.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Как следует из содержания ст.74 Закона «О ЦБ РФ» основаниями для применения принудительных мер являются:

- «нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации» (ч.1 ст.74 Закона);

- «неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков)» (ч.2 ст.74 Закона).

Законом предусмотрены следующие принудительные меры воздействия:

- штрафы;

- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

- ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

- запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

- запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

- запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- требование о замене руководителей кредитной организации;

- назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

- отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Рассмотрим подробным образом каждую из мер принудительного воздействия.

Штрафы.

Штраф - денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России основаниями для его применения (п.1.17.1 Инструкции №59).

Штраф может быть применен за каждый случай нарушения (неисполнения) требований федеральных законов и нормативных актов Банка России.

В ч.1 ст.74 Закона закреплено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала.

Практика применения данной статьи внесла определенные коррективы в порядок ее применения. Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2003 г. N КА-А40/8495-03 применение мер административной ответственности за нарушение банковского законодательства должно производиться в порядке и на основании КоАП РФ, и не может превышать установленный ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ размер - предупреждение или штраф в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, при определении размера штрафа должны учитываться не только нормы ФЗ «О ЦБ РФ», но и положения административного законодательства.

В соответствии с п.1.17.3 Инструкции №59 Банк России (его территориальное учреждение) установлен следующий порядок взыскания штрафа направляет кредитной организации предписание об уплате штрафа, в котором указываются сумма, срок перечисления штрафа, а также основания для его взыскания.

Согласно ст.ст.38 и 74 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России вправе обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с кредитной организации.

Ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев.

Согласно п.1.19 Инструкции №59 надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.

Ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких банковских операций. Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков). Мера воздействия в виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием.

В случае принятия решения о направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии территориальное учреждение Банка России в день принятия такого решения должно ввести ограничение на выполнение данной кредитной организацией следующих банковских операций:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), а также путем продажи им собственных ценных бумаг всех видов, привлечение новых межбанковских кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации;

- открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации, счетов банкам-корреспондентам и иным кредитным организациям, открытие своих корреспондентских счетов в других банках и иных кредитных организациях;

- выдача банковских гарантий;

- проведение операций с физическими лицами по купле и продаже иностранной валюты;

- открытие обезличенных металлических счетов по привлечению драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц, не являющихся учредителями (участниками) кредитной организации;

- осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года.

Запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Данный запрет означает требование полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями (в частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады и т.д.). Мера воздействия в виде запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием (п. 1.20 Инструкции №59).

Запрет на открытие филиалов на срок до одного года.

Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения, в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года. Запрет на открытие филиалов оформляется предписанием (п. 1.21 Инструкции №59).

Требование о замене руководителей кредитной организации.

Надзорный орган в случаях систематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения банковского законодательства при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного и коллегиального исполнительного органа кредитной организации). Требование о замене руководителей кредитной организации оформляется в виде предписания (п. 1.22 Инструкции №59).

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Решению об отзыве лицензии, как правило, предшествует применение к кредитной организации предупредительных или принудительных мер воздействия. Решение об отзыве лицензии может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано Банком России нецелесообразным (п. 1.24 Инструкции №59).

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лет.

№ 36. Размещение денежных средств в депозиты Банка России

Банк принимает свободные денежные средства юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в российских рублях и иностранной валюте в депозиты. По договору банковского депозита Банк обязуется возвратить сумму вклада (депозита) и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Ставка процента зависит от вида, суммы и срока депозита.

Проценты на сумму депозита начисляются со дня, следующего за днем поступления этой суммы в Банк, до дня возврата депозита включительно. Начисление процентов производится по ставке, действующей в Банке на дату заключения договора. Выплата процентов производится в соответствии с условиями договора и может происходить ежемесячно, ежеквартально и/или в дату возврата вклада клиенту. Выплата процентов и возврат основной суммы депозита производится путем их безналичного перечисления на счет юридического лица, указанный в договоре.

Депозитные сертификаты

Депозитный сертификат Банка - это ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права держателя сертификата на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов. Выплата процентов по депозитному сертификату производится одновременно с его погашением.

Депозитный сертификат может быть предъявлен к оплате досрочно. При досрочном предъявлении сертификата к оплате Банком выплачивается сумма депозита и проценты, выплачиваемые по вкладу до востребования, действующие на момент предъявления сертификата к оплате.

№37. Доходные активы повышенного риска

Уровень доходных активов. Данный показатель предназначен для оценки активов с точки зрения их эффективности. Нормальным считается, если доля активов, приносящих доход, в активах банка составляет 76 - 83%. Количественные параметры являются лишь предварительной оценкой рисковых активов.

Уровень активов с повышенным риском. Данный коэффициент предназначен для оценки качества активов с точки зрения риска. Он характеризует степень рискованности проводимой банком кредитной политики.

К активам повышенного риска относятся: ценные бумаги, факторинг, лизинг, просроченная задолженность, превышение дебиторской задолженности над кредиторской.

Уровень доходных активов (Е2) показывает, какую долю в активах занимают доходные активы. Поскольку практически все они являются рисковыми, их чрезвычайно высокая доля увеличивает неустойчивость банка и риски неплатежей как по текущим операциям, так и по своим обязательствам. Вместе с тем размер доходных активов должен быть достаточным для безубыточной работы банка. Нормальным считается, если доля доходных активов составляет 65—75%. Она может быть меньше, но при условии, что доходы банка превышают его расходы. Коэффициент рентабельности доходных активов (E7) характеризует общую эффективность проводимых доходных операций. Очень высокое значение коэффициента указывает на рискованность проводимых банком операций: преобладание высокодоходных операций является потенциальной опасностью невозврата ссуд в банк. Очень низкая доходность свидетельствует о неумелом управлении активными операциями и может стать причиной убыточной работы банка.

№38. Методология оценки достаточности собственных средств банка

Термин "достаточность капитала" отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску. Трактовка капитала как "буфера" против убытков обусловливает обратную зависимость между величиной капитала и подверженностью банка риску. Отсюда вытекает основной принцип достаточности: размер собственного капитала должен соответствовать размеру активов с учетом степени их риска.

Различие в методах оценки капитала в первую очередь коренится в целях проводимой оценки, а во вторую очередь зависит от субъекта проводящего данную оценку. Оценить собственный каптал можно по-разному, например с позиций:

1. адекватности риску;

2. достаточности для поддержания и расширения бизнеса;

3. рентабельности;

4. влияния на надежность;

5. привлекательности для инвесторов.

В зависимости от субъекта оценка капитала банка может проводиться: 1) собственниками и руководством банка; 2) вкладчиками (кредиторами) банка; 3) клиентами; 4) надзорными органами (Банком России, Налоговой инспекцией и т.п.); 5) конкурентами; 6) партнерами; 7) рейтинговыми агентствами.

В случае возникновения у банка отрицательного (или нулевого) капитала территориальное учреждение Банка России должно представить в Департамент банковского надзора аналитическую записку, в которой сообщаются меры, принимаемые по выходу банка из критического положения, и перспективы его дальнейшей деятельности.

Наши рекомендации