Правовые основания назначения страховой пенсии по старости в современных условиях

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам нетрудоспособности вследствие страсти или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Инициатором изменения действующей пенсионной системы является Правительство Российской Федерации, которое в 2012 г. утвердило стратегию долгосрочной пенсионной реформы. Необходимость пенсионной реформы, по мнению Правительства России, связана с тем, что по ранее действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависел от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника. При этом длительность трудового стажа работника на размер пенсии практически не влияла. Для изменения пенсионной системы в 2013 г. был принят Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях», вступивший в законную силу с 01.01.2015 г., и в России начал действовать новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, который должен повысить значение трудового стажа при расчете размера пенсии.

Многие эксперты, в том числе Т. Михайлова считают, что основная цель уже третьей за последние два десятиле­тия пенсионной реформы состоит в том, чтобы сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда и снизить расходы государства на поддержку пожилого населения страны.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии минимального страхового стажа шесть лет при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" введено принципиально новое условие, которое до этого не существовало, для определения права на страховую пенсию – наличие у заинтересованных граждан величины индивидуального пенсионного коэффициента 9,0 баллов с последующим ежегодным увеличением на 2,4 балла, до достижения минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента величины - 30 баллов в 2025 году.

Таким образом, с 1 января 2016 г. право на страховую пенсию может быть реализовано гражданами при выполнении следующих условий:

- достижение общеустановленного пенсионного возраста;

- наличие необходимого страхового стажа 7 лет;

- наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – 9,0 баллов.

Рассмотрим их содержание поподробнее.

В соответствии с Федеральным Законом № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" большое значение имел трудовой стаж, чем больше был трудовой стаж, тем выше размер трудовой пенсии. Позднее это были страховой стаж и размер заработной платы работника.

По новому Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" важное значение имеет размер заработной платы работника, стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и предельная величина страховых взносов уплачиваемых в ПФР РФ. Роль страхового стажа снижена и работнику требуется минимальный необходимый страховой стаж в соответствующем году выхода на пенсию.

Страховой стаж в статье номер 3 Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись, уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно статье 11Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

При этом в отношении периодов работы по трудовому договору законодатель принял во внимание решения Конституционного Суда Российской Федерации в части учета работы в страховом стаже независимо от факта и полноты уплаты страховых взносов.

Частью 3 статьи 13 Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено положение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты и т.д.), глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При условии уплаты страховых взносов включаются также в страховой стаж периоды деятельности лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Под работой, включаемой в страховой стаж, понимается, в первую очередь, работа по трудовому договору. Иной деятельностью в целях исчисления этого стажа признается предпринимательская, частная детективная, охранная и другие виды деятельности.

Рассмотренные периоды являются классическими страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и начисления (уплаты) за ее периоды страховых платежей на обязательное пенсионное страхование.

Содержание пенсионного страхового стажа только страховыми периодами не исчерпывается. Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа и за отдельные из которых производится возмещение средств из федерального бюджета.

В Федеральном Законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» они именуются «иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж». Принципиально, что «нестраховые» периоды не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа. На основании пункта 2 статьи 12 Закона № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности).

К таким периодам, в частности, относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.

Тем самым страховой стаж не может формироваться исключительно из «нестраховых» периодов.

Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода составляет:

1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3) 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

Необходимым условием для того, чтобы иные периоды были засчитаны в страховой стаж, является наличие хотя бы одного дня страхового стажа. При этом в отношении иных периодов не имеет значения, на какой период приходилась работа (предшествовала или следовала за иным «нестраховым» периодом).

Говоря об исчислении страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент. Известно, что в законодательстве Российской Федерации с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, закрепленный Федеральным Законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в Пенсионный фонд России. В настоящее время взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитываются при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимаются во внимание при определении права на пенсию. Благодаря изменениям в Законе № 167-ФЗ, которые вступают в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в статье 29 указанного Закона, засчитываются в страховой стаж.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (часть 2 статьи 13 Закона № 400-ФЗ).

Под индивидуальным пенсионным коэффициентом в статье 3 Закона № 400-ФЗ понимается параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определяется по формуле, закрепленной частью 9 статьей 15 Федеральным Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент на день назначения страховой пенсии;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды с 1 января 2015 года;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии.

В соответствии с Федеральным Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в состав страховой пенсии входит фиксированная выплата, размер которой составляет 3.935 рублей в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

С 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 тысячи 558 рубля 93 копейки в месяц, стоимость пенсионного балла – 74 рубля 27 копеек (в 2015 году – 71 рубль 41 копейка).

При назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь.

С 1 января 2015 года размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости пенсионного коэффициента.

Размер страховой пенсии по старости (СПст) в году ее назначения будет определяться по формуле:

СПст = ИПК х СПК, где

СПст – страховая пенсия по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Величина ИПК складывается из суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, «нестраховые» периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. (ИПКс), и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, «нестраховые» периоды. Эта величина в установленных случаях увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Законом предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

- не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 212-ФЗ;

- не свыше 6,25 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году указанные пенсионные накопления формируются.

Максимальный годовой ИПК начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и при этом застрахованное лицо отказалось от формирования пенсионных накоплений. Тем самым, чем выше зарплата, тем выше и значение годового ИПК.

Принципиально важно, что новые уточненные условия назначения страховой пенсии (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет и начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 году.

При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК - 30.

С 1 января 2016 г. страховая пенсия по старости назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста, наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента 9,0 и при наличии страхового стажа семь лет.

При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии.

Документы необходимы для предоставления в территориальные управления Пенсионного фонда для назначения пенсии:

- заявление о назначении страховой пенсии по старости;

- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

- свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа;

- документы, подтверждающие периоды работы и другие периоды, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи;

- справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. Во внимание могут быть приняты сведения о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, представленные работодателями и имеющиеся в информационных системах ПФР.

Таким образом, право на получение страховой пенсии по старости имеет три фактора: сначала определяется право на пенсию, т. е. достижения общеустановленного для выхода на пенсию возраста, наличия требуемого страхового стажа в зависимости от года выхода на пенсию и наличия требуемой суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые устанавливаются в баллах в зависимости от года выхода на пенсию.

Наши рекомендации