Понятие выручки и её виды (выручка от основной, инвестиционной и финансовой деятельности).
Выручка (оборот, объём продаж) — полная сумма денежных средств, полученная предприятием или предпринимателем от реализации произведённой продукции, услуг, работ[1] за определённый период.
Выручка классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая.
Выручка от основной (операционной) - выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), то есть от основной деятельности предприятия.
Выручка от инвестиционной деятельности - финансового результата от деятельности по приобретению и выбытию долгосрочных активов и других инвестиций, которые не относятся к денежным эквивалентам (то ест долгосрочными являются)
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от деятельнсти, которая ведет к изменениям в величине и структуре собственного капитала и заемных средств организации.
Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:
• по отгрузке — метод начислений;
• по оплате — кассовый метод.
Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Исключение составляют организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов).
В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.
Размер выручки от реализации, равный совокупным затратам, называется «критическим объемом реализации». Определив величину средних переменных затрат (Зпер), постоянных расходов (Рпос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический объем реализации (Ко) по формуле:
Ко = Зпер / Ц - Рпос
Планирование выручки от реализации продукции (объёма продаж) и себестоимости.
Планирование на предприятии — процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.
Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя из объема выполненных услуг и соответствующих цен и тарифов.
Метода планирования выручки:
1) Метод прямого счета - основан на гарантированном опросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов.
В=Р*Ц где В - выручка от реализации; Р - объем сопоставимой реализуемой продукции; Ц - цена единицы реализуемой продукции
2) Расчетный метод – когда объем реализуемой продукции корректируется на входные и выходные остатки.
В=Он + Т - Ок (Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода; Т - товарная продукция предполагаемая к выпуску в план. периоде; Ок - остатки нереализованной продукции на конец план периода). Все составные части выручки выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действующих ценах периода предшествующему планированию, товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого.
Основной целью планирования себестоимостиявляется выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений.
Методы планирования себестоимости:
- нормативный;
- планирование по технико-экономическим показателям.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы по всем ресурсам.
При втором методе (более предпочтителен, т.к учитывает многие факторы)учитываются:
а) технические (внедрение в плановом периоде новой технологии и техники);
б) организационные (совершенствование организационной структуры управления предприятием, углубление специализации и кооперирования, внедрение бригадной формы организации труда);
в) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
г) уровень инфляции в плановом периоде;
д) специфические факторы (например, изменение геологических условий разработки полезных ископаемых).
План по себестоимости продукции включает следующие разделы:
1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).
2. Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции.
3. Сравнение плановых калькуляций (Расчет себестоимости единицы продукции) отдельных изделий.
4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов, себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих затрат и структура себестоимости.