Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег.

Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недоста­ток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного пред­ложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих бан­ков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена воз­растает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государ­ственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.

Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммер­ческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.

Так, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого банка увеличивает и обязательные, и избыточные резервы коммерческого банка на 1000 тыс. руб. Следовательно при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резер­вы, то предложение денег в стране растет с учетом мультиплика­тивного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появле­нию 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.

Таким образом, покупая государственные ценные бумаги, Цент­ральный банк увеличивает предложение денег.

Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обяза­тельством выкупить их по определенной (более высокой) цене че­рез определенный срок. Процентом за полученные денежные сред­ства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа.

5. Учетная политика представляет собой классический инструмент в практике центральных банков. Суть учетной политики состоит в том, что Центральный Банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой[13] или ставкой рефинансирования, за предоставление ссу­ды коммерческому банку для пополнения резервов.

Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие бан­ки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Централь­ного банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связан­ные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками по­лучения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дис­контных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки отка­жутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том слу­чае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обра­щаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, свя­занными с привлечением каждого дополнительного рубля из Цен­трального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинте­ресованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повы­шается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некото­рые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодны­ми). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликатив­ному сокращению денежного предложения.

На практике, как правило, Централь­ный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уро­вень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Цент­рального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населе­нию. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бу­маг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Цен­трального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Учетная политика не является инструментом оперативного воздей­ствия на денежное предложение, более того, центральные банки стара­ются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования, имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредит­но-денежной политики.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны.

В об­щем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику, рас­ширяя предложение денег, в периоды «перегрева» экономической конъ­юнктуры, наоборот, сдерживающую, уменьшая рост денежной массы или вовсе сокра­щает предложение денег.

Политика дешевых и дорогих денег(рис. 8)

Денежно-кредитная полити­ка оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики харак­теризуется спадом производства и ростом безработицы. Централь­ный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения комплекса мер, называемого политикой деше­вых денег:

1) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков;

2) сни­жает норму обязательных резервов, что способствует автоматиче­скому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного предложения;

3) снижает учет­ную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Политика дешевых денег Политика дорогих денег
Ситуация:безработица и спад производства Ситуация: инфляция
Меры ЦБ: покупка ЦБ; понижение резервной нормы; понижение учетной ставки. Меры ЦБ: продажа ЦБ; увеличение резервной нормы; увеличение учетной ставки.
Следствие: денежное предложение возрастает Следствие: денежное предложение сокращается
процентная ставка падает процентная ставка возрастает
инвестиционные расходы возрастают инвестиционные расходы сокращаются
реальный ЧНП возрастает на сумму, кратную увеличению инвестиций инфляция уменьшается

Рисунок 8. Монетарная политика Центрального банка

Целью политики дешевых денег является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешев­ления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение пред­ложения денег при том же спросе снижает норму процента, кото­рый удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвес­тиционный спрос в экономике, что способствует росту инвести­ций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризует­ся наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает прово­дить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, спо­собствующих понижению резервов коммерческих банков, называемого политикой доро­гих денег:

1) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков;

2) уве­личивает норму обязательных резервов, что автоматически осво­бождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного предложения;

3) поднимает учет­ную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Целью политики дорогих денег являются понижение общих расходов и сдержи­вание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и заня­тость.

Сильные стороны кредитно-денежной политики:

1. Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой, кредитно-денежная может быстро меняться, т.к. применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте.

2. Меньшее политическое давление.Центральному Банку и правительству, легче, чем парламенту проводить непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики.

Недостатки и проблемы кредитно-денежной политики:

1. Циклическая асимметрия. Политика дешевых денег, например, может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличиться. Особенно это характерно во время глубокой депрессии.

2. Изменение скорости обращения денег.Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные кредитно-денежной политикой.

3. Влияние инвестиций. Серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег. Это ведет к одной из самых сложных проблем кредитно-денежной политики.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.

Следует отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия фискальной политики. Во-первых, потому, что фискальные ин­струменты находятся в непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что денежно-кредитная политика формируется Централь­ными Банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального Банка направлены не на реаль­ный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.

Существуют определенные трудности связаны с вопросом согласован­ности, координации бюджетно-налоговой и денежной поли­тики. Если правительство стимулирует экономику значитель­ным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведе­нием Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно прово­дит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефи­цита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора – они пере­водятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соот­ветственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования.

Заключение

1. Подобно фискальной политике, кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

2. Тремя основными инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.

3. Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи.

4. Взаимовлияние кредитно-денежной и внешнеэкономической политики основано на установлении фиксированного или свободного валютного курса Центральным Банком.

Задание на самостоятельную подготовку:дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

По рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего практического занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ТСО: «Лектор-2000», видеопроектор, ПВЭМ.

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

доцент Н. Рощина

[1] Выпуск ценных бумаг, в том числе денег, называется эмиссией, тот, кто их выпускает, называется эмитентом.

[2] Джон Хикс (1904–1989) – английский экономист, лауреат Нобелевской премии, разработчик кейнсианской макроэкономики. Важнейшая работа «Стоимость и капитал» считается классическим изложением теории общего равновесия.

[3] Transaction (англ.) – сделка

[4] Американский ученый Ирвинг Фишер (1867–1947) вошел в историю экономической мысли своими исследованиями «покупательной силы денег», «уравнением обмена», предложениями, связанными со «стопроцентными деньгами» и «конструктивным налогообложением». Эти темы до сих пор остаются в кругу дискутируемых проблем.

[5] Альфред Маршалл (1842–1924) – выдающийся английский экономист. Основатель кембриджской школы.

[6] Банковские операции – закрытый перечень операций, право совершения которых принадлежит банкам на исключительной основе.

[7] Инкасса́ция – банковская операция по пересылке банком чека в иностранный банк по поручению клиента, с целью получения банком причитающихся ему денежных средств на основании предъявленных платёжных документов (чеков).

[8] Кредитный договор – соглашение между банком и тем, кто одалживает у него деньги (заемщиком), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и прежде всего срок предоставления кредита, плату за пользование им и гарантии возврата денег банку.

[9] Кредитоспособность – наличие у заемщика готовности и возможно­сти вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, т. е. вернуть основную сумму займа и выплатить проценты по нему.

[10] Например, известное американское агентство «Дан энд Брэдстрит» собирает для кредиторов информацию о коммерческих фирмах-заем­щиках по многим сотням параметров, вплоть до конфиденциальных сведений о дурных привычках и темных пятнах в биографии руководителей этих фирм. Кста­ти, делается это в рамках закона, и каждый заинтересованный может затребовать ту информацию, которую сообщает о нем агентство, и, если она неверна, опроте­стовать ее через суд.

[11] Залог – собственность заемщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая ее продать, если он сам не сможет вернуть долг.

[12] Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке.

[13] Термин «учетная ставка» означает ставку процента (или дискон­та), по которой учитываются векселя, то есть учетная ставка представ­ляет собой сумму процента за время, прошедшее с момента выставле­ния векселя Центральному Банку до момента его погашения. В Российской Федерации вексельное обращение не развито, и ЦБ РФ не принимает векселя к оплате. Тем не менее, ЦБ РФ устанавливает ставку рефинансирования коммерческих банков.

Наши рекомендации