Государственные ценные бумаги

Учитывая особенности определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом, которые установлены ст. 276 НК РФ, следует учесть порядок налогообложения, предусмотренный в отношении операций с ценными бумагами.

Принцип определения процентного дохода по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также муниципальным ценным бумагам введен в ст. 281 НК РФ. Таким доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом соответствующих ценных бумаг, в виде процентной ставки к их номинальной стоимости. Если по ценным бумагам процентная ставка не установлена, доход рассчитывается как разница между номинальной стоимостью и стоимостью первичного размещения данной ценной бумаги. Эта стоимость исчисляется как средневзвешенная цена на дату признания соответствующего выпуска ценных бумаг размещенным согласно установленному порядку.

Приказом Минфина России от 05.08.2002 г. № 80н «Об утверждении перечня государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода» утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено получение продавцом процентного дохода. К ним относятся:

1) облигации федеральных займов;

2) государственные краткосрочные бескупонные облигации;

3) облигации государственного сберегательного займа РФ;

4) облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

5) государственные ценные бумаги субъектов РФ, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в п. 1–4 данного Перечня;

6) муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в п. 1–4 данного Перечня. Как следует из ст. 281 НК РФ, налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги в собственности налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам установлен п. 5–7 ст. 328 НК РФ.

Следуя положениям ст. 276 НК РФ, плательщиком налога по доходам, полученным в результате доверительного управления имуществом, является учредитель доверительного управления или выгодоприобретатель, в пользу которого заключен договор доверительного управления.

При этом доверительный управляющий может выступать в качестве налогового агента по условиям договора доверительного управления, т. е. удерживать налог у источника выплаты процентного дохода (накопленного купонного дохода) по государственным и муниципальным ценным бумагам, только в определенных законодательством случаях, а именно: 1) если владельцем ценных бумаг, переданных в доверительное управление, является физическое лицо или иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ;

2) если процентный доход по условиям договора назначен в пользу выгодоприобретателя, являющегося физическим лицом или иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ.

Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ.

Доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода.

Пунктом 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Таким образом, доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам учитываются учредителем в составе внереализационных доходов.

В тоже время необходимо учитывать, что налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам взимается по различным ставкам, установленным в п. 4 ст. 284 НК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 274 НК РФ, налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (24 %), определяется налогоплательщиком отдельно. Кроме того, по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, необходимо вести раздельный учет доходов (расходов).

Сроки уплаты установлены п. 4 ст. 287 НК РФ. Требование указанной нормы произвести уплату налога на прибыль с доходов, полученных продавцом в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и подлежащих налогообложению у получателя доходов, уплачивается в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со ст. 271 и 273 НК РФ.

В случае применения учредителем управления при определении доходов и расходов указанного метода начисления, сумма процентов, полученная им (причитающаяся ему) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на одну из следующих дат:

1) на дату реализации ценной бумаги;

2) на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии;

3) на последнюю дату отчетного периода.

При условии использования кассового метода для признания доходов и расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств.

Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями ст. 276 НК РФ) учредителю управления сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в п. 4 ст. 284 НК РФ.

Доверительный управляющий выступает в качестве налогового агента и обязан удержать налог у источника выплаты дохода по операциям с ценными бумагами в случае, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является физическое лицо или иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ.

В остальных случаях плательщиком налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, переданными в доверительное управление, является учредитель управления.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном ст. 280 НК РФ, с учетом требований ст. 276 НК РФ.

Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению ценными бумагами в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ, и представлять учредителю управления, т. е. выгодоприобретателю, сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы.

Учитывая требование п. 8 ст. 280 НК РФ об отдельном формировании налоговой базы по различным категориям ценных бумаг при осуществлении доверительного управления и совершении сделок с ценными бумагами различных категорий, необходимо определять налоговую базу отдельно по каждой категории ценных бумаг. В случае же возникновения в процессе доверительного управления иных видов доходов – и по каждому виду дохода.

При расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям.

Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Учредителю управления следует закрепить в учетной политике порядок распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода. При этом расчет указанной пропорции может быть установлен исходя из доли каждого вида дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории.

Несмотря на отдельное формирование налоговой базы, налогоплательщик вправе при составлении налоговой декларации включать в состав расходов иные затраты, в том числе общехозяйственные. Данное правило следует из общего порядка формирования налоговой базы, позволяющей учесть прибыль, полученную налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. И в том случае, когда вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее можно без каких-либо ограничений вычесть все косвенные расходы организации, предусмотренные гл. 25 НК РФ.

Помимо этого, участнику доверительного управления, являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг, необходимо утвердить в учетной политике для налоговых целей, в учете какой из категорий бумаг найдут отражение иные доходы и расходы, возникновение которых не является непосредственным следствием осуществления операций с ценными бумагами.

Правила переноса на будущее убытков предыдущего налогового периода от операций с ценными бумагами обеих категорий предусматривают возможность уменьшения налоговой базы от операций с соответствующей категорией ценных бумаг в текущем периоде. Тем не менее в течение налогового периода такой перенос должен сопровождаться раздельным учетом по указанным категориям ценных бумаг, и зачет должен производиться только в пределах прибыли, полученной от операций с ними.

Возможна ситуация, когда учредитель доверительного управления, который не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеет два источника дохода: по договору доверительного управления ценными бумагами и от операций купли-продажи ценных бумаг, совершаемых им самостоятельно.

В соответствии со ст. 249 НК РФ к доходам от реализации для целей налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары. Ценные бумаги в налоговых целях также отнесены в разряд товаров. Как следует из п. 3 ст. 38 НК РФ, в целях налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Таким образом, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете – это часть выручки организации, даже при условии разового характера таких операций, никак не связанных с обычной деятельностью.

В бухгалтерском учете, как известно, организация вправе самостоятельно квалифицировать свои доходы – относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в деятельности организации. Выручку от продажи ценных бумаг в бухгалтерском учете зачастую относят именно к прочим доходам.

Учитывая требования п. 3 ст. 276 НК РФ, доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления ценными бумагами учитываются в составе его выручки.

Если обратиться к п. 2 ст. 280 НК РФ, то к расходам при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, относятся цена приобретения ценной бумаги, в том числе расходы на ее приобретение, затраты на реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченного продавцу ценной бумаги; при этом в расходы не включаются суммы накопленного процентного дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Что касается момента их признания, то подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ определена дата осуществления расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, как дата реализации ценных бумаг, и расходы на хранение векселей, услуги депозитария и иные расходы, непосредственно связанные с реализацией определенной категории ценных бумаг, следует признавать в составе расходов, связанных с реализацией ценных бумаг.

В том случае, когда расходы не могут быть четко определены, например вознаграждение доверительного управляющего, необходимо закрепить в учетной политике, в составе каких расходов оно будет признаваться.

Порядок признания расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг банками – профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, предусмотрен ст. 272, 291, 300 НК РФ.

В тоже время при определении налоговой базы не признаются расходами в целях налогообложения отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, на что указывает п. 10 ст. 270 НК РФ.

В связи с тем что существуют особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом, рассмотренные выше, необходимо остановиться на специфике формирования резерва под обесценение ценных бумаг у учредителя управления, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность.

Как следует из ст. 300 НК РФ, при реализации или выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги.

В данном случае передача в доверительное управление ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв под обесценение ценных бумаг, учитываемый при определении налоговой базы, не является условием для восстановления суммы такого резерва. Исходя из этого, в момент передачи управляющему ценных бумаг учредитель доверительного управления не увеличивает свои доходы на сумму созданного резерва в части, к ним относящейся.

В тоже время в порядке, установленном ст. 300 НК РФ, указанный резерв требует корректировки по состоянию на конец отчетного налогового периода.

Так, при условии недостаточности сумм резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг на конец отчетного налогового периода сумма резерва увеличивается на величину превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг над их рыночной котировкой, и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения.

Превышение расчетной величины резерва над суммой ранее созданного резерва с учетом восстановленных сумм, выявленное на конец отчетного налогового периода, требует скорректировать сумму резерва в сторону уменьшения и восстановить до расчетной величины путем включения в доходы суммы такого восстановления.

Применяя установленный порядок, доверительный управляющий учитывает соответствующие корректировки резерва при формировании сведений о доходах и расходах для передачи данных учредителю управления.

К тому же доверительный управляющий обязан сообщить о реализации или ином выбытии ценных бумаг, полученных в доверительное управление. Как указывалось выше, в этом случае сумма резерва подлежит включению в доходы в том отчетном налоговом периоде, когда были реализованы или выбыли ценные бумаги, что и необходимо сделать учредителю доверительного управления при предоставлении такой информации.

Следует обратить внимание, что создание резерва под обесценение ценных бумаг производится в целях бухгалтерского учета при наличии финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость и отвечающих критериям устойчивого снижения стоимости. Данный порядок регламентирован в разделе VI Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Как уже рассматривалось выше, в п. 11 Указаний № 97н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» установлено, что отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов и расходов осуществляются доверительным управляющим на отдельном балансе в общеустановленном порядке при соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления.

На основании этого положения, доверительный управляющий учитывает корректировки созданного резерва при формировании финансового результата на отдельном балансе в целях бухгалтерского учета. При этом учредитель управления, сформировавший указанный резерв, может не относиться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, что не позволяет ему учитывать сформированный резерв в составе расходов, а также и корректировки, связанные с его созданием. Для соблюдения норм, установленных п. 10 ст. 270 НК РФ и подп. 25 п. 1 ст. 251 НК РФ, доверительный управляющий в обязательном порядке исключает перечисленные суммы при определении налоговой базы.

Аналогичная ситуация складывается, когда в доверительное управление передаются ценные бумаги, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость. Для данной категории ценных бумаг правилами бухгалтерского учета предусмотрена последующая переоценка. Следовательно, данное положение, закрепленное в учетной политике учредителя доверительного управления, должно быть использовано доверительным управляющим при отражении операций, связанных с доверительным управлением, на отдельном балансе. В свою очередь, для целей исчисления налога на прибыль как положительная, так и отрицательная разница от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости не учитывается на основании п. 46 ст. 270 НК РФ и подп. 24 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ, раскрываются в ст. 309 НК РФ.

Как следует из п. 6 ст. 309 НК РФ, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

Порядок исчисления налога регламентирован ст. 286 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 286 НК РФ налоговый агент, исполняя обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога на прибыль организаций в бюджет, определяет сумму налога по каждой выплате или перечислению денежных средств, а также иному получению дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 287 НК РФ российская организация (налоговый агент) или иностранная организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой ино-странной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение 3 дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Статей 332 НК РФ установлено, что доходы учредителя управления и доверительного управляющего по договору доверительного управления формируются в каждом отчетном (налоговом) периоде независимо от того, предусмотрено ли таким договором осуществление расчетов в течение срока действия договора доверительного управления или нет.

Учитывая изложенное, российская организация (доверительный управляющий) обязана удерживать соответствующие суммы налога на прибыль при каждой выплате (перечислении) денежных средств иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ (учредителю доверительного управления), а также на конец отчетного (налогового) периода – с полученных в рамках доверительного управления доходов, подлежащих выплате (перечислению) учредителю доверительного управления.

Таким образом, непосредственным источником выплаты дохода иностранной организации, не имеющей представительства на территории РФ и являющейся учредителем управления либо выгодоприобретателем, признается доверительный управляющий, и именно на него возлагается обязанность по исчислению и удержанию налога.

При этом не стоит забывать, что налогообложение указанных доходов в немалой степени зависит от правил, установленных в международных соглашениях с той страной, резидентом которой является учредитель управления (выгодоприобретатель).

Положения соглашений об избежании двойного налогообложения при налогообложении таких доходов, как дивиденды, проценты, лицензионные платежи, применяются только в тех случаях, когда эти доходы выплачиваются в пользу резидента одного или обоих договаривающихся государств, являющегося фактическим получателем соответствующего дохода.

В связи с чем при решении вопроса о неудержании налогов у источника выплаты или возврата ранее удержанных у источника выплаты налогов прежде всего обращается внимание на возможность подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.

Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правового основания для получения дохода, которым является факт заключения ею договора.

Фактическое право на доходы от доверительного управления имуществом возникает у иностранной организации – учредителя управления с момента передачи имущества в доверительное управление. Договор доверительного управления считается заключенным с момента передачи имущества доверительному управляющему.

Понимается также, что доверительные управляющие, выступающие одной из сторон договора доверительного управления, могут являться фактическими получателями в целях налогообложения только в отношении собственного вознаграждения за оказание услуг управляющего.

Таким образом, фактическое право у иностранного лица – учредителя управления на получение доходов от доверительного управления имуществом удостоверяется договором и актами передачи имущества.

Поэтому при наличии выплат дивидендов или процентов по ценным бумагам в доверительном управлении в целях установления обязанности по удержанию налогов у источника выплаты необходимо удостовериться, имеет ли лицо, в пользу которого осуществлена выплата, фактическое право на получение этих доходов.

Исходя из этого, при осуществлении указанных выплат доверительному управляющему удержание налогов у источника выплат не производится на основании договора, заключенного от лица доверительного управляющего с обязательной пометкой ДУ, тогда как доверительный управляющий при выплате доходов иностранной организации обязан исполнить обязанности налогового агента.

Таким образом, если фактическое право на получение доходов имеет иностранная организация, то не имеет значения, на счета каких лиц перечисляются эти доходы.

Исходя из вида конкретного дохода и возможности применения положений соглашений решается вопрос о применении ставки налога во избежание двойного налогообложения. В случае, если с государством, резидентом которого является учредитель доверительного управления, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, следует руководствоваться положениями данного соглашения, которые могут устанавливать льготную ставку налогообложения, в частности такого вида дохода, как проценты.

Наши рекомендации