Государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Понятие государственного внутреннего долга определяется в Законе РФ «О государственном внутреннем долге РФ» и в 817 ст. ГК РФ.

Если, согласно закону, под государственным внутренним долгом понимались долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, то ГК расширил эту трактовку. Теперь по договору государственного займа заемщиком выступает либо Российская Федерация, либо субъект РФ.

ГК определил и форму государственного займа. Он осуществляется в виде выпуска облигаций или иных ценных бумаг.

Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:

· финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение;

· финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;

· регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействия на цены и инфляцию, на экономический рост, платежный баланс и т. д.

ГЦБ имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

Основные виды ГЦБ в России приведены в табл. 18.3.

Таблица 18.3

Эмитент / Срок обращения Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
1. Федеральные органы власти   Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) Казначейские обязательства (КО)   Облигации Федерального займа (ОФЗ) Облигации внутреннего валютного займа   Государственные долгосрочные облигации (ГДО)  
2. Муниципальные органы власти   Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО) Муниципальные векселя   Муниципальные среднесрочные облигации Муниципальные жилищные сертификаты       -

Если обратиться к данным российской статистики, то оборот на рынке ГЦБ увеличился с 1995 по 1996 г. более чем в 10 раз (в ценах соответствующих лет), при этом структура этого сегмента фондового рынка претерпела значительные изменения (табл. 18.4).

Таблица 18.4. Оборот (млрд руб.) и структура (% к итогу) рынка ценных бумаг России в период 1993-1996 гг. (в ценах соответствующих лет)*

Виды ценных бумаг   1993 г.   1994 г.   1996 г.  
млрд. руб.   % к итогу   млрд руб.   % к итогу   млрд. руб.   % к итогу  
Ценные бумаги – всего, в том числе:   595,1   100,0   29091,5   100,0   291 501,4   100,0  
• акции   37,3   6,0   218,7   0,75   264,5   0,09  
• облигации органов государственной власти, из них:   283,1   48,0   27 493,3   94,0   288 938.3   98,0  
• государственные краткосрочные облигации (ГКО)   240,5   40,0   20 530,0   71,0   156 950,0   54,0  
• облигации федерального займа (ОФЗ)   –   0,0   –   0,0   14 000,0   5,0  
• облигации акционерных обществ   0,0   0,0   2,6   0,01   1,3   0,0004  
• депозитные сертификаты   0,4   0,07   2,7   0,01   2,4   0,001  
• векселя   0,6   0,10   18,9   0,06   16,8   0,005  
• опционы   2,4   0,40   1,3   0,005   301,2   0,10  
• фьючерсы   0,2   0,03   17,8   0,06.   2,8   0,001  
•приватизационные чеки   270,4   45,0   1333,8   4,58   –   0,0  

* Россия в цифрах. 1996/Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 1997.

Из табл. 18.4 видно, что рынок ценных бумаг гипертрофирован в сторону государственных облигаций, корпоративные акции занимают весьма малый удельный вес, не соответствующий потенциалу этого сегмента фондового рынка. Невелика и доля муниципальных ценных бумаг, хотя они являются важнейшим финансовым источником покрытия дефицита местных бюджетов.

За 1996 г. объем государственного долга по ГКО-ОФЗ возрос до 200 трлн руб., а по федеральному бюджету 1997 г. было размещено государственных бумаг на сумму в 350 трлн руб. в целях финансирования доходной части бюджета.

Табл. 18.4 показывает, что в результате проведения экономических реформ к 1998 г. сложилась финансовая пирамида, которая неизбежно должна была рухнуть.

Резко вырос дефицит госбюджета, и изменились источники его покрытия. По расчетам профессора Н. М. Багрова (СПбГУЭФ), если в 1993 г. внешний источник покрытия дефицита госбюджета составлял 9%, а внутренний – 91%, то на 1 июня 1998 г. ситуация изменилась. Внешние источники стали составлять 73,0%, а внутренние – 27% *. Произошло изменение участников рыночного сектора в портфеле ГКО и ОФЗ сократилась доля коммерческих банков с 68,1% на07.01.97г. до 61,01% на 01.04.98 г., но при этом выросла за тот же период доля нерезидентов с 16,2 до 32,14% и снизилась доля юридических лиц с 15,6 до 6,3% *.

* См. Багров Н. М. У развилки трех дорог// Экономика и время. 1998 г. № 10. 5 декабря. С. 8.

Произошло и существенное изменение ситуации по платежам внешнего долга.

Если в 1985 г. (еще в условиях СССР) фактические платежи по внешнему долгу превзошли график платежей и были в соотношении 5,5 млрд, $14,7 млрд, то в 1992 г. это соотношение составило $1,3 млрд и $7,8 млрд, а просроченные платежи достигли $11 млрд. К 1995 г. ситуация ухудшилась еще больше. Просроченные платежи достигли $31,4 млрд, а фактические выплаты были $ 7,5 млрд. К августу 1998 г. стало ясно, что у правительства РФ нет денег, чтобы расплатиться и по внутреннему, и по внешнему долгу. Разразился финансовый кризис. Произошла смена правительства, но и правительство Е. М Примакова, попав в жесткую зависимость от кредитов МВФ, продержалось всего 8 месяцев. Новому правительству РФ необходимо принять жесткие меры, чтобы получить кредиты МВФ, погасить наиболее горящие долги. Для этой цели потребуется возродить рухнувший фондовый рынок России при отсутствии доверия к правительству как со стороны внутренних, так и в особенности внешних инвесторов. Сделать это будет чрезвычайно трудно. Выход из кризиса можно будет найти на путях возрождения и развития реального сектора экономики и прежде всего на основе рынка продукции производственно-технического назначения.

В регулировании ценообразования на финансовом рынке важную роль сыграет принятие и применение Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117-ФЗ от 23 июня 1999 г.

Данный закон расширяет принятый еще в 1991 г. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который не распространялся на финансовый рынок. В новом законе дано определение финансового рынка как рынка финансовых услуг на территории РФ, включающего в себя рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и рынок иных (других) финансовых услуг.

По новому закону участники финансового рынка должны уведомлять Министерство антимонопольной политики (МАП) о соглашениях между участниками рынка по ведению согласованных действий и о соглашениях между участниками рынка и государственными органами различного уровня о ведении согласованных действий.

В соответствии с законом МАП должно следить за долей финансовых организаций на рынке финансовых услуг, чтобы она не превышала установленных нормативов, и не допускать злоупотреблений при заключении договоров, необоснованно высоких или низких цен на финансовые услуги, установлении (поддержании) цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок; повышении, снижении или поддержании цен на торгах, разделу рынка финансовых услуг. Эти и другие меры, предусмотренные в законе, дают возможность значительно расширить государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг и направления его деятельности.

Наши рекомендации