Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы.
Однако процесс создания новых денег на этом не заканчивается.
Допустим, что клиенты коммерческого банка «А» (заемщики), получившие ссуду 90 млн. руб., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозит банка «Б». Увеличение депозитов в последнем банке позволяет ему выдать новые ссуды. При этом необходимо направить в резерв 10% суммы депозитов (9 млн. руб.). Следовательно, новые ссуды будут предоставлены на сумму 81 млн. руб., а общий прирост денежной массы (с учетом операции двух банков) составляет 271 млн. руб. (100+90+81).
Таким образом, процесс создания новых денег банками будет продолжаться, но до определенного предела. Этот процесс характеризует мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть рассчитан с учетом резервных требований:
100 млн. руб. + 90 млн. руб. + 81 млн. руб. + ….= 100 млн. (1 + 0,9 + 0,92 + 0,93 + …) = = 1 млрд. руб.
Следовательно, при уровне резервных требований 10% первоначальный депозит 100 млн. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов на 1 млрд. руб.
Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет денежныйилибанковскийилидепозитный мультипликатор (m ).Он рассчитывается по формулам:
, где r – обязательная резервная норма в %; (4)
или
, где: М – прирост депозитов, R – прирост резервов. (5)
Можно вычислить объем денег, добавленных в обращение, применив формулу банковского мультипликатора. В нашем примере он равняется m = 1/0,1 = 10.
Т.е. каждый рубль увеличения резервов привел к возрастанию депозитов на 10 рублей. Величина мультипликатора находится в обратной зависимости от обязательных резервных требований. Если ставка минимальных резервов снизится до 5%, то m составит – 20, а если повысится до 20%, то m снизится до 5.
В общем виде суммарное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита равно:
Мs = D / r
где: Мs – предложение денег;
D – первоначальный вклад;
r – норма банковских резервов.
Пример: Если предложение денег выросло в 5 раз. То чему равна резервная норма?
; ;
Описанный выше процесс создания банками денег получил название кредитив-банковской мультипликации. Данный механизм следует рассматривать как идеальную схему, действующую при условии, что все предприятия все полученные деньги вносят в банки, никто не изымает своих вкладов, а банки выдают кредиты с учетом установленной нормы обязательных резервов.
В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в значительной степени зависит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты, часть их продолжает циркулировать в качестве наличных. Кроме того, в нашем примере мы не учитывали, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.
Наконец, в случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в противоположном направлении.
Т.О. банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Например, покупка коммерческим банком государственной облигации стоимостью 1000 руб. сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что, в конечном счете, приводит к уменьшению банковских депозитов на 10 тыс. руб. (при минимальной ставке резерва 10 %).
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков.
Предложение денег Мs включает в себя наличность С вне банковской системы и депозиты D, которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок:
Мs = С + D
где: Мs –предложение денег;
С –наличность;
D –депозиты.
Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R, тогда:
MB = C+R,
где: МВ –денежная база;
С –наличность;
R –резервы.
Денежный мультипликатор (т) –это отношение предложения денег к денежной базе:
т = Мs / МВ, отсюда Мs = т х МВ.
Т.о. денежный мультипликатор можно представить и через отношение наличность-депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):
т = Мs / МВ = С + D / C+R
Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:
где: cr = C / D
rr = R / D
Величина сr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов,устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов,которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.
Теперь предложение денег можно представить как:
Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора(или мультипликатора денежной базы).
Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.
Центральный Банк может контролировать предложение денегпрежде всего путем воздействия на денежную базу.Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:
– первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального Банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);
– последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.
Т.о. денежная масса изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального) сектора.
3. Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности, покупая – увеличивает. Как правило, центральные банки проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью валютной политики зачастую является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.
4. Политика открытого рынка, т.е. проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран.
Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли – продажи ценных бумаг.
Операции на открытом рынке–это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.
Термин «открытый рынок» означает, что Центральный Банк продает и покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных соглашений.
Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х годах и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок. Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот увеличивает.
Отметим, что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.
Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бумаг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем самым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (уменьшить количество денег в обращении).
Для этого он начинает активно продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населению. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.
Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на свои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Центральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, уменьшая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.
Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее обязательные и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Следовательно при продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.
В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.