Правовое значение Агентства по страхованию вкладов

Ключевую роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет Агентство по страхованию вкладов. Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Поскольку Агентство – некоммерческая организация, получение прибыли не является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если только это достижению цели, ради которой оно создано, и соответствует этой цели.

Целью деятельности Агентства в соответствии с Законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Агентство имеет счет в Банке России.

Местонахождение центральных органов Агентства – город Москва.

Агентство по страхованию вкладов может создавать филиалы и открывать представительства.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:

1) организует учет банков (ведет реестр банков);

2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности, предусмотренных Законом о Банке России[5] и нормативными актами Банка России;

5) размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном в Законе;

6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

7) определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Закона о страховании вкладов;

8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей.

Органами управления Агентства по страхованию вкладов являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.

Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства:

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном Законом;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»;

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона , не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.

40. Правовое регулирование и содержание договора факторинга

По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (п. 1 ст. 824 ГК).

По своей юридической природе данный договор всегда является возмездным и двусторонним. Рассматриваемый договор может предусматривать как передачу денег финансовым агентом клиенту (по модели договора займа), так и обязательство передать их (по модели кредитного договора). Форма договора факторинга подчиняется общим правилам о форме, в которой должна быть совершена уступка права требования (ст. 389 ГК).

Предметом договора финансирования под уступку денежного требования может быть:

· передача денежного требования финансовому агенту в обмен на предоставление клиенту денежных средств;

· уступка клиентом фактору своего денежного требования в качестве способа обеспечения исполнения обязательства, имеющегося у клиента перед фактором (обычно по кредитному договору фактора с клиентом). В этом случае требование может переходить к фактору только при условии невыполнения клиентом своего основного обязательства.

Договоры факторинга используются в предпринимательском обороте, поэтому их участниками могут стать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Статья 825 ГК устанавливает правило об обязательном лицензировании факторинговой деятельности, что расходится с действующим законодательством о лицензировании, а также о банках и банковской деятельности, не содержащим такого требования. Поэтому для выступления предпринимателей в качестве финансовых агентов лицензии теперь не требуется.

Содержание:

1. покупатели, требования которых будут переуступаться;

2. контрольная сумма переуступаемых требований;

3. предельная сумма аванса;

4. процентная ставка за кредит;

5. процент комиссионного сбора за обработку счетов-фактур;

6. минимальная сумма комиссионного сбора, если требования поступили на

меньшую сумму;

7. дополнительные виды услуг, получаемые поставщиком;

8. предельные суммы по операциям факторинга и метод их расчета;

9. меры, принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика;

10. право регресса (право обратного требования к поставщику);

11. сроки заявления претензий и жалоб на факторинговый отдел;

12. ответственность сторон за нарушение условий договора;

13. предельный срок платежа для покупателя;

14. порядок завершения факторной сделки;

15. условия расторжения договора;

16. срок действия договора.

Особо оговаривается, что поставщик не имеет права заключать договор с другим банком.

В договоре предусматриваются также обязанности поставщика и факторингового отдела банка.

Так, поставщик отвечает за соблюдение все требований, предъявляемых к оформлению расчетных документов;

своевременную переуступку сумм, возникающих при отказе от акцепта и сумм покупателей, поступивших в оплату по факторингу, но зачисленных на расчетный счет поставщика. Он должен также своевременно и в полном объеме отрегулировать все спорные моменты; предоставить отделу необходимую документацию о поставке товаров или предоставлении услуг, в том числе документы, подтверждающие отгрузку в соответствии с условиями заказа по срокам, количеству и качеству; предоставить информацию о плательщике, если имело место ухудшение его производственной и финансовой деятельности, которое может повлиять на степень рискованности операций факторинга.

Наши рекомендации