Валютное регулирование - вид банковского регулирования.

Валютное регулирование - это деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями, с помощью которого государство ставит под свой контроль валютные операции, а также предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты.

Механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

- валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

- валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;

- регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование.

Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Валютные ограничения - это определенные меры, применяемые в целях регулирования валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществления ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.

Валютное законодательство РФ состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Федеральным законом. При этом следует иметь в виду, что органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Центральный банк и Правительство издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Федеральным законом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Современное валютное регулирование осуществляется Банком России по следующим направлениям: поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам, лицензирование валютных операций, регламентация правил открытия и ведения счетов резидентов и счетов нерезидентов в иностранных валютах, а также правил осуществления по ним валютных операций; регламентация правил открытия и ведения счетов нерезидентов в рублях и осуществления по ним валютных операций; определение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты; покупка валюты на внутреннем валютном рынке; регламентация экспортно-импортных операций и международных расчетов; обязательная продажа валютной выручки; осуществление кассовых операций в иностранной валюте и обмен валюты, управление валютными рисками, получения кредитов в иностранной валюте, инвестирование в иностранной валюте, квоту и участие зарубежных инвесторов в российском банковском секторе, бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в связи с осуществлением ими валютных операций.

Кроме того, Банк России вправе самостоятельно проводить все виды валютных операций.

Говоря о валютном регулировании в непосредственном, узком смысле слова, некоторые авторы определяют его как правовой режим, при котором участники валютных отношений вправе совершать валютные операции с соблюдением валютных ограничений и под контролем государства.

Важно отметить, что единой чертой всех существующих определений валютного регулирования (относительно его содержания) следует считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами в целях:

- создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

- установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

- регламентации международных расчетов;

- поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

- обеспечения желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком

18. Понятие и виды валютных операций.

Валютные операции - это комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме различного рода сделок, существенной чертой которых выступает движение валюты и ценных бумаг в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения. Можно выделить три основания классификации валютных операций - по содержанию, по форме и по субъектному составу.

По содержанию, т.е. по существу, можно выделить следующие виды валютных операций:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ;

По форме, т.е. по порядку осуществления, в теории валютного права среди всех разновидностей существующих валютных операций выделяется их обособленная группа - валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами.

По субъектному составу, т.е. по характеру участвующих в валютной операции субъектов все разновидности валютных операций можно разделить на три категории:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

2. Валютные операции между резидентами. Валютные операции между резидентами в общем случае запрещены. Тем не менее, существует целый ряд ограничений из общего правила.

Во-первых, этот запрет не распространяется на валютные операции по сделкам между резидентами и уполномоченными банками и между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет в порядке, установленном Банком России.

Во-вторых, как следует из ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании, без ограничений проводятся следующие валютные операции между резидентами:

1) передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту и (или) муниципальному образованию;

2) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

4) приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевод физическим лицом — резидентом из РФ и получение в РФ физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляется в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

7) операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

8) операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза по территории России, а также по договорам страхования указанных грузов;

9) операции с внешними ценными бумагами, проводимые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, если права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;

10) операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством, и проведения расчетов в валюте РФ;

11) операции, связанные с обязательными платежами (налогами, сборами и другими платежами) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством; операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

13) операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределами РФ, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

14) операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством;

15) операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами РФ, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;

16) перевод физическим лицом— резидентом из РФ в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами РФ, суммы, не превышающей в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента;

17) перевод физическим лицом — резидентом в РФ со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами России, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках;

18) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы России работников, чья постоянная работа ведется в пути или имеет разъездной характер;

19) все перечисленные выше операции, совершаемые доверительными управляющими.

3. Валютные операции между нерезидентами. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на счета (во вклады) в уполномоченных банках или со счетов (вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ (ст. 10 Закона о валютном регулировании).

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои счета (во вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1-4 ст. 13 Закона о валютном регулировании).

В рамках валютных операций кредитные организации могут выступать как хозяйствующий субъект и как агент валютного контроля, наделенный публично-правовыми полномочиями.

19. Осуществление международных денежных переводов и иных валютных операций.

Международные денежные переводы – форма перевода денежных средств за рубеж физическими лицами без открытия банковского счета посредством систем денежных переводов – одна из самых востребованных услуг финансового рынка в мире.

Для осуществления расчетов с иностранными партнерами применяются трансграничные переводы.

Трансграничный перевод денежных средств - перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк (п. 13 ст. 3 Закона о платежной системе).

В соответствии с международной практикой под денежными переводами понимаются периодические трансграничные переводы относительно небольших сумм между физическими лицами. Как правило, такие операции осуществляют мигранты.

С целью международного сопоставления денежные переводы рассчитываются по методологии Всемирного Банка как совокупность следующих трех компонентов платежного баланса: денежные переводы работающих; оплата труда; трансферты, связанные с миграцией.

Денежные переводы работающих учитывают переводы трудовых мигрантов, пребывающих за пределами своей страны более года.

Оплата труда включает начисленную заработную плату и другие платежи в пользу сезонных, временных и приграничных рабочих, пребывающих в принимающей стране менее года.

Трансферты, связанные с миграцией, представляют собой оценочный денежный эквивалент стоимости имущества и финансовых активов мигрантов, перемещаемых через границу. Они рассчитываются как Денежные переводы и прием платежей

Рост объемов трансграничных переводов обусловливает необходимость создания надежной и доступной инфраструктуры по перемещению денежных средств в национальном и глобальном масштабах. В РФ происходит активное формирование подобной инфраструктуры в рамках Национальной платежной системы (НПС) – значимой государственной инициативы в условиях рыночной экономики, которая представляет собой совокупность операторов по переводу денежных инфраструктуры и операторов платежных систем. В сложных макроэкономических условиях (ограничительные санкции США и Евросоюза в 2014-2015 гг., девальвационные волны) НПС продемонстрировала государственные безналичными платежными инструментами, в том числе инновационными (платежными картами, электронными денежными средствами). Развиваются новые форматы денежных переводов. Однако операционная среда в РФ продолжает оставаться высококонкуретной. На данный момент на российском рынке присутствует 15 российских и иностранных систем денежных переводов, включая ФГУП «Почта России», которые осуществляют классические денежные переводы.

В настоящее время лидерами рынка являются три российские компании: «Золотая Корона –Денежные Переводы», Юнистрим, CONTACT. Глобальные иностранные игроки, такие как Western Union и Money Gram также занимают прочные позиции, но на данный момент на первенство не претендуют. Прочие игроки (например, «Лидер», Anelik и др.) также стараются усилить свое присутствие, но изменить коренным образом ландшафт им вряд ли удастся по причине небольшого масштаба бизнеса. Также не повлиял на расстановку сил уход с рынка систем денежных переводов «Быстрая Почта» и MIGOM в 2014 г., несмотря на резонансный отзыв лицензии у последней, спровоцировавшей ухудшение операционной среды в СНГ.

Необходимо отметить, что также постепенно набирают популярность среди населения нетрадиционные (дистанционные) способы денежных переводов: электронные платежные системы (ЯндексДеньги, WebMoneу); электронные сервисы карточных платежных систем (Visa Money Transfer, MasterCard Money Send); банковские электронные интерфейсы (Интернет- и мобильный банк, Интернет-витрины и др.). В ближайшее время инновационные системы денежных переводов не смогут полностью заменить традиционные, что обусловлено невысоким уровнем технической грамотности (навыками пользования).

Рассматривая трансграничные банковские переводы нельзя не остановиться на таком способе перевода денежных средств как SWIFT. SWIFT – самый главный международный оператор услуг электронного обмена финансовыми услугами. SWIFT переводится как Сообщество международных интербанковских финансовых телекоммуникаций, которое было создано в форме акционерного общества в 1973 г. и включало в себя 239 банков. Основной деятельностью, ради которой и создавалось данное общество, является создание условий, для безопасного и верифицированного электронного обмена стандартизированными финансовыми сообщениями, в частности сообщениями о денежных переводах.

В соответствии с п. 24 ст. 7 Закона о НПС на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространяются требования валютного законодательства РФ.

Правда, само валютное законодательство пока об этом не очень догадывается. Дело в том, что под иностранной валютой и под валютой РФ понимаются лишь денежные знаки в виде соответствующих банкнот и монет, а также средства на банковских счетах и банковских вкладах (ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Электронные деньги не являются ни банкнотами, ни монетами, ни средствами на банковских счетах, ни средствами на банковских вкладах. Не являются они и ценными бумагами (еще одним объектом регулирования законодательства о валютном контроле), хотя бы потому, что они не поименованы законом в качестве таковых, что требуется в силу ст. 143 ГК РФ. Электронные денежные средства являются по правовой сути имущественными правами, но такого объекта валютного регулирования в ст. 1 Закона не указано, равно как в нем не содержится понятия "денежные средства". Поскольку электронные денежные средства не охватываются понятием валюты (иностранной или отечественной), операции с ними не могут быть охарактеризованы в качестве валютных операций. А поскольку существующие ограничения касаются именно совершения отдельных валютных операций, получается, что они не распространяются на операции с электронными денежными средствами.

Другие две нормы касаются расчетов при осуществлении валютных операций. Во-первых, юридические лица получили возможность осуществлять такие расчеты путем перевода электронных денежных средств (абз. 1 ч. 2 ст. 14) Закона об НПС. Во-вторых, физические лица - резиденты теперь могут проводить расчеты при осуществлении валютных операций путем перевода без открытия банковских счетов (п. 9 ч. 3 ст. 14).

Международная торговая палата (МТП) произвела несколько частных неофициальных кодификаций международных обычаев, в частности ей также были подготовлены:

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов - свод правил, выработанный мировой практикой проведения расчётов в форме документарного аккредитива

Унифицированные правила по инкассо - документ регламентирующий правила совершения международных расчётов в форме инкассо.

Наши рекомендации