Валютная политика и валютное регулирование. Инструменты валютного регулирования

Важнейшая задача валютной политики — способствовать обеспечению положительного сальдо платежного баланса и оптимального уровня курса рубля.

Валютная политика в России менялась за пос­ледние пятнадцать лет неоднократно и прошла ряд этапов (основным критерием построения периодизации валютной политики нами выбран режим курса национальной валюты):

1) период множественности обменных курсов рубля: ноябрь 1989 г. - середина 1992 г. Существовала сильно дифференцированная система валютных коэффициентов для от­дельных внешнеторговых операций;

2) период свободного плавания валютного кур­са: весна 1992 г. — весна 1994 г. Валютный курс определялся только рынком без суще­ственного вмешательства Банка России;

3) период регулируемого плавания валютного курса: весна 1994 г. — июль 1995 г. Курс определялся действиями Банка России на ва­лютном рынке;

4) валютный коридор; июль 1995 г. — август 1998 г. Устанавливались границы колебаний курса рубля, за которые курс не мог выхо­дить. В августе 1998 года произошел валют­ный кризис, и валютный коридор был отме­нен. Причина валютного кризиса — завышен­ный курс рубля, импорт был очень выгоден и подавлял отечественное производство;

5) период регулируемого плавания валютного курса: август 1998 г. — по настоящее вре­мя. Фактически Банк России полностью кон­тролирует ситуацию на валютном рынке, оп­ределяет курсовую политику. Это возможно еще и потому, что золотовалютные резер­вы Банка России сейчас составляют пример­но 60 млрд. долларов.

Валютная политика реализуется посредством механизма валютного регулирования.

Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов власти, реализуемую посредством законодательных, административных, экономических и организаци­онных мер, направленную на решение государ­ственных задач по поддержанию устойчивого долгосрочного внешнего равновесия и подчинен­ную цели обеспечения экономического роста.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

1) уровень частных предприятий, в первую оче­редь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают больши­ми валютными ресурсами и активно участву­ют в валютных операциях;

2) государственный уровень (Министерство фи­нансов, Центральный банк, органы валютно­го контроля);

3) межгосударственный уровень.

Валютное регулирование предполагает при­нятие управленческих решений. Любое решение-это выбор альтернативы. Процесс валютного ре­гулирования предполагает поиск наиболее оп­тимальных альтернатив. Для этого целесообраз­но ориентироваться на определенную систему приоритетов. Понятие «приоритет»предпола­гает не только первенство во времени осуще­ствлении какой-либо деятельности, но и выбор оптимального варианта на основе имеющихся альтернатив.

Во-первых, валютная политика является час­тью макроэкономической политики, поэтому ее цель производна от общей цели макроэконо­мической политики. Достижение устойчивых темпов экономического роста — вот наша ос­новная цель и главный приоритет. Эта пробле­ма сейчас наиболее актуальна. В частности, Президентом России была поставлена задача о необходимости повышения темпов экономиче­ского роста.

Второй приоритет валютного регулирова­ния — это построение такой валютной систе­мы, которая бы способствовала обеспечению положительного сальдо платежного баланса, устойчивого внешнего равновесия всей эконо­мической системы.

Третий приоритет валютного регулирования — это необходимость разработки такой курсовой политики, которая, с одной стороны, обеспечи­ла бы конкурентоспособность национальной эко­номики, с другой стороны — сдерживала инф­ляцию спроса.

Четвертый приоритет валютного регулирова­ния — это необходимость достижения макси­мального уровня золотовалютного резерва (ЗВР), который бы позволил обеспечить выполнение задач в сфере как кур­совое, так и долговой политики.

Пятый приоритет валютного регулирования — это необходимость установления экономически обоснованных параметров роста денежной мас­сы, которые в настоящее время определяются валютной политикой.

Шестой приоритет валютного регулирова­ния — необходимость снижения валютного бремени государства для обеспечения его долго­срочной финансовой безопасности.

Седьмой приоритет валютного регулирова­ния — уменьшение утечки капиталов, превра­щение нефтедолларового потока в инвестиционный.

Для реализации системы приоритетов исполь­зуется комбинация инструментов валютного ре­гулирования.

Инструменты регулирования валютного курса— это те рычаги, посредством кото­рых государство регулирует валютные отно­шения.

Инструменты регулирования валютного кур­са можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные ин­струменты.

К административным инструментамвалют­ного регулирования в России мы относим обя­зательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортерами (50 %), а также целый ряд законодательно закреплен­ных валютных ограничений.

Чем выше доля обязательной продажи валют­ной выручки экспортерами, тем выше предло­жение иностранной валюты на валютном рын-ке. Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортерами, Центральный банк может оказывать влияние на курс нацио­нальной валюты.

Валютное регулирование может осуществ­ляться и путем введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ог-раничения могут быть по текущим операциям и по операциям, связанным с движением капита­ла. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нере­зидентам страны. Важнейшим валютным огра­ничением является установление Центральным банком РФ лимитов открытой валютной пози­ции для уполномоченных коммерческих банков. Открытая валютная позиция представляет со­бой несовпадение между имеющимися у ком­мерческого банка активами (валютой) и обяза­тельствами (долгами банка) в иностранной ва­люте. С помощью этих лимитов Банк России может регулировать операции уполномоченных банков на валютном рынке.

К другой группе относятся рыночные инст­рументывалютного регулирования. К рыноч­ным инструментам регулирования валютного курса мы относим инструменты прямого регу­лирования и инструменты косвенного регули­рования.

Инструменты прямого регулирования оказы­вают непосредственное, прямое влияние на ве­личину спроса и предложения на инвалюту на валютном рынке, курс национальной валюты.

К инструментам прямого валютного регули­рования мы относим валютные интервенции и дисконтную политику.

Целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной ва­люты. Банк России, когда спрос на доллары превышает предложение, может продать часть долларов из своего запаса на валютном рын­ке, чтобы удержать курс рубля от падения. Ва­лютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны. По­купая доллары за рубли, Банк России увеличи­вает рублевую денежную массу в обращении и наоборот.

Важным инструментом прямого валютного ре­гулирования является также дисконтная поли­тика. Дисконтная политика основана на регу­лировании процентных ставок. В развитых стра­нах более высокая процентная ставка привле­кает капиталы из-за рубежа, увеличивает пред­ложение иностранной валюты на национальном валютном рынке, укрепляет курс национальной валюты. В России, несмотря на высокие про­центные ставки, иностранцы все-таки не спешат вкладывать свои капиталы. Причина — большая инфляция в России (около 10—15 % в год, а за рубежом до 10 %) и относительно высокие риски таких вложений.

Наряду с инструментами прямого регулиро­вания используются и косвенные инструменты валютного регулирования. Косвенные инстру­менты в отличие от инструментов прямого ре­гулирования валютного курса позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютный курс.

Инструменты косвенного регулирования ока­зывают влияние на изменения денежной мас­сы, уровня инфляции, процентной ставки, а че­рез них уже на потоки спроса и предложения на валюту и валютный курс.

Валютный контроль.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью ва­лютного контроля является обеспечение соблю­дения валютного законодательства при осуще­ствлении валютных операций.

Основными направлениями валютного конт­роля являются:

1. Определение соответствия проводимых ва­лютных операций действующему законода­тельству и наличия необходимых для них ли­цензий и разрешения;

2. Проверка выполнения резидентами обяза­тельств в иностранной валюте перед государ­ством, а также обязательств по продаже ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

3. Проверка обоснованности платежей в иност­ранной валюте;

4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а так­же по операциям нерезидентов в валюте Рос­сийской Федерации.

Валютный контрольв Российской Федера­ции осуществляется органами валютного конт­роля и их агентами.

Органами валютного контроляв Россий­ской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также правительство Российской Федерации в соответствии с зако­нами Российской Федерации.

Агентами валютного контроляявляются организации, которые в соответствии с зако­нодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами ва­лютного контроля, подотчетными Центрально­му банку Российской Федерации.

Основным видом валютных операций на ва­лютном рынке являются экспортно-импортные операции.

Контроль экспортно-импортных операций осу­ществляется на основании инструкции Централь­ного банка РФ от 13 октября 1999 г. «О по­рядке осуществления валютного контроля за по­ступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и инструкции Централь­ного банка РФ от 4 октября 2000 г. «О поряд­ке осуществления валютного контроля за обо­снованностью оплаты резидентами импортиру­емых товаров».

Порядокосуществления валютного контро­ля при экспортных операциях состоит в сле­дующем.

Базовым документом валютного контроля яв­ляется паспорт сделки (ПС), который оформ­ляется экспортером в уполномоченном банке и содержит все необходимые сведения о внеш­неэкономической сделке. Паспорт сделки оформляется по каждому заключенному экспорте­ром контракту в двух экземплярах. Для этого экспортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта.

После подписания паспорта сделки экспор­тер принимает на себя ответственность за пол­ное соответствие данных паспорта сделки ус­ловиям контракта и отражение в полном объе­ме и в установленные сроки экспортной выруч­ки на транзитном валютном счете.

Банк проверяет представленные документы с точки зрения законности предусмотренных кон­трактом валютных операций, наличия в контрак­те условий, предусматривающих зачисление ва­лютной выручки на транзитный счет и другие обстоятельства.

Первый экземпляр паспорта сделки возвраща­ется экспортеру, а второй служит основанием для открытия банком досье, т.е. специальной подборки документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспортера. Досье формируется по каждому паспорту сделки.

На основании паспорта сделки банк форми­рует также ведомость банковского контроля, где отражаются сведения об операциях по конт­ракту, включающие сведения о движении това­ров и о платежах.

На базе вышеуказанной ведомости банк в ав­томатическом режиме с использованием про­граммного комплекса формирует и предостав­ляет в территориальное управление Банка Рос­сии отчет об операциях по экспортным контрак­там. В отчет включаются сведения по всем пас­портам сделок, находящимся под таможенно-банковским контролем. Вместе с отчетом в тер­риториальные учреждения Банка России направ­ляются и электронные копии ведомостей бан­ковского контроля.

При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки в банке про­исходит сопоставление, сверка предполагаемой валютной выручки и фактически поступившей.

Значительная доля злоупотреблений, связан­ных с неполным поступлением экспортной вы­ручки, объясняется недостатками в системе оценки количества, качества и цены экспорт­ных товаров. Нередко российские экспортеры умышленно или по незнанию конъюнктуры рын­ка занижают цены на экспортируемые товары, продают их по демпинговым ценам. В резуль­тате Россия недополучает огромном количестве иностранной валюты.

В целях организации эффективного механиз­ма контроля за своевременным и полным поступлением валютных средств от экспортных операций с 1 января 1996 г. введена единая система обязательной экспортной оценки ко­личества, качества и цены экспортируемых то­варов.

Работу по экспертизе проводят специализи­рованные российские и иностранные органи­зации. Решение о допуске этих организаций к экспертной оценке принимает комиссия пра­вительства Российской Федерации по вопро­сам экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Эта комиссия утвер­ждает перечень конкретных видов экспорти­руемых товаров, по которым планируется про­ведение экспертной оценки, а также осуществ­ляет контроль за деятельностью экспертных организаций.

Все участники внешнеэкономической деятель­ности независимо от их организационно-право­вых форм обязаны представлять экспортируе­мые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. В подтверждение проведен­ной экспертизы они получают соответствующие сертификаты, которые являются обязательны­ми товаросопроводительными документами эк­спортируемых товаров. В течение семи дней эк­спортер обязан перевести с транзитного счета и продать 50 % валовой выручки на межбан­ковской бирже по текущему курсу.

Порядок осуществления валютного конт­роля за импортными операциями во многом схож с контролем за экспортной валютной вы­ручкой, хотя имеются и определенные особен­ности.

Каждый импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентно­го по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. В случае не­поставки товара он должен обеспечить возврат указанных средств, ранее переведенных по им­портному контракту иностранной стороне, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Оплата импортируемого товара может осу­ществляться только со счета импортера и только банком импортера и (или) банком-корреспон­дентом, действующим по его поручению.

По каждому заключенному импортером кон­тракту оформляется в двух экземплярах пас­порт импортной сделки. Он подписывается упол­номоченным банком, где открыт текущий валют­ный счет импортера и который осуществляет расчеты по данному контракту.

Одновременно с паспортом сделки импортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта, на основании которого был составлен паспорт импортной сделки.

С представлением в банк паспорта сделки им­портер принимает на себя ответственность пе­ред органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, за по­ступление в Российскую Федерацию импортных товаров в установленные сроки или за возврат суммы предоплаты. После проверки и подписа­ния банком паспорта сделки первый экземпляр возвращается импортеру, а второй помещается в досье. С подписанием паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслужива­ние и возлагает на себя обязательство по вы­полнению функции контроля за обоснованнос­тью платежей в иностранной валюте за импор­тируемые товары. Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписан­ного паспорта импортной сделки.

Оплата импортируемых товаров до их отгруз­ки в Россию (предоплата) возможна в одном из следующих случаев:

1. При выдаче банком гарантии валютного кон­троля;

2. При непревышении суммы предоплаты пре­дельной суммы, разрешенной Банком России;

3. При наличии разрешения Банка России. Как правило, Банк России выдает такие разре­шения только в исключительных случаях при импортных закупках по решениям правитель­ства Российской Федерации.

Для получения гарантии валютного контроля импортер извещает банк о способах обеспече­ния исполнения контракта, в том числе своевре­менности и полноты поставки товаров или воз­врата суммы, переведенной в качестве предоп­латы. Достаточность и надежность обеспечения своевременной и полной поставки товаров или возврата средств оцениваются банком импорте­ра самостоятельно на свой страх и риск. В слу­чае принятия решения о выдаче гарантии валют­ного контроля банк несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность.

Процесс валютного регулирования происхо­дит непрерывно. Центральный банк РФ и пра­вительство РФ должны оперативно реагировать на возникающие трудности и корректировать ход данного процесса.

Наши рекомендации