Структура налоговых поступлений в штатах

по видам налогов в %*

Вид налога Доля в %
1. Общий налог с продаж 2. Подоходный налог с населения 3. Акциз на горючее 4. Акциз на табак 5. Акциз на спиртные напитки 6. Налог на владельцев автотранспорта 7. Налог на прибыль корпораций 8. Поимущественный налог 9. Налог с наследства и дарений 10. Другие налоги и сборы 6,3 1,6 3,5 7,9 2,0 1,0 13,7

*Источник. О.В. Мещерякова. Налоговые системы стран мира (справоч­ник). М.: Фонд "Правовая культура", 1995. С. 43.

В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит пря­мым налогам} Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

Главными доходными источниками провинций Канады слу­жат: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпо­раций, акцизы, платежи в фонды социального страхования.

Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществле­нием экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отрас­лям промышленности, с содержанием административного ап­парата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов власти, состав доходов и расхо­дов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в федеративных государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет место одностороннее дви­жение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоя­щее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным прави­тельством и местными органами власти стали "блоки" и про­граммы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.

Блоки — это федеральные субсидии, предоставляемые шта­там и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохране­ние, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие блоков от субвенций состоит в том, что в пределах од­ной из указанных сфер получатели имеют право расходовать их самостоятельно.

Программа разделения доходов определила принцип разде­ления полномочий между центральным правительством и влас­тями штатов в сфере финансов, основанный на главенстве феде­рации. В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие суммы общи­нам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога де­лятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соот­ветствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюд­жетом (50%) и бюджетами земель (50%).

ЛИТЕРАТУРА

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М.: Фонд "Правовая культура", 1995.

Новицкий В.Е., Бурлакова Л.В. Финансово-кредитная систе­ма в странах рыночной экономики. Киев: УкрИНТЭИ, 1992.

Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др. Мн.: Вышэйш. шк., 1998.

Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и ста­тистика, 1995.

Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000.

Финансы капитализма: Учеб. / Под ред. Б.Г. Болдырева. М.: Финансы и статистика, 1990.

Тема 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ

Составление проекта бюджета

Бюджетный процесс — регламентированная законодатель­ством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению го­сударственного и местных бюджетов (в федеративных государ­ствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюдже­та; его рассмотрение и утверждение законодательными органа­ми; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного про­цесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одина­ково важное значение. Особенности бюджетного процесса, вклю­чая бюджетные полномочия его субъектов, определяются глав­ным образом формой правления и формой государственного ус­тройства тех или иных государств. Продолжительность бюджет­ного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодатель­ном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

Перед бюджетным процессом стоят следующие важные за­дачи:

• максимальное выявление всех материальных и финансо­вых резервов в целях устойчивого экономического роста;

• определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с про­гнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного зна­чения, предусмотренных бюджетом;

• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

• осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределе­ния источников доходов государства между ними;

• контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налого­вых обязательств.

Составление проекта бюджета — один из наиболее важ­ных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются та­кие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредит­ная политика на предстоящий год, основные направления ис­пользования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается ор­ганами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.

Вначале в течение первых трех месяцев составляется про­гноз социально-экономического развития, сводный баланс фи­нансовых ресурсов, основные направления бюджетной полити­ки, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

Работа по составлению проекта бюджета продолжается под­готовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате рас­чет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

Полномочия министра финансов в отношении сметных предложений министерств (ведомств) варьируются. В некото­рых странах 6н имеет право лишь принять их к сведению и включить в целом без изменений в проект бюджета, вносить же изменения может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предло­жения.

При составлении проекта бюджета ставятся задачи: актив­ного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программа­ми правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.

Наши рекомендации