Повышение надежности негосударственного пенсионного страхования
Общие требования к участникам рынка негосударственного пенсионного страхования
В целях создания максимально привлекательных для частных вкладчиков условий работы с НПФ, повышения надежности их деятельности со стороны государства должны быть предприняты меры в отношении стимулирования развития негосударственных пенсионных фондов.
Для снижения рисков, связанных с постоянным изменением конъюнктуры финансового рынка, высокого уровня инфляции и низкого экономического роста в республике, падение стоимости инвестиций на индивидуальном счете при неблагоприятных рыночных условиях, необходимо создание резервных фондов во всех НПФ, в том числе и в ГНПФ.
В качестве стимулирующих мер для развития негосударственных пенсионных институтов необходимо принятие следующих шагов:
- принятие законодательных и нормативных актов, обеспечивающих защиту пенсионных накоплений и регулирующих отношения между участниками негосударственных пенсионных систем;
- создание предпосылок для привлечения работодателей (которые могут выступать в качестве вкладчиков) к участию в негосударственных пенсионных системах за счет льготного налогообложения;
- разработка НПА, регламентирующих деятельность корпоративных и профессиональных пенсионных фондов для работников крупных предприятий или объединений по профессиональному или отраслевому признаку, в том числе предусмотреть льготное налогообложение для таких предприятий;
- обеспечение надежных гарантий вкладчикам в системе негосударственного пенсионного страхования, путем установления специальных требований для НПФ по нормативам минимальной доходности, платежеспособности и покрытия убытков.
Государственный контроль на первоначальном этапе развития рынка негосударственных пенсионных услуг в Кыргызской Республике предусматривается осуществлять следующим образом:
- проведение функционального анализа системы регулирования, надзора и контроля в сфере инвестирования пенсионных накоплений с тем, чтобы выявить пробелы в регулировании и потребности в координации, и на этой основе обеспечить оптимизацию распределения функций между органами регулирования и надзора;
- сосредоточение, насколько это возможно, ключевых функций надзора и регулирования в одном органе;
- создание коллегиального органа с целью координации деятельности существующих органов регулирования и надзора в сфере инвестирования пенсионных накоплений;
- закрепление в законах и иных нормативных правовых актах требований к актуарным предположениям и моделям, применяемым при актуарном оценивании деятельности фондов;
- установление единых правил бухгалтерского учета в накопительных пенсионных фондах, с введением различных принципов учета кратко- и долгосрочных финансовых вложений фондов;
- в перспективе – оптимизацию управления ликвидностью в рамках перехода к пруденциальным принципам.
Система лицензирования
Лицензирование является одним из самых важных элементов государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, и включает в себя:
- лицензирование деятельности фондов;
- организацию единообразного бухгалтерского учета;
- регулярное представление фондами отчетности о деятельности (ежеквартально – бухгалтерской и специальной; ежемесячно – оперативной);
- проведение проверок деятельности фондов комиссиями контролирующего органа.
При организации такого контроля Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики совместно с Социальным фондом Кыргызской Республики должна сформировать и заложить основы государственного контроля за деятельностью НПФ. Одновременно, должна быть заложена основа нормативно-правового регулирования негосударственного пенсионного обеспечения.
Включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования потребует внесения соответствующих поправок в действующее законодательство. В соответствии с ними функции уполномоченного государственного органа, осуществляющего лицензирование и финансовый контроль должны быть возложены на Государственную службу регулирования и надзора за финансовым рынком, однако из-за специфического характера пенсионных накоплений в сам процесс регулирования и контроля также должен быть вовлечен и Социальный фонд Кыргызской Республики.
В рамках этой идеи функции правового регулирования, а также разработка проектов государственных законов и актов Президента и Правительства Кыргызской Республики по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования будут поделены между Социальным фондом Кыргызской Республики и Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики, а контрольные функции и функции лицензирующего органа закреплены за Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком.
В результате такого взаимодействия государственных органов укрепится единый центр, обеспечивающий целенаправленное проведение пенсионной реформы.
Риск-менеджмент в негосударственном пенсионном страховании, пруденциальные требования.
Для соответствия пруденциальным требованиям руководящий орган пенсионного фонда должен иметь:
- стратегию и работоспособные системы риск-менеджмента;
- четкое понимание важных внешних и внутренних рисков, с которыми сталкивается НПФ, определять границы приемлемости риска, обеспечивать наличие систем их измерения и контроля;
- детально проработанный процесс, в соответствии с которым осуществляется инвестиционная деятельность, включая учреждение надлежащих внутренних проверок и процедур, направленных на эффективную реализацию и контроль процесса управления инвестициями;
- систему внутренней отчетности и аудита.
Руководящий орган НПФ должен определять границы приемлемости риска, обеспечивать наличие систем их измерения и контроля. Адекватный процесс управления риском в пенсионном фонде требует не только измерения и контроля портфельных рисков, но и последовательного и интегрированного управления активами и обязательствами. Члены органа управления пенсионным фондом должны соответствовать ряду репутационных и квалификационных требований.
Пенсионные фонды, которые напрямую подвержены финансовым и демографическим рискам, должны обладать минимальным уровнем свободного несвязанного капитала или иным образом иметь доступ к соответствующим финансовым ресурсам. Величина капитала зависит от рисков, которые он должен покрывать. В целях обеспечения гарантийной функции минимального капитала на законодательном уровне будет закреплено требование резервирования соответствующих активов либо требования к капиталу могут выполняться за счет приобретения страховки, обеспечивающей аналогичный уровень защиты участникам и бенефициарам плана.