Реформа пенсионного страхования»

В проекте Программы, в основном, правильно сформулирован основной круг нерешенных проблем, тормозящих дальнейшее продвижение пенсионной реформы и требующих совершенствования законодательной базы пенсионного страхования.

В 2005 году предполагается обеспечить формирование механизмов дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, а также разработать меры по стимулированию добровольного пенсионного обеспечения и развитию механизмов обязательного пенсионного страхования. Можно рассчитывать на позитивный результат в результате увеличения доли экономически активного населения, охваченного дополнительным пенсионным страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением и участием в профессиональных пенсионных системах. В 2005 году она должна составить 9,9%.

Отрадно, что Правительство Российской Федерации намечает принять федеральные законы, стимулирующие развитие добровольного пенсионного обеспечения и повышение роли негосударственных пенсионных фондов.

Вполне справедливо, что в перечне нерешенных проблем на первом месте стоит вопрос о реформировании льготных пенсий, назначаемых ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда.

При этом следует отметить, что на работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, распространяется действие пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, предусмотренные пунктом 1 статьи 27 указанного Федерального закона, применяются в том случае, если лицо, занятое на рабочем месте с вредными и опасными условиями труда, проработало на этих работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года – на день, с которого назначается эта пенсия. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, должны устанавливаться профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

В этой связи вызывает удивление тот факт, что в проекте Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) в 2005 году в разделе «реформа пенсионного страхования» не предусмотрено принятие указанного федерального закона.

Законопроект № 183353-3 «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», призванный урегулировать вопрос о реформировании льготных пенсий, назначаемых ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 22 февраля 2002 года и 26 июня 2002 года был принят в первом чтении. В настоящее время законопроект не принят и все еще находится на рассмотрении Государственной Думы.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации предпринимало в 2004 году определенные усилия с целью ускорить принятие данного законопроекта. Так, 19 мая 2004 года Минэкономразвития России было поручено согласовать и внести в Правительство Российской Федерации проект поправок к законопроекту в срок до 29 мая 2004 года, однако 28 мая 2004 года Минэкономразвития внесло несогласованный проект поправок. 2 июня 2004 года Минэкономразвития России было поручено ускорить согласование и представить проект поправок к законопроекту в Правительство Российской Федерации до 18 июня 2004 года.

В сводную таблицу предложений федеральных органов исполнительной власти по формированию перечня приоритетных правительственных законопроектов, предлагаемых к рассмотрению Государственной Думой в период осенней сессии 2004 года, которая рассматривалась на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 21 июня 2004 года (информационное письмо Организационного управления Аппарата Совета Федерации от 22 июня 2004 года № 5.7.2-02/1057), законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" включен, его рассмотрение (по предложению Минэкономразвития России) Государственной Думой во втором и третьем чтении намечалось на сентябрь 2004 года. Однако эти поручения не были реализованы и данный федеральный закон до сих пор не принят.

Рассматриваемый законопроект заслуживает особого внимания со стороны Правительства Российской Федерации как в силу его большой значимости для дальнейшего продвижения пенсионной реформы, так и по причине чрезвычайно затянутых сроков его рассмотрения в Государственной Думе. Его необходимо включить в проект Плана действий Правительства на 2005 год.

В соответствующем данному параграфу Программы разделе проекта Плана действий запланировано утверждение плана подготовки нормативных правовых актов в целях реализации федерального закона о профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации (на май 2005 года намечено принятие соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации). Однако не ясны сроки завершения этой работы и перспективы перехода к реальному функционированию профессиональных пенсионных систем. Между тем отсутствие этих профессиональных пенсионных систем существенно тормозит продвижение пенсионной реформы.

Крупным вопросом дальнейшего функционирования и развития пенсионной системы, не нашедшим отражения в проекте программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), является снижение объемов собственных финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, что связано со снижением с 1 января 2005 года размеров единого социального налога.

Для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации данная мера приведет в 2005 году к снижению доходной части почти на четверть.

Вместе с тем, очевидно, что в среднесрочной перспективе важнейшей проблемой будет оставаться обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы и преодоление дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2005 году этот дефицит покрывается за счет федерального бюджета. В 2005 году бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утвержден с условным дефицитом в 210 млрд. рублей, который Правительство Российской Федерации намерено погашать с помощью дотаций из федерального бюджета. Следует ожидать, что перечисления из федерального бюджета будут больше, чем те суммы, которые утверждены федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год. Ведь заявленное Правительством России увеличение с 1 марта 2005 года размера пенсий на 240 рублей – это приблизительно тот размер увеличения размера пенсий, который был запланирован бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение всего года.

Предлагается проработать в проекте Программы следующий вопрос: каким образом и за счет каких именно источников будет обеспечиваться финансовая устойчивость пенсионной системы и покрываться дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2006-2008 годах.

Без решения данной ключевой проблемы не может быть обеспечено успешное развитие реформы пенсионного страхования в среднесрочной перспективе.

Наши рекомендации