Фискальная политика, ориентированная на совокупное предложение.
Сторонники неоклассической концепции «экономики предложения» особо подчеркивают, что фискальная политика, направленная на снижение налогов, оказывает позитивное воздействие на совокупное предложение в следующих направлениях:- повышается располагаемый доход домохозяйств, что усиливает их склонность к сбережениям (как финансовым источникам инвестиций); - увеличивается располагаемый доход предпринимателей, что повышает их инвестиционную активность. Это помогает образованию новых рабочих мест, причем - что наиболее важно - увеличение занятости происходит неинфляционным путем - сокращение налоговых отчислений от заработной платы лиц наемного труда повышает их стимулы к труду; те из них, которые временно не участвуют в труде, вновь нанимаются на работу; те же, кто уже работает, стремятся к удлинению рабочей недели и сокращению отпусков. Таким образом, снижению безработицы будет способствовать и изменение предпочтений рабочих в пользу занятости и соответственно повышение предложения труда; - снижение ставок налогов есть дополнительный толчок для тех, кто готов рисковать, влезать в долги, расширяя производство новых товаров; - усиливается готовность предпринимателей работать в «светлой», а не «теневой» экономике. Кейнсианская теория исходила из предположения, что снижение налоговых ставок обязательно приводит к росту дефицита государственного бюджета. В отличие от нее теория «экономики предложения» отстаивает тезис о том, что более низкие ставки налогов отнюдь не фатально порождают снижение суммы налоговых поступлений. Их введение может быть организовано так, что при кратковременных потерях для бюджета его дефицит может быть сокращен во вполне обозримой перспективе, а значит, будут созданы предпосылки для замедления инфляции и роста реального ВНП. Такова была логика крупного сокращения налогов, проведенного в начале 80-х гг. в СШАв рамках программы «рейганомики»
38Воздействие бюджетного профицита (бюджетного дефицита) на экономику.
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).
Реально это означает следующее:ДБ — К > РБ — ОГД,где:ДБ — доходы госбюджета;К — кредиты и займы;РБ — расходы госбюджета;ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.Дефицит федерального бюджета и его финансирование
В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.
В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов. В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:1. Внутренние источники, а именно: кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 2. Внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств