Основные модели бухгалтерского учета, существующие в мировой практике

В мировой практике существует достаточно большое количество моделей бухгалтерского учета, среди которых выделяются три основные: 1. Англо-американская. Основной признак этой модели - ориентация отчетности на инвестирование и кредитование предприятий, а так же исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Информационное обеспечение государства в лице налоговых органов выведено за рамки системы финансового учета. Система финансового учета базируется на общепринятых учетных принципах. Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности разрабатываются профессиональными бухгалтерскими организациями. Данную модель используют следующие страны: Великобритания, США, Голландия, Австралия, Багамы, Венисуэлла, Индия, Канада, Кипр, Новая Зеландия. 2. Континентальная или Франко-Германская или Европейская. Эта модель объединяет национальную учетную систему стран Европы и примкнувшей к ней Японии. Основной признак модели - юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета. Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности являются законодательными нормами. 3. Южноамериканская модель. Ориентирована на налоговые и государственные интересы, в связи с чем бухгалтерский учет законодательно унифицирован. Особенность бухгалтерских стандартов - раскрытие методологии бухгалтерского учета в условиях инфляции. Принципы и структура построения международных стандартов Международные стандарты финансовой отчетности (International Finantional Reporting Standards, International Accounting Standards) представляют собой систему, охватывающую все основные вопросы составления финансовой отчетности фирм и компаний. Стандарты устанавливают правила, определяющие порядок раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности. Отметим, что стандарты, принятые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности до 2001 г., носят название International Accounting Standards (сокращенно - IAS), а стандарты, принятые начиная с 2001 г. правопреемником Комитета - Советом по международным стандартам финансовой отчетности, именуются International Financial Reporting Standards (IFRS).

58. Бухгалтерская отчетность организации: понятие, состав и структура.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
• бухгалтерского баланса (ф. 1);
• отчета о прибылях и убытках (ф. 2);
• отчета об изменениях капитала (ф. З);
• отчета о движении денежных средств (ф.4);
• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);
• пояснительной записки;
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухгалтерской отчетности после ее утверждение возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.
Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
участникам или собственникам их имущества;
территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.

Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90-ти дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней — дата ее почтового отправления. Когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.

59. Бухгалтерский баланс: понятие и виды.

Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) — одна из пяти[1]основных составляющих бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале[2]. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении[3]. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояние организации в денежной оценке на отчётную дату[4].

В соответствии с МСФО баланс состоит из трёх частей: активов, обязательств и капитала[2][п 1]. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности[5], хотя есть исключения. Основное свойство баланса состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Активы показывают, какие средства использует организация[6], а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере[7]. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов[8]. Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи[3].

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее[9].

Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления[16].

· По способу формирования:

1. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам[17].

2. Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

· По периодичности:

1. Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения[18].

2. Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени[19].

1. Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчётного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году[20].

2. Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой формой обычного отчёта, хотя большинство стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объёме[21].

3. Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства[9].

4. Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращении деятельности как юридического лица[22].

· По степени готовности:

1. Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества компании.

2. Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени[20].

· По уровню консолидации:

1. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании[9].

2. Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчёт о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.

3. Разделительный баланс[] составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.

· По признаку источника составления:

1. Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчётах, обязательств.

2. Книжный баланс строится по данным книжных записей/бухгалтерского учёта, без проведения инвентаризации[9].

· По наличию регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто[9].

· По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.

60. Бухгалтерский учет расчетов с работниками организации.

Предприятие самостоятельно устанавливает системы оплаты труда своих работников (сдельная, повременная и т. п.).
Системы оплаты труда фиксируются в коллективном и трудовом договоре, Положении об оплате труда и т. п.

Основанием для начисления заработной платы служат:

Штатное расписание
Штатное расписание (форма № Т-3) утверждается директором, согласовывается с профсоюзным комитетом при наличии такового. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации.
Расчет нормативной численности и максимальный фонд оплаты труда работников предприятий жилищного хозяйства рассчитывается на основании Распоряжения от 05.06.98 № 568-РМ и количества обслуживания объектов ЖКХ.

Табель учета использования рабочего времени
Одним из оснований для начисления заработной платы является табель учета рабочего времени (форма № Т-12 или Т-13), который отражает количество отработанного времени каждым работником. Табель составляется в одном экземпляре и на его основе рассчитывается заработная плата.

Положение об оплате труда
В положении об оплате труда должны быть прописаны все формы оплаты труда и материального поощрения, используемые на предприятии, случаи выплат надбавок, материальной помощи и т.д.

Положение о премировании
В положении должны быть отражены виды и источники выплат премий, которые носят систематический характер:
Премирование может осуществляться за счет себестоимости и за счет чистой прибыли.
Положение о премировании должно содержать перечень производственных показателей, за достижение которых может быть выплачена премия, за счет каких источников могут выплачиваться разовые выплаты и т.д.

Виды оплаты труда.
Различают основную и дополнительную оплату труда:
К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время.
Основанием для начисления оплаты является штатное расписание, кадровые приказы.

К дополнительной заработной плате: относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду (отпускные, различные компенсации, пособия), или по инициативе руководства организации (премии).
Понятие оплаты труда определено статьей 129 ТК РФ.
Формы оплаты труда установлены статьей 131 ТК РФ.
Системы оплаты труда предусмотрены статьей 143 ТК РФ.
Стимулирующие выплаты, системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки устанавливаются коллективным договором (ст.144 ТК РФ).

Премии
Выплата премий производится на основании приказа (распоряжения) о поощрении работника (форма № Т-11 или Т-11а). Премирование осуществляется в качестве поощрений за успехи в работе. Приказы о премировании составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник, и подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (ам) под расписку. На основании приказа (распоряжения) может вноситься соответствующая запись в трудовую книжку работника.

Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда

Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда осуществляется на счете 70. Счет является пассивным.
По Кт сч 70 отражаются суммы начисленные работнику.
По Дт сч. 70 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и другие удержания.

Расчеты по оплате труда отражаются проводками:

Наши рекомендации