Государственные инвестиции как особый вид инвестиций

Государственные инвестиции сформированы за счет средств бюджетов различных уровней, от федерального бюджета до регионального, местного и т.д., а также за счет государственных внебюджетных фондов.

Государственные (бюджетные) инвестиции всегда ориентированы на общее увеличение капитала страны и её активов, на поддержание стабильного роста и развитие её экономических субъектов, отраслей экономики, промышленности и т.п.

Наиболее значимые области для государственного инвестирования:

1.защита окружающей среды

2.развитие научного потенциала страны (имеется ввиду развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)

3.создание благополучной социальной и культурной среды для граждан страны

4.поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей

5.обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Характерные особенности государственных инвестиций:

6.источниками формирования являются бюджетные средства

7..осуществляются на возвратной основе

8.регулируются государством в части оснований для их предоставления, а также порядка их осуществления

9.размер государственных (бюджетных) инвестиций зависит от утвержденного бюджета

10.строгий контроль над целевым использованием предоставленных средств

11.вкладываемый капитал обеспечен государственной казной.

Инвестиции такого рода могут быть предоставлены в нескольких видах или формах, а именно:

12.льготные инвестиционные кредиты

13.налоговые послабления и льготы

14.прямые капиталовложения из бюджета

15.инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней.

5. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции:

Краткосрочные инвестиции – это инвестиции компании в легкореализуемые рыночные ценные бумаги с целью помещения временно свободных денежных средств на срок менее 1 года. Например, инвестиции могут быть реализованы в депозитные вклады на небольшой срок, либо коммерческие проекты, которые могут быстро принести прибыль.

Краткосрочные инвестиции должны удовлетворять двум условиям:

1) эти ценные бумаги могут быть легко реализованы на рынке в любой момент;

2) при необходимости погашения краткосрочных обязательств эти ценные бумаги превращаются в денежные средства в течение 1 года.

Многие люди воспринимают данный тип инвестиций как достаточно рискованный, ввиду того, что в случае совершения ошибки или наличия колебаний на финансовом рынке, короткий период не даст возможности компенсировать потери (в отличие от длительного срока).

Наиболее популярными и не рисковыми методами вложений на небольшой период являются: вложение в акции компаний, инвестиции в серебро или золото, инвестиции в бумаги с высоким риском, вложение в казначейские облигации и векселя.

Долгосрочные инвестиции - вложения, срок которых составляет, как правило, от 3 до 5 лет (изредка срок составляет 1 год или превышает 5 лет).

Под этим термином понимают вложения в приобретение сооружений, строительство, покупку земельных участков, создание программных продуктов и т. д. Такие инвестиции характеризуются высокой стабильностью и минимальными рисками.

Недостатки:

1.Долгосрочные инвестиции не способны дать быструю прибыль;

2.Высокий риск потери средств по причине неправильного управления проектом;

3.Потеря ликвидности из-за нереальности вернуть деньги и получить прибыль на протяжении нескольких лет.

Преимущества:

1.Долгосрочные инвестиции направлены на стабильный доход в будущем;

2.Инвестированные средства могут неоднократно окупиться в течение длительного периода, поэтому инвестор может надеяться на возвращение крупных сумм;

3.Оборачиваясь несколько раз, деньги приносят большую прибыль;

4. Долгосрочные инвестиции не требуют постоянного беспокойства за краткосрочные рыночные колебания и изменения.

Инвестиции на долгий период времени, прежде всего, необходимо рассматривать как дополнительный доход или возможность покупки пакета акций для управления предприятием. Особенно выгодно вкладывать денежные средства в крупных размерах.

6. Закон Оренбургской области от 05.10.2009г. №3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений»:

Закон определяет правовые и экономические основы инвест.деятельности на территории Орен.обл., осуществляемой в форме капитальных вложений, определяет формы, порядок и условия оказания гос.поддержки субъектам инвест.деятельности, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвест.деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Субъекты инвест.деятельности - инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Регулирование инвест.деятельности осуществляется органами МСУ в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ, НПА Орен.обл. в пределах их полномочий.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляют Счетная палата Орен.обл., а также уполномоченные на то органы гос.власти.

Отношения между субъектами инвест.деятельности осуществляются на основе договора и (или) гос.контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ.

Органы гос.власти Орен.обл. для регулирования инвест.деятельности могут использовать следующие формы и методы:

- разработка, утверждение и осуществление межмуниц.инвест.проектов и инвест.проектов на объекты гос.собственности Орен.обл., финансируемых за счет средств областного бюджета;

- предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниц.собственности, которые осуществляются из местных бюджетов;

- формирование областной адресной инвест.программы на очередной фин.год и плановый период и ее реализация в порядке, установленном Правительством Орен.обл.;

- проведение экспертизы инвест.проектов в соответствии с законодательством;

- выпуск облигационных займов Орен.обл., гарантированных целевых займов;

- вовлечение в инвест.процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности Орен.обл.

Гос.поддержка инвест.деятельности на территории Орен.обл. направлена на создание благоприятных условий для развития инвест.деятельности и осуществляется в след.формах:

1) установление льгот по налогу на имущество организаций и (или) пониженных ставок по налогу на прибыль организаций;

2) предоставление субсидий из областного бюджета инвесторам;

3) предоставление гос.гарантий Орен.обл.;

4) обеспечение обязательств инвестора залогом имущества гос.собственности Орен. Обл.;

5) предоставление грантов субъектам инвест.деятельности на реализацию социально значимых инвест.проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;

6) предоставление льгот по аренде имущества и объектов недвижимости, за исключением земельных участков;

7) оказание инвесторам информационной, организационной и правовой поддержки.

Гос.поддержка оказывается на основе приоритетности видов экон.деятельности. Порядок определения приоритетных для Орен.обл. видов экон.деятельности утверждается Правительством Орен.обл. на основе стратегии развития Орен.обл. до 2020 года и на период до 2030 года.

7. Инвестиционная политика зарубежных стран (на ваш выбор):

Для Финляндии и Италии, например, характерно активное государственное субсидирование промышленности. Причем государственная поддержка в этих странах ориентирована на оказание содействия экспорту, включая прямое финансирование. В Италии для реализации этих целей создана государственная акционерная страховая компания «Саче», которая в 1998 г. была преобразована в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций, наделенный имущественной и административной самостоятельностью.

В Финляндии краткосрочное финансирование экспорта в основном осуществляется коммерческими банками, однако средне - и долгосрочным финансированием занимаются специальные организации, предоставляющие кредиты как на коммерческих, так и на льготных условиях, а также осуществляющие дотационное финансирование. Большое внимание в Финляндии уделяется привлечению иностранного капитала, необходимого для стимулирования роста экономики, поэтому государство оказывает необходимую поддержку иностранным инвесторам, планирующим осуществлять деятельность в экономически менее развитых районах Финляндии.

Франция и Германия ориентируют государственную экономическую политику на выравнивание региональной экономической дифференциации, т.е используют, кроме отраслевого метода распределения денежных средств, еще и региональный, поскольку считают его более эффективным.

Во Франции отношения государства и регионов строятся на контрактной основе. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций и вносятся в качестве приоритета в национальный план государства. Повышенное внимание уделяется предоставлению дополнительных средств наиболее проблемным регионам.

На основе французского и немецкого опыта принцип государственного финансирования для выравнивания диспропорций между различными регионами уже используется и на уровне Евросоюза, для чего был создан специальный Структурный Фонд ЕС. Он аккумулирует средства всех государств - членов Евросоюза, а их получателями являются только государства, на территории которых находятся наиболее проблемные, с точки зрения экономического развития, регионы. Средства таких фондов пополняются не только за счет поступлений из бюджета, но и путем привлечения свободных средств Австрийского национального банка.

8. Инвестиционная среда в регионе:

Традиционно инвест.среда определяется как совокупность экон., прав., соц. и эколог.факторов, определяющих возможности осуществления инвестиций в данном регионе.

Инвест.среда определяется след.факторами:

1) обеспеченность региона ресурсами (Инвест.стратегия регион.развития должна быть направлена, с одной стороны, на эффективное использование имеющихся ресурсов, а, с другой - способствовать их обновлению или созданию новых ресурсов);

2) параметры потребительского спроса (спрос влияет на эффект масштаба производства в регионе, определяет характер и скорость инноваций регион.предприятий. Емкий регион.рынок стимулирует инвестирование, способствует повышению конкурентоспособности регион.предприятий, обеспечивает их непрерывное развитие);

3) конкурентная ситуация в регионе (побуждает предприятия совершенствовать производственные процессы и внедрять новшества);

4) уровень развития регион.инфраструктуры (таких как транспорт, связь и телекоммуникации).

Для обеспечения устойчивого соц-экон.развития региона необходимо наличие и постоянное развитие всех вышеперечисленных факторов инвест.среды.

Роль органов регион.управления в формировании и развитии инвест.среды заключается в оказании влияния на все определяющие факторы посредством мер регион.политики, капиталовложений, регулирующих механизмов и т.д.

Наши рекомендации