Местные налоги и сборы. земельный налог

Конституция РФ закрепила право органов местного самоуп­равления устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Эта норма получила развитие в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

В зарубежных капиталистических странах местные налоги и сборы являются главным источником доходов местных бюдже­тов. В России они таковыми пока еще не стали, хотя число их в 90-х гг. существенно возросло.

В указанные годы в России сформировалась новая система местных налогов и сборов вместо действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» до вступления в действие Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации». В соответствии с названным Указом в число местных налогов входили лишь три платежа — налог с вла­дельцев строений, а также земельный налог и налог с владельцев транспортных средств, не идентичные установленным позднее одноименным налогам. Предусматривалась также возможность введения нескольких местных сборов, не получивших широкого распространения.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. выделяет в налоговой системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включе­ны налоги в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по своим юридическим свойствам к на­логам. Всего в Законе с учетом изменений и дополнений (на ав­густ 2002 г.) предусмотрено 23 таких платежа.

В отличие от названного Закона РФ Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998 г. резко сократил число местных налогов.

К ним относится только четыре платежа: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодек­са). Однако эта статья еще не вступила в действие.

Установление местных налогов и сборов относится к предме­там ведения муниципальных образований (местного самоуправ­ления) в числе других финансовых вопросов местного значения и находится в исключительной компетенции представительно­го органа местного самоуправления. Органы местного самоуп­равления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.

В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного само­управления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в ко­торой особо выделена компетенция местных сообществ, касаю­щаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что местные сообщества имеют право в рамках экономической по­литики государства на собственные достаточные ресурсы, кото­рыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. «По крайней мере, часть финансовых ресур­сов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавли­вать в рамках закона» (п. 1 и 3 ст. 9).

Местным налогам и сборам, согласно законодательству РФ, свойствен ряд общих особенностей, а именно:

а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствую­щему органу местного самоуправления;

б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;

в) отнесение введения и организации взимания данных плате­жей к компетенции органов местного самоуправления;

г) нахождение поступления и использования платежей как со­ставной части доходов местных бюджетов под контролем органов местного самоуправления;

д) наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с налоговыми платежами других уровней.

Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством РФ.

Прежде всего, органы местного самоуправления, устанавли­вая местные налоги и сборы на своей территории, должны ру­ководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (впо­следствии — ст. 15 НК РФ), за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов — уста­новление ставок, льгот и т.д. — также решаются в рамках, оп­ределенных законодательством РФ. По упомянутым вопросам органы местного самоуправления принимают решения самосто­ятельно.

Местные налоги и сборы по действующему законодательству подразделяются на две группы в зависимости от порядка их уста­новления и введения:

· во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательст­вом РФ и подлежащие обязательному введению на всей террито­рии РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законо­дательными актами органов государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

· во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления, исходя из их перечня, предусмотрен­ного федеральным законодательством.

К первой группе относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Другие платежи входят во вторую группу.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет местных налогов, как и налогов других уровней, осущест­вляется налоговыми органами в соответствии с Законом о налого­вых органах и нормами части первой НК РФ (гл. 14 «Налоговый контроль»). Однако представительные органы местного самоуп­равления вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Данная служба должна координиро­вать свою деятельность с налоговыми органами РФ и предостав­лять им всю необходимую информацию.

Из всей системы местных налогов и сборов их наибольшая часть взимается на территории муниципального образования, только в случае принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о введении каждого из конкретных платежей, предусмотренных в установленном законодательством перечне. Этот перечень не предполагает обязательного введения всех упомянутых в нем платежей. При этом на органы местного самоуправления возлагается разработка и принятие положений о вводимых налогах и сборах, исходя из Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и с учетом местных особенностей.

Учитывая сложность работы по правовому регулированию этих платежей и недостаточность по ней опыта у местных орга­нов, Комиссия Совета Республики Верховного Совета РФ по бюд­жету, планам, налогам и ценам, Минфин России и Госналогслуж­ба РФ рекомендовали примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей взимается с организаций и физических лиц, являю­щихся устроителями упомянутых мероприятий. Закон определя­ет предельный размер ставки сбора — он не должен превышать 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты. Устроители, уплатив­шие сбор, получают лицензию, без наличия которой проведение местных аукционов и лотерей запрещается.

Аукционы считаются местными, если они организованы по ре­шению органов власти местного самоуправления в пределах под­ведомственной им территории и участниками их являются организации и физические лица, зарегистрированные и расположен­ные на этой территории.

Местные (муниципальные) лотереи — это лотереи, которые проводятся на муниципальной территории, подведомственной одному органу местного самоуправления и лишь среди населения данной территории.

Сбор за парковку автотранспорта распространяется на орга­низации и физических лиц, осуществляющих парковку авто­транспорта в специально оборудованных или отведенных для этих целей местах. Согласно Закону РФ ставки сбора самостоя­тельно определяют органы местного самоуправления; они же ус­танавливают льготы для плательщиков.

Сбор уплачивается на месте парковки в момент постановки транспорта на стоянку. Взимание сбора возлагается на комму­нальные или иные службы, по решению местной администрации. Органы этой службы производят уплату в бюджет сумм сбора за парковку в установленный срок.

Сбор за право использования местной символики уплачивают организации и физические лица — производители продукции, на которой использована местная символика: гербы, виды города и местностей, исторических памятников и т.п., которые должны быть конкретно указаны в Положении, утверждаемом органом местного самоуправления. Согласно Закону РФ предельный раз­мер сбора — 0,5% от стоимости реализуемой продукции. Вопрос о конкретном размере ставки сбора рассматривается специальной комиссией для каждого производителя продукции.

Сбор со сделок, совершаемых на биржах, взимается с участни­ков сделки, осуществляющих в установленном порядке эти опе­рации. Данный сбор не распространяется на операции с ценными бумагами, с которых законодательством взимается соответствую­щий налог.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей до­говор (соглашение), заключенный участниками биржевой торгов­ли в отношении биржевого товара в ходе торгов.

Плательщиками данного сбора являются организации и физи­ческие лица.

Предельный размер ставки, установленный Законом РФ, со­ставляет 0,1% суммы сделки.

Сбор за право проведения кино- и телесъемок уплачивают ком­мерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, кото­рые требуют от органов местного самоуправления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории и т.п.). Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не определяет размеров ставок сбора. Установление их относится к полномочиям органов мест­ного самоуправления.

Сбор с владельцев собак распространяется на физических лиц — владельцев" собак (кроме служебных), проживающих в городах. Согласно Закону ставка сбора может быть установлена соответствующими органами местного самоуправления в разме­ре не выше 1/7 МРОТ в год (установленного на момент исчис­ления налога). Документ (квитанция) об оплате сбора предъяв­ляется при регистрации собак, проводимой коммунальными органами.

Основанием для освобождения от уплаты сбора владельцем служебной собаки является документ, подтверждающий необходимость ее содержания и использования в служебных целях.

Сбор за выдачу ордера на квартиру уплачивают физические лица, получившие право на заселение отдельной квартиры. Закон РФ устанавливает предельный размер сбора, который не должен превышать 3/4 МРОТ (на день получения ордера). Устанавливая размер сбора, органы местного самоуправления должны учиты­вать общую площадь и качество жилья. Уплата производится до получения ордера.

Сбор за уборку территорий населенных пунктов уплачивается организациями и физическими лицами (владельцами строений). Ставки сбора устанавливаются органами местного самоуправле­ния, исходя из нормативов и расценок убираемой площади (кв. м) на одного человека. Плательщик может по письменному заявле­нию и с согласия местной администрации взять на себя обязан­ность по уборке территории.

Сбор за участие в бегах на ипподромах уплачивают организа­ции и физические лица, выставляющие своих лошадей на состя­заниях коммерческого характера. Размеры ставок устанавлива­ются органами местного самоуправления, на территории которых находится ипподром. Администрация ипподрома принимает за­явку на участие в бегах при наличии документа, подтверждающе­го уплату сбора.

Сбор за выигрыш на бегах уплачивают физические лица, вы­игравшие в игре на тотализаторе на ипподроме. Устанавливая ставки сбора, органы местного самоуправления не должны превы­шать их предельного размера, предусмотренного в Законе РФ, а именно: 5% от суммы выигрыша.

Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподро­ме, устанавливается в виде процентной надбавки к плате, взимае­мой за участие в игре. Размер его не должен превышать 5% этой платы. Сумма сбора вносится участниками игры при приобрете­нии ими билетов на участие в игре.

Сбор за открытие игорного бизнеса уплачивают организации и физические лица — собственники средств и оборудования игор­ного бизнеса (игровых автоматов и другого оборудования с веще­вым или денежным выигрышем, карточных столов, рулеток и иных средств для игры). Установление размеров ставок по данно­му сбору и порядок его взимания относится к компетенции орга­нов местного самоуправления.

Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройст­во территорий, на нужды образования и другие цели могут взиматься с организаций, расположенных на территории орга­на местного самоуправления, с физических лиц, занимающих­ся предпринимательской деятельностью без образования юри­дического лица и зарегистрированных на данной территории, а также с физических лиц, проживающих на ней. Ставка сбора, согласно Закону РФ, не должна превышать 3%: для организа­ций от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленной законом МРОТ, а для физических лиц — от 12 МРОТ.

Решая вопросы о льготах по данным сборам, органы местного самоуправления могут предоставлять их, например, многодет­ным и малообеспеченным семьям, инвалидам Великой Отечест­венной войны, пенсионерам, предприятиям, занимающимся про­изводством товаров для детей, и другим плательщикам.

Сборы могут быть зачислены в местные бюджеты или во вне­бюджетные муниципальные фонды.

Курортный сбор.

Порядок взимания этого сбора регулируется Законом от 12 декабря 1991 г. «О курортном сборе с физических лиц». Однако согласно Закону об основах налоговой системы вве­дение сбора отнесено к полномочиям районных и городских органов местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность. Собранные суммы зачисляются в соответст­вующие местные бюджеты.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, временно пребывающие в курортной местности. Перечень курортных местностей определяется Правительством РФ.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Земельный кодекс РФ в ст. 65 закрепляет платность использо­вания земли на территории Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до вве­дения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. По­рядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Зако­ном РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». Также, правовое регулирование осуществляется Налоговым кодек­сом РФ. В НК РФ земельный налог включен в группу местных налогов, также предусматривается возможность введения субъек­тами РФ налога на недвижимость, который прекратит действие земельного налога и налогов на имущество физических лиц и предприятий.

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Закон подразде­ляет земли на два вида:

- земли сельскохозяйственного назначения,

- земли несельскохозяйственного назначения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база уменьшается на 10000 р. у следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев СССР, РФ, полных кавалеров орденов Славы;

2) инвалидов 1 и 2 групп, а также инвалидов с детства;

3) ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;

4) чернобыльцы;

5) физ.лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок.

Налоговая ставка определяется органами власти муниципаль­ного образования или органами государственной власти субъекта РФ.

1. 0,3 % в отношении земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

2. 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации;

4) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%;

5) организации народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

7) организации – резиденты особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Наши рекомендации