Местные налоги и сборы. земельный налог
Конституция РФ закрепила право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Эта норма получила развитие в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
В зарубежных капиталистических странах местные налоги и сборы являются главным источником доходов местных бюджетов. В России они таковыми пока еще не стали, хотя число их в 90-х гг. существенно возросло.
В указанные годы в России сформировалась новая система местных налогов и сборов вместо действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» до вступления в действие Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В соответствии с названным Указом в число местных налогов входили лишь три платежа — налог с владельцев строений, а также земельный налог и налог с владельцев транспортных средств, не идентичные установленным позднее одноименным налогам. Предусматривалась также возможность введения нескольких местных сборов, не получивших широкого распространения.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. выделяет в налоговой системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включены налоги в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по своим юридическим свойствам к налогам. Всего в Законе с учетом изменений и дополнений (на август 2002 г.) предусмотрено 23 таких платежа.
В отличие от названного Закона РФ Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998 г. резко сократил число местных налогов.
К ним относится только четыре платежа: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодекса). Однако эта статья еще не вступила в действие.
Установление местных налогов и сборов относится к предметам ведения муниципальных образований (местного самоуправления) в числе других финансовых вопросов местного значения и находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.
В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в которой особо выделена компетенция местных сообществ, касающаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что местные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. «По крайней мере, часть финансовых ресурсов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавливать в рамках закона» (п. 1 и 3 ст. 9).
Местным налогам и сборам, согласно законодательству РФ, свойствен ряд общих особенностей, а именно:
а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствующему органу местного самоуправления;
б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;
в) отнесение введения и организации взимания данных платежей к компетенции органов местного самоуправления;
г) нахождение поступления и использования платежей как составной части доходов местных бюджетов под контролем органов местного самоуправления;
д) наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с налоговыми платежами других уровней.
Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством РФ.
Прежде всего, органы местного самоуправления, устанавливая местные налоги и сборы на своей территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (впоследствии — ст. 15 НК РФ), за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов — установление ставок, льгот и т.д. — также решаются в рамках, определенных законодательством РФ. По упомянутым вопросам органы местного самоуправления принимают решения самостоятельно.
Местные налоги и сборы по действующему законодательству подразделяются на две группы в зависимости от порядка их установления и введения:
· во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
· во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления, исходя из их перечня, предусмотренного федеральным законодательством.
К первой группе относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Другие платежи входят во вторую группу.
Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет местных налогов, как и налогов других уровней, осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом о налоговых органах и нормами части первой НК РФ (гл. 14 «Налоговый контроль»). Однако представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Данная служба должна координировать свою деятельность с налоговыми органами РФ и предоставлять им всю необходимую информацию.
Из всей системы местных налогов и сборов их наибольшая часть взимается на территории муниципального образования, только в случае принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о введении каждого из конкретных платежей, предусмотренных в установленном законодательством перечне. Этот перечень не предполагает обязательного введения всех упомянутых в нем платежей. При этом на органы местного самоуправления возлагается разработка и принятие положений о вводимых налогах и сборах, исходя из Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и с учетом местных особенностей.
Учитывая сложность работы по правовому регулированию этих платежей и недостаточность по ней опыта у местных органов, Комиссия Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, Минфин России и Госналогслужба РФ рекомендовали примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов.
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей взимается с организаций и физических лиц, являющихся устроителями упомянутых мероприятий. Закон определяет предельный размер ставки сбора — он не должен превышать 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты. Устроители, уплатившие сбор, получают лицензию, без наличия которой проведение местных аукционов и лотерей запрещается.
Аукционы считаются местными, если они организованы по решению органов власти местного самоуправления в пределах подведомственной им территории и участниками их являются организации и физические лица, зарегистрированные и расположенные на этой территории.
Местные (муниципальные) лотереи — это лотереи, которые проводятся на муниципальной территории, подведомственной одному органу местного самоуправления и лишь среди населения данной территории.
Сбор за парковку автотранспорта распространяется на организации и физических лиц, осуществляющих парковку автотранспорта в специально оборудованных или отведенных для этих целей местах. Согласно Закону РФ ставки сбора самостоятельно определяют органы местного самоуправления; они же устанавливают льготы для плательщиков.
Сбор уплачивается на месте парковки в момент постановки транспорта на стоянку. Взимание сбора возлагается на коммунальные или иные службы, по решению местной администрации. Органы этой службы производят уплату в бюджет сумм сбора за парковку в установленный срок.
Сбор за право использования местной символики уплачивают организации и физические лица — производители продукции, на которой использована местная символика: гербы, виды города и местностей, исторических памятников и т.п., которые должны быть конкретно указаны в Положении, утверждаемом органом местного самоуправления. Согласно Закону РФ предельный размер сбора — 0,5% от стоимости реализуемой продукции. Вопрос о конкретном размере ставки сбора рассматривается специальной комиссией для каждого производителя продукции.
Сбор со сделок, совершаемых на биржах, взимается с участников сделки, осуществляющих в установленном порядке эти операции. Данный сбор не распространяется на операции с ценными бумагами, с которых законодательством взимается соответствующий налог.
Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе торгов.
Плательщиками данного сбора являются организации и физические лица.
Предельный размер ставки, установленный Законом РФ, составляет 0,1% суммы сделки.
Сбор за право проведения кино- и телесъемок уплачивают коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, которые требуют от органов местного самоуправления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории и т.п.). Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не определяет размеров ставок сбора. Установление их относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Сбор с владельцев собак распространяется на физических лиц — владельцев" собак (кроме служебных), проживающих в городах. Согласно Закону ставка сбора может быть установлена соответствующими органами местного самоуправления в размере не выше 1/7 МРОТ в год (установленного на момент исчисления налога). Документ (квитанция) об оплате сбора предъявляется при регистрации собак, проводимой коммунальными органами.
Основанием для освобождения от уплаты сбора владельцем служебной собаки является документ, подтверждающий необходимость ее содержания и использования в служебных целях.
Сбор за выдачу ордера на квартиру уплачивают физические лица, получившие право на заселение отдельной квартиры. Закон РФ устанавливает предельный размер сбора, который не должен превышать 3/4 МРОТ (на день получения ордера). Устанавливая размер сбора, органы местного самоуправления должны учитывать общую площадь и качество жилья. Уплата производится до получения ордера.
Сбор за уборку территорий населенных пунктов уплачивается организациями и физическими лицами (владельцами строений). Ставки сбора устанавливаются органами местного самоуправления, исходя из нормативов и расценок убираемой площади (кв. м) на одного человека. Плательщик может по письменному заявлению и с согласия местной администрации взять на себя обязанность по уборке территории.
Сбор за участие в бегах на ипподромах уплачивают организации и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязаниях коммерческого характера. Размеры ставок устанавливаются органами местного самоуправления, на территории которых находится ипподром. Администрация ипподрома принимает заявку на участие в бегах при наличии документа, подтверждающего уплату сбора.
Сбор за выигрыш на бегах уплачивают физические лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме. Устанавливая ставки сбора, органы местного самоуправления не должны превышать их предельного размера, предусмотренного в Законе РФ, а именно: 5% от суммы выигрыша.
Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, устанавливается в виде процентной надбавки к плате, взимаемой за участие в игре. Размер его не должен превышать 5% этой платы. Сумма сбора вносится участниками игры при приобретении ими билетов на участие в игре.
Сбор за открытие игорного бизнеса уплачивают организации и физические лица — собственники средств и оборудования игорного бизнеса (игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулеток и иных средств для игры). Установление размеров ставок по данному сбору и порядок его взимания относится к компетенции органов местного самоуправления.
Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели могут взиматься с организаций, расположенных на территории органа местного самоуправления, с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных на данной территории, а также с физических лиц, проживающих на ней. Ставка сбора, согласно Закону РФ, не должна превышать 3%: для организаций от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленной законом МРОТ, а для физических лиц — от 12 МРОТ.
Решая вопросы о льготах по данным сборам, органы местного самоуправления могут предоставлять их, например, многодетным и малообеспеченным семьям, инвалидам Великой Отечественной войны, пенсионерам, предприятиям, занимающимся производством товаров для детей, и другим плательщикам.
Сборы могут быть зачислены в местные бюджеты или во внебюджетные муниципальные фонды.
Курортный сбор.
Порядок взимания этого сбора регулируется Законом от 12 декабря 1991 г. «О курортном сборе с физических лиц». Однако согласно Закону об основах налоговой системы введение сбора отнесено к полномочиям районных и городских органов местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность. Собранные суммы зачисляются в соответствующие местные бюджеты.
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, временно пребывающие в курортной местности. Перечень курортных местностей определяется Правительством РФ.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Земельный кодекс РФ в ст. 65 закрепляет платность использования земли на территории Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». Также, правовое регулирование осуществляется Налоговым кодексом РФ. В НК РФ земельный налог включен в группу местных налогов, также предусматривается возможность введения субъектами РФ налога на недвижимость, который прекратит действие земельного налога и налогов на имущество физических лиц и предприятий.
Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Закон подразделяет земли на два вида:
- земли сельскохозяйственного назначения,
- земли несельскохозяйственного назначения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база уменьшается на 10000 р. у следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев СССР, РФ, полных кавалеров орденов Славы;
2) инвалидов 1 и 2 групп, а также инвалидов с детства;
3) ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
4) чернобыльцы;
5) физ.лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок.
Налоговая ставка определяется органами власти муниципального образования или органами государственной власти субъекта РФ.
1. 0,3 % в отношении земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
2. 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ.
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ;
2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации;
4) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%;
5) организации народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
7) организации – резиденты особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.