Понятие валюты и валютных ценностей

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные доку­менты, выраженные в иностранных денежных единицах и приме­няемые в международных расчетах (иностранная валюта).

В финансовых отношениях и финансовом праве, в служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. В источниках финансового права приведенное определение валюты конкретизируется применительно к объек­там, охватываемым понятием «валюта».

Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», используемая в пределах только одного государства «об­ратимая (конвертируемая) валюта», которая обменивается на иностранную валюту и является, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» используется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

Кроме того, термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). Новый аспект применения тер­мина «валюта» связан с таким явлением мирового финансового рынка, как выпуск международными финансовыми организа­циями международных расчетных единиц — СДР и евро. СДР — расчетная единица Международного валютного фонда (в перево­де с английского Special drawing rights — специальные права за­имствования), евро — денежная единица Европейского Союза.

Понятие валюты в правовом аспекте в российском законо­дательстве получило закрепление сравнительно недавно — в 1992 г. Однако сам термин давно и достаточно широко исполь­зуется. Состояние валютных отношений зависит от множества факторов и, прежде всего, от развития экономики, националь­ной и политической систем. С развитием отношений, так или иначе связанных с валютой, складываются валютные системы — национальная, региональная и мировая.

Национальная валютная система представляет собой сово­купность экономических валютных отношений, посредством которых осуществляется межгосударственный оборот платеж­ных средств, а также формируются и используются валютные ресурсы страны. Национальная валютная система непосред­ственно связана с мировой валютной системой, представляющей собой совокупность международных валютных отношений, сформированных в связи с эволюцией мирового хозяйства и получивших закрепление в международных соглашениях. Миро­вая валютная система основана на резервной (ключевой) валюте (одной или сразу нескольких), выполняющей функции между­народного платежного средства. Ею, как правило, выступает конвертируемая валюта одной из ведущих стран с развитой эко­номикой, которая используется в международных расчетах. Та­кой валютой впервые стал английский фунт стерлингов, затем — доллар США. С 1 января 1999 г. введена единая европейская валюта — евро в странах Европейского Союза. Мировая валют­ная система, помимо резервной валюты, может быть основана и на международной счетной денежной единице как своеобразном условном размере для сопоставления и соизмерения междуна­родных требований и обязательств, а также установления ва­лютного курса. .

В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контро­ле» от 10 декабря 2003 г. даны определения валюты.

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

9) валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

10) специальный счет - банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также - требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета;

11) валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Для целей контроля определен перечень операций, на про­ведение которых могут быть наложены какие-либо ограниче­ния. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем опе­рации делятся на две группы в зависимости от того, какой орган осуществляет их регулирование — Правительство РФ или Цен­тральный банк РФ. Так, в соответствии с новым Законом Пра­вительство РФ осуществляет регулирование, в основном, по­средством введения ограничений в виде резервирования опре­деленных сумм. Например, при регулировании операций, связанных с расчетами и переводами между резидентами и не­резидентами при экспорте определенных товаров, Правительство РФ вправе применить такой способ регулирования, как ус­тановление требования о резервировании резидентом в день, исте­чения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не более 2 лет).

Банк России, в отличие от Правительства РФ, имеет право не только устанавливать требование о резервировании опреде­ленных сумм, но и в случаях, прямо предусмотренных Законом, требование об использовании специального счета.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Россий­ской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе ус­танавливать задачи, функции, объекты валютного регулирования, а также определять органы валютного регулирования и валютного контроля.

Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии Российского государства и либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непос­редственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом Российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. Регулирование является ведущей функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем:

1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил-программ;

2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии/ с изменившимися обстоятельствами в сфере управления;

3) контроля за исполнением управленче­ских решений и применением мер по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, валютное регулирование выражает­ся в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регу­лируют валютные отношения с учетом экономических задач госу­дарства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (12 июня 1990 г.) характерна политика либерализа­ции в регулировании валютных отношений. Отменена существо­вавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны ва­люты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пре­делах обращение на территории страны иностранной валюты в ка­честве платежного средства.

Основными направлениями валютного регулирования в РФ являются:

а) защита валюты РФ;

б) регулирование права собственности на валютные ценности;

в) регламентирование порядка совершения в РФ сделок с драгоценными металлами и камнями;

г) организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ;

д) регулирование осуществления счетов резидентов в иностранной валюте;

е) регламентирование осуществления валютных операций резидентов в РФ;

ж) определение порядка функционирования счетов нерезидентов в иностранной валюте и валюте РФ;

з) урегулирование порядка осуществления валютных операций нерезидентов в РФ.

В процессе валютного регулирования изменяется и система ор­ганов, осуществляющих это регулирование.

Допуская в известных пределах обращение иностранной валю­ты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых явля­ются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение кон­кретных валютных правоотношений.

Валютные отношения регулируются нормами, относящими­ся к различным отраслям права, в том числе финансовому, а также гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм. При этом финансово-правовым нормы в регулировании валютных отношений сохраняют приоритетное значение.

Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния закреплены федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», гл. 2 которого так и называется — «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношений, в этой сфере регламентируют­ся многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Особое значение среди них принадлежит ведомственным правовым актам общего значения, в том числе актам
Банка России, Минфина России и др. В пределах своей компе­тенции валютное регулирование осуществляют органы валютного регулирования, которыми являются Правительство РФ и Цен­тральный банк РФ.

Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 закона.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Банк России:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Феде­рации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Рос­сийской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) осуществляет все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезиден­тами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила прове­дения нерезидентами в Российской Федерации операций с валю­той Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Россий­ской Федерации;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной ва­люте в банках за пределами Российской Федерации;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных опе­раций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документа­ции и статистики валютных операций, в том числе уполномочен­ными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций Россий­ской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютное регулирование в соответствии с новым Федераль­ным законом «О валютном регулировании и валютном контро­ле» касается следующих основных направлений.

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предот­вращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержа­ния устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осу­ществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др. Эти требования устанавливаются в целях обеспечения исполнения обяза­тельств нерезидента перед резидентом.

3. Валютные операции между нерезидентами. В данном слу­чае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты (например, переводы иностранной валюты со счетов).

4. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направ­лено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в Российской Федерации производятся только через уполномо­ченные банки. Новым Законом, в отличие от Закона 1992 г., не устанавливается требование об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте. Требование о предъяв­лении паспорта (другого заменяющего документа) теперь до­пускается только в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Отметим, что ст. 12 Федерального закона «О валют­ном регулировании и валютном контроле», регулирующая дан­ные правоотношения, вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу указанного Закона (т.е. с 18 июня 2005 г.). Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках,
расположенных на территориях иностранных государств, явля­ющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные опе­рации со средствами, зачисленными на счета (во вклады), от­крытые в банках за пределами территории РФ, за исключением
валютных операций между резидентами, а физические лица — валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории России, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Зако­ном устанавливаются требования о предоставлении резидента­ми (юридическими и физическими лицами) определенных сведений налоговым органам в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

6. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномо­ченных банках. Расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами производятся через банковс­кие счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций:

а) передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъек­ту РФ и (или) муниципальному образованию;

б) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

г) приобретения и отчуждения физическим лицом — резиден­том в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

д) перевода физическим лицом — резидентом из Рос­сийской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перево­да;

е) покупки у уполномоченного банка или продажи уполно­моченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иност­ранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами тер­ритории РФ наличной иностранной валюты,

7. Регламентирование ввоза в Российскую Федерацию и вы­воза из Российской федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в, Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и, нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица — рези­денты и нерезиденты имеют право единовременно (без каких-либо документов, подтверждающих ее происхождение) выво­зить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами — ре­зидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 дол­ларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не под­лежит декларированию таможенному органу.

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» По­мимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ. Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных ак­тов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.

Валютный контроль - деятельность государства, направлен­ная на обеспечение валютного законодательства при осуществле­нии валютный операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют конт­роль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными бир­жами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля ис­полнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, яв­ляется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, нахо­дящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением рези­дентами и нерезидентами (за, исключением кредитных органи­заций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, тре­бований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных опе­раций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осу­ществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь ор­ганом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия орга­нов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обя­зательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации;

2) для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные пе

Наши рекомендации