БАНК РОССИИ – ОРГАН БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., потребовал усиления взаимодействия органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации по стабили­зации социально-экономического положения в стране, в том числе принятия неотложных мер по реструктуризации банковской сис­темы Российской Федерации, с целью восстановления полноцен­ной кредитной деятельности банковской системы, создания усло­вий для эффективной работы банков с реальным сектором эконо­мики, усиления банковского надзора.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осущест­вляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организа­циями банковского законодательства. Надзорные и регулирую­щие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, кото­рый образуется по решению Совета директоров.

Для осуществления своих функций в области банковского регу­лирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для ис­полнения предписания об устранении выявленных в их деятель­ности нарушений, и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению, аудиторскими фирмами. В соответст­вии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)» в случае нарушения предписаний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных на­рушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения и совершаемые кредитной организацией операции со­здали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 % размера оплачиваемого уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ак­тивов;

замены руководителей кредитной организации;

реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные норма­тивы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией от­дельных банковских операций, предусмотренных выданной ли­цензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кре­дитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначе­ния и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами банка России.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицен­зию на осуществление банковских операций по основаниям, пред­усмотренным Федеральным законом «О банках и банковской де­ятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление бан­ковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Банк России может отозвать лицензию на осуществление бан­ковских операций в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерально­го закона «О банках и банковской деятельности»:

установления недостоверности сведений, на основании кото­рых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций, предус­мотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов недостоверности отчетных данных, за­держки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчет­ности (отчетной документации);

осуществления, в том числе однократного, банковских опера­ций, не предусмотренных лицензией Банка России;

неисполнения требований федеральных законов, регулирую­щих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократ­но применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

неспособности кредитной организации удовлетворить требова­ния кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кре­дитной организации в совокупности составляют не менее 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом;

неоднократного в течение года виновного неисполнения содер­жащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкла­дов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчи­ков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских опера­ций, уполномоченного представителя Банка России в порядке, ус­тановленном Федеральным законом «О банках и банковской дея­тельности». С момента создания ликвидационной комиссии (лик­видатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осу­ществление банковских операций наступают следующие последст­вия:

1) срок исполнения обязательств кредитной организации счи­тается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются по курсу Банка России, дейст­вовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

2) прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;

3) приостанавливается исполнение исполнительных докумен­тов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, вы­плате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента от­зыва у кредитной организации лицензии на осуществление бан­ковских операций;

4) до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидато­ра) или назначения арбитражным судом конкурсного управляю­щего запрещаются заключения сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту) в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представи­телем Банка России в случае его назначения).

После отзыва у кредитной организации лицензии на осущест­вление банковских операций средства обязательных резервов, де­понированные кредитной организацией в Банке России, перечис­ляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или кон­курсного управляющего и используются в порядке, установлен­ном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними актами Банка России.

Как отмечалось выше, кредитные организации при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств, могут обращаться за получением кредитов в Банк России на условиях, определяемых Банком Рос­сии.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует кредитные организации путем предостав­ления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка Рос­сии, и определяет форму обеспечения кредита.

Предоставляя кредитным организациям кредит, Банк России вступает с ними в гражданско-правовые отношения, строящиеся на началах юридического равенства сторон.

Заемщики — юридические лица, в том числе банки и небанков­ские кредитные организации, не выполняющие свои обязанности по своевременному возврату полученных ссуд, могут быть призна­ны в установленном порядке несостоятельными (банкротами) с опубликованием соответствующего решения в печати.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с мо­мента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом сегодня мы рассмотрели, что все правоотношения в области госкредита носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения и изменения. Государство в госкредитных отношениях обладает правом на реструктуризацию долга, т.е. правом полной (частичной) замены одних условий на другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств.

Наши рекомендации