Авторитетное мнение. При аренде морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как правило, заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров.
В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна.
На морском транспорте наиболее широкое применение получила универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем "Балтайм". Эта проформа была разработана БИМКО в 1939 г., а затем в 1950 г. изменена и дополнена Советом по документации Палаты судоходства Великобритании.
При найме судов, следующих из портов американского континента в Европу, используется проформа "Нью-Йорк продьюс", разработанная в 1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Условия договора, содержащиеся в проформах, необязательны для сторон. Они могут их изменить или дополнить. Значение же проформ двояко. Во-первых, одобрение условий, содержащихся в проформе, ускоряет и облегчает процесс заключения договора. Во-вторых, использование проформ способствует единообразному применению условий договора.
Для заключения договора аренды транспортного средства без экипажа на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы (проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа (в настоящее время - проформа бербоут-чартера "Беркон-2001") (А.Г. Калпин).
5. Договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) включает в свой предмет два элемента: само транспортное средство, обладающее индивидуальными признаками, и оказание услуг по управлению транспортным средством (вождение, навигационные услуги, услуги связи и иные) и технической эксплуатации (контроль приборов и механизмов, регулировка, замена деталей и иные).
При этом указанный договор необходимо отличать от договора фрахтования (чартера), являющегося разновидностью договора перевозки, по следующим критериям. В договоре чартера предмет договора - комплекс предоставления услуг (коммерческой эксплуатации) по перевозке (доставке) пассажиров и грузов самим собственником транспортного средства; управление транспортным средством и его техническая эксплуатация признака самостоятельной объектности в данном правоотношении не имеют; при заключении договора фрахтования (чартера) не происходит передача транспортного средства во владение и пользование фрахтователя, а осуществляется предоставление площади (объема) транспортного средства для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов на определенное количество рейсов.
§ 2. Общее и особенное в правовом
регулировании отношений аренды транспортных средств
с экипажем и без экипажа
Общие черты. Особенности. Содержание. Ответственность
1. Общие положения, свойственные для договоров аренды транспортного средства как с экипажем, так и без экипажа:
1) к указанным договорам не применяются правила о возобновлении их действия на новый срок и о преимущественном праве арендатора на их пролонгацию (ст. ст. 632, 642 ГК РФ);
2) арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду, если договором не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 638, ст. 647 ГК РФ);
3) в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры (ч. 2 ст. 638, ст. 647 ГК РФ).
2. Специфика в том, что при аренде транспортного средства с экипажем обязанности по управлению и технической эксплуатации возложены на арендодателя, при аренде транспортного средства без экипажа - на арендатора.
Обязанности, лежащие на арендодателе при аренде транспортного средства с экипажем | Обязанности, лежащие на арендаторе при аренде транспортного средства без экипажа |
Обязан в течение всего срока договора аренды поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634) | Аналогичная обязанность, за исключением обязанности предоставле- ния необходимых при- надлежностей (ст. 644) |
Обязан оказывать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обеспечивающие его нормальную и безопасную эксплуатацию (ч. 2 ст. 635) | Своими силами исполняет указанную обязанность (ст. 644) |
Обязан нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, если иное не предусмотрено договором (ст. 636), а также страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637) | Аналогичное правило (ст. 646) |
Обязан возместить арендодателю причиненные убытки в случае гибели или повреждения транспортного средства, если последний докажет, что арендатор отвечает за них в соответствии с законом или договором (ст. 639) |
3. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, распределяется следующим образом: при аренде транспортного средства с экипажем - ответственность несет арендодатель, который вправе предъявить регрессное требование к арендатору о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ); при аренде транспортного средства без экипажа - ответственность лежит на арендаторе (ст. 648 ГК РФ).
Судебная практика. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом в силу ст. 640 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 Кодекса. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.
Таким образом, по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, возлагается на его титульного (законного) владельца, к числу которых законом отнесен и арендатор имущества.
Однако в случае аренды транспортного средства с экипажем, транспортное средство (источник повышенной опасности) фактически не выходит из-под контроля арендодателя, поскольку управление и техническая эксплуатация осуществляются его работниками (экипажем), в связи с чем ответственность за причинение вреда арендованным транспортным средством третьим лицам в силу специального указания закона продолжает нести арендодатель.
Ответственность арендодателя в виде обязанности возместить причиненный ущерб как владельца источника повышенной опасности, наступает в этих случаях в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть независимо от его вины (Постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2009 N Ф09-7150/09-С4).
Литература
КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (том 1) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (3-е издание, переработанное и дополненное).
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2009. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ.