Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.
Тема 2 Финансирование и управление социальным обеспечением
План
1).Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.
2). Финансирование социального обеспечения.
3).Страховые взносы как основной источник финансирования социального обеспечения.
4). Управление социальным обеспечением.
Управление социальным обеспечением.
Управление социальным обеспечением подразделяется на общее и оперативное.
Общее осуществляет - Правительство РФ -Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
Оперативное – Минтруд, Минздрав, Минобрнауки и др.
Основные функции в осуществлении государственной политики и правового регулирования в области социального обеспечения населения возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ - Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Особое место в оперативном управлении занимают внебюджетные фонды.
На уровне субъектов органы социального обеспечения могут носить разные наименования. В Краснодарском крае управление осуществляет - Министерство труда и социального развития Краснодарского края – Постановление главы администрации КК от 21.12. 2015 №1240.
Региональные органы социального обеспечения имеют в своем подчинении нижестоящие органы - районные, городские, отделы, комитеты социальной защиты населения.
Тема 2 Финансирование и управление социальным обеспечением
План
1).Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.
2). Финансирование социального обеспечения.
3).Страховые взносы как основной источник финансирования социального обеспечения.
4). Управление социальным обеспечением.
Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.
Современное общество придает значение важнейшей ценности — человеку и его естественным правам. Особое место среди этих прав занимают социально-экономические права.
К числу социально-экономических прав, помимо права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на образование, на свободное пользование ценностями культуры, на охрану семьи, материнства и детства, относится также и право на социальное обеспечение.
Свое нормативное закрепление это право нашло во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г., а также в национальных конституциях ряда государств.
Право на социальное обеспечение представляет собой один из способов обеспечения такого жизненного уровня человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В свою очередь Мачульская Е.Е. дает следующее определение социальное обеспечение — это система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств[1].
Признаки социального обеспечения:
• признание обществом необходимости предоставления средств к существованию не имеющим их лицам формализовано путем закрепления права на обеспечение;
• осуществление обеспечения за счет общественных средств',
• обеспечение тех лиц, которые не имеют средств к существованию (либо имеют их в недостаточном объеме) по объективным, не зависящим либо мало зависящим от их воли, причинам, а сами эти причины в качестве оснований обеспечения закреплены в законодательстве;
• определение объема предоставляемых нетрудоспособным средств исходя из сложившихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений о социально значимых потребностях, а также представлений общества о социальной справедливости;
• создание государством, действующим от имени общества, в целях реализации права на социальное обеспечение особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования соответствующих мероприятий, систему осуществляющих их органов, систему гарантий защиты указанного права, а также обеспечение регулирования стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия соответствующего законодательства и разработки механизма его функционирования.
В современной российской Конституции 1993 г. право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в виде пенсий, пособий, социального обслуживания[2].
Данноеправо требует создания специального механизма для его реализации.
В зависимости от того, как организовано функционирование этого механизма различают формы социального обеспечения – это организационно – правовой механизм, созданный для реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах говорит о праве каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Следовательно, социальное страхование можно рассматривать как одну из форм социального обеспечения.
Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», являющаяся основополагающим актом Международной организации труда, посвященным вопросам социального обеспечения, говорит о возможности закрепления права на обеспечение в форме страхования, а также за счет налогообложения, т.е., по сути, упоминает уже о двух формах — страховой и нестраховой.
В Конституции РФ формы социального обеспечения прямо не закреплены, однако анализ ст. 7 и 39 позволяет сделать вывод о существовании
- обязательного социального страхования;
- государственного социального обеспечения;
- негосударственного (дополнительного), социального обеспечения.