Пенсионная система РФ: общая характеристика. Пенсии: понятие, виды. Страховые песни: понятие, виды, субъекты.

Тема №4 Обязательное пенсионное страхование.

План

1). Понятие и правовая система обязательного пенсионного страхования.

2). Пенсионная система РФ: общая характеристика. Пенсии: понятие, виды. Страховые песни: понятие, виды, субъекты.

3).Страховая пенсия по старости: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по старости. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

4) Страховая пенсия по инвалидности: понятие и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по инвалидности. Фиксированная выплата

5)Страховая пенсия по случаю потери кормильца: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца и фиксированная выплата.

6)Порядок установления страховой пенсии. Документы, необходимые для назначения пенсии. Сроки назначения страховой пенсии.

7)Выплата страховой пенсии. Удержания из страховой пенсии.

8)Накопительная пенсия: понятие, субъекты накопительной пенсии, условия назначения, размер.

Понятие и правовая система обязательного пенсионного страхования.

Правовая система обязательного пенсионного страхования основывается на общих принципах обязательного социального страхования, рассмотренных ранее, но в тоже время имеет свои особенности.

Прежде необходимо уяснить, понятие «обязательное пенсионное страхование» - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абз.1 ч.1 ст. 3 Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Организация пенсионного страхования предполагает, что денежные средства, за счет которых выплачиваются пенсии, образуются посредством обязательной уплаты страховых взносов в ПФР, о которых мы говорили в теме №2.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на, то что в Законе №167-ФЗ дано понятие страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (абз. 6ч.1 ст. 3).

Тариф страхового взноса составляет 22% имеет следующую структуру:

- 6% солидарная часть предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, социального пособия на погребение умерших некоторых категорий пенсионеров, а также для иных целей. Эта часть взноса не учитывается при формировании страховой и накопительной пенсии.

- 16% тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях определения размера страховой пенсии без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии. Из индивидуальной части тарифа формируется и накопительная пенсия.

В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов распределяется следующим образом:

1). для лиц 1966 года рождения и старше все страховые взносы направляются на финансирование на страховой пенсии. При этом из них:

- 6% - в солидарную часть тарифа (т.е на фиксированную выплату к страховой пенсии и иных целей);

- 16% - на индивидуальную часть тарифа страховых взносов, на формирование страховой пенсии.

2). для лиц 1967 года рождения и моложе 6 % тарифа также направляется на солидарную часть, а в отношении 16%возможно два варианта распределения тарифа страховых взносов:

а) - 6% -наформирование накопительной пенсии

- 10% -на страховую пенсию;

б) 16 % направить, на страховую пенсию, отказавшись от формирования накопительной пенсии.

Пенсионная система РФ: общая характеристика. Пенсии: понятие, виды. Страховые песни: понятие, виды, субъекты.

В Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает Россию социальны» государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения.

Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Соответственно принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.

К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся:

- О страховых пенсиях: от 28.12.2013 №400-ФЗ;

- О накопительной пенсии: от 28.12. 2013г № 424-ФЗ;

- О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений: от 28.12. 2013 №422-ФЗ;

- О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30. 11. 2011 N 360-ФЗ

- Об обязательном пенсионном страховании в РФ: от 15.12.2001 № 167-ФЗ;

- О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: от 30.04.2008 г. №56-ФЗ

- О негосударственных пенсионных фондах : от 7.05.1998г. №75-ФЗ;

- Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: от 24.07. 2002 №111-ФЗ;

- О государственном пенсионном обеспечении в РФ: от 15.12.2001 №166-ФЗ. и др.

Нормы пенсионного права часто закрепляются в подзаконных нормативных актах, среди которых:

- указы Президента РФ;

- акты Правительства РФ;

- акты соответствующих министерств и ведомств (Минтруд, Минобороны, МВД, ФСБ России и др.);

- Международные договоры и соглашения;

- акты Конституционного суда РФ

Сегодня структурно общая пенсионная система в современной России состоит из нескольких подсистем (относительно самостоятельных пенсионных систем), а именно:

- обязательного пенсионного страхования. Отличительными признаками института пенсионного страхования выступают государственный характер обязательного пенсионного страхования и использование распределительных и накопительных методов в системе страхования. Финансируется из ПФР за счет страховых взносов.

- государственного пенсионного обеспечения. Предоставляется государственным служащим (гражданской, военной, правоохранительной), нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовые пенсии и иные виды пенсий, военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных аварий и катастроф. Финансируются из федерального бюджета, за счет налоговых поступлений.

- профессионального пенсионного обеспечения. Предполагалось ввести для лиц, работающих в особых условиях труда. Финансироваться они должны были за счет отдельных страховых платежей, предназначенных для этих целей. Однако до настоящего времени закон о профессиональных пенсиях не принят.

- добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения. Финансируется за счет дополнительных добровольных страховых платежей. Однако до настоящего времени такое пенсионное обеспечение не получило широкого развития.

Причин этому несколько, главные из них:

- низкая з/п работающих, что не позволяет им делать отчисления на формирование негосударственных пенсий;

- устойчиво сложившееся недоверие населения к таким фондам;

- незначительная доходность инвестирования пенсионных накоплений, находящихся в ведении управляющих компаний.

Пенсионная система любого государства – не статичное явление, это система постоянно находится в развитии,

В РФ настоящее время осуществляется очередной этап преобразований в пенсионной сфере и связан он со Стратегий долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р, которая предусматривает социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на период до 2030 г.

Необходимость подготовки Стратегии обусловливалась экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования. Процесс старения населения и существенное увеличение доли пожилых граждан характерен для большинства Европейских государств, в том числе и для России.

Исходя из сказанного вытекает, что в качестве способа социального обеспечения при наступлении социального риска выступает пенсия.

Пенсия как вид социального обеспечения - назначаемая на постоянной или длительной основе уполномоченным государством органом ежемесячная денежная выплата гражданам пожилого или преклонного возраста, инвалидам, детям и другим нетрудоспоспособным, потерявшим законного кормильца.

Новое пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий:

- трудовые: страховую и накопительную;

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Критерием для их разграничения является источник выплаты.

С 1. 01 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, что не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью. Названная пенсия по-прежнему назначается лицам, которые в ходе трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц (п.1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях.)

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О страховых пенсиях » устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) по старости;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери кормильца.

Право на страховую пенсию имеют:

- граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 4 Закона о страховых пенсиях).

Лицам, имеющим одновременно право на различные виды страховой пенсии, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Причем пенсионеры могут получать пенсию в полном объеме независимо от факта работы.

3). Страховая пенсия по старости: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по старости. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Приведенное выше родовое понятие «страховой пенсии» не исключает научной разработки видовых понятий, в частности такого как «страховая пенсия по старости».

Страховая пенсия по старости -это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или трудового дохода лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим установленный страховой стаж и сформированные пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов (баллов).

Право на страховую пенсию по старости возникает у застрахованного лица по достижении определенного возраста. Нормальным пенсионным возрастом согласно Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. считается 65 и более лет.

Для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях будут необходимы три условия:

- достижение определенного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет);

- наличие страхового стажа – 15 лет;

- наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (баллов) (ст. 8 Закона о страховых пенсиях).

Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает также возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Основания для досрочного предоставления трудовой пенсии по старости различны. Пенсии назначаются досрочнов связи:

- с условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью (ст. ч.1ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда установлены отдельным категориям работников, занятым:

1) на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) на работах с тяжелыми условиями труда;

3)на работах связанных с напряженностью и интенсивностью труда: педагогическим работникам и работникам здравоохранения; занимающимся творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально зрелищных организациях; др. лица

Списки таких работ ут­верждаются Правительства РФ, они перечислены в постановлении Правительства от 16. 07. 2014 № 665.

Наши рекомендации