Нормативно-правовое обеспечение безналичных расчётов
В России существовал специальный нормативный акт, посвященный банковским картам. Речь идет о Положении Банка России от 09.04.1998 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». Однако по причине специальной компетенции органа, его принявшего -- Банка России, и существующей тенденции регулировать гражданско-правовые аспекты расчетов на уровне закона (гл. 46 ГК РФ), данный документ не мог охватить всех гражданско-правовых аспектов эмиссии и использования банковских карт. Он содержал преимущественно требования к банкам, связанные с валютным регулированием и валютным контролем, банковским надзором и бухгалтерским учетом. К операциям с банковскими картами применяются иные нормативные акты Банка России. В связи с изменением валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. В положении были установлены требования к кредитным организациям по эмиссии банковских карт, правила осуществления расчетов и порядок учета банками операций, совершаемых с использованием банковских карт. Данный нормативный акт отражал тогда основные аспекты организации и осуществления расчетов с использованием банковских карт, что позволило кредитным организациям получить ответы на многие, вопросы, возникающие у них в процессе практической деятельности.
На тот момент Положение ЦБ РФ №23-П позволило сформулировать нормативную основу. Не ломая сложившуюся практику, были обеспечены единые правила осуществления расчетов по операциям с использованием карт для всех кредитных организаций.
Вместе с тем очень часто в условиях бурно растущего рынка и появления новых видов услуг нормативные акты устаревают уже на стадии их принятия и требуют немедленных корректировок. Поэтому обсуждение вопросов применения Положения ЦБ РФ № 23-П началось уже с момента его опубликования и вступления в силу. Налицо была необходимость дальнейшего совершенствования нормативного регулирования безналичных расчетов, осуществляемых с использованием платежных карт. Причин было две: развитие рынка и законодательной базы.
Положение ЦБ РФ от 24.12.2004№ 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным за разработку данного документа, как и Положения ЦБ РФ № 23-П, был Департамент платежных систем и расчетов ЦБ РФ. Демократичность нового документа заключается в том, что в оценке его основных положений принимали участие многие кредитные организации, члены Ассоциации российских банков.
Следует выделить важные принципы, на которых основано Положение ЦБ РФ № 266-П:
-_эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами; допустимо распространение банковских карт других банков-эмитентов и платежных карт
небанковских эмитентов-нерезидентов;
-_кредитная организация может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт.
Есть и нововведения. В целях практической поддержки развития новых инструментов включены нормы, регулирующие расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким счетам, в частности, которые ведутся в разных валютах, одной карты (п. 2.1 гл. 2 Положения ЦБ РФ № 266-П).
В связи с изменениями валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных карт. По последнему вопросу вышло указание Банка России от 11.04.2005 № 1571-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 05 декабря 2002 года № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.
Ряд нормативных препятствий по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили за банками функцию эмиссии, эквайринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет.
В то же время еще не удалось дать понятийный аппарат и представить полную картину в контексте платежных систем, т. е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизации, процессинг) и т.д.
На указанные отношения также распространяют свое действие нормы Гражданского кодекса РФ, законы «О банках и банковской деятельности» и «О защите прав потребителей». Следует отметить, что ни в одном из названных законов операции с банковскими картами не урегулированы прямо, следовательно, комплексное нормативное регулирование указанных отношений в России отсутствует. В приведенных обстоятельствах большую роль играет договорное регулирование операций с банковскими картами.
На сегодняшний день существуют различные нормативные акты, специально посвященные регулированию операций с банковскими картами:
1. Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;
2. указание ЦБ РФ от 02.12.1997 № 48-У «Об осуществлении операций с использованием банковских карт международных и российских платежных систем на территории Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 04.08.1997 № 822;
3. письмо ЦБ РФ от 10.06.2005 № 85-Т «О порядке применения нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»;
4. письмо ЦБ РФ от 25 сентября 2009 г. N 117-Т "Обобщение практики по вопросам выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием и другие нормативные акты.
Однако необходим специальный федеральный закон, который бы предусматривал порядок осуществления эмиссии и операций с использованием банковских карт, определяя права, обязанности и гражданско-правовую ответственность всех участников расчетов по таким операциям. Проекты такого закона уже вносились в Государственную Думу. Цель законопроекта - определить права и обязанности субъектов, использующих, эмитирующих и обслуживающих платежные карты. Предполагается, что этот закон создаст правовую основу для решения споров в сфере использования таких карт, ответит на те юридические вопросы, которые продиктованы практикой. Прежде всего под платежной картой предлагается понимать идентификационный документ, предназначенный для неоднократного произведения расчетов ее держателем. При этом предполагалось ввести два типа платежных карт: банковские - дающие возможность распоряжаться денежными средствами счета, и торговые - удостоверяющие право на покупку товаров и услуг в пределах суммы предварительной оплаты. Такое разделение обусловлено тем, что, по мнению разработчиков законопроекта, сфера применения торговых карт должна быть ограничена и исключать возможность их использования в качестве самостоятельного средства платежа. На основании закона торговые карты буду давать право получать товар (работы, услуги) только от эмитента соответствующей торговой карты и только в пределах предварительно внесенных держателем сумм, выдача же наличных средств по такой карте запрещается. Немаловажное значение придается вопросу соотношения правил, применяемых международными платежными системами, и правовых норм российского законодательства. В этой сфере предлагается конкретизировать положения Гражданского кодекса РФ, предусмотрев следующую норму: в случае противоречия норм российского законодательства общепризнанным правилам международных платежных организаций в отношениях с организациями-нерезидентами применяются общепризнанные нормы международных платежных систем. Наряду с этим содержится ряд протекционистских норм, направленных на защиту национальных интересов. Таковы, например, условия, что российские юридические лица вправе выступать держателями платежных карт, эмиссия которых произведена только российскими организациями, и положение о том, что эквайринг на территории России может осуществляться только российскими кредитными организациями. В сфере регулирования отношений с использованием платежных карт разработчики предлагают закрепить ведущую роль Банка России как государственного органа, ответственного в России за регулирование системы расчетов. Предусмотрены права, обязанности, ответственность всех участников расчетов с использованием платежных карт, определены обязательные признаки, реквизиты, типы платежных карт, урегулированы вопросы их защиты, эмиссии, ответственности сторон, в том числе при несанкционированном использовании карты. Необходимость скорейшего принятия этого или аналогичного закона продиктована в первую очередь тем, что в большинстве своем операции с банковскими картами затрагивают интересы физических лиц -- потребителей финансовых услуг. Один из важнейших юридических вопросов - определение ответственности участников расчетов с использование банковских карт и распределения рисков при несанкционированном списании денежных средств.
В соответствии с ГК РФ банк-эмитент как субъект предпринимательской деятельности несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед клиентом независимо от своей вины, если иное не установлено договором. Клиент - физическое лицо и клиент - некоммерческая организация несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины, за исключением случаев использования банковской карты для целей предпринимательской деятельности. Клиент- индивидуальный предприниматель и клиент-коммерческая организация несут ответственность независимо от своей вины, если иное не предусмотрено договором, либо если банковская карта использовалась не для предпринимательской деятельности.
Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету установлена ст. 856 ГК РФ. Кроме того, он несет ответственность за убытки, причиненные держателю карты сбоем в работе технических устройств и в других случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств. Причем банк-эмитент отвечает за убытки, причиненные держателю, независимо от того, причинены ли они недостатком оборудования эмитента или иной кредитной организации. Самый сложный случай распределения убытков возникает при причинении убытков, не связанных с нарушением договора, например, при мошеннических действиях третьих лиц. Относительно разрешения такой ситуации мнения специалистов расходятся. Одни считают, что поскольку эмитент выполняет поручение держателя (по осуществлению платежей и т.д.), то последний имеет право возмещения убытков, причиненных ему в ходе выполнения данного поручения. В обоснование такой позиции можно ссылаться на нормы ГК РФ, устанавливающие ответственность комиссионера за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента. Кроме того, с точки зрения целесообразности возмещение убытков должно быть возложено на банк-эмитент, ибо именно от него зависит использование таких технических средств, которые могут в наибольшей мере минимизировать риски.
Судебная практика к таким случаям относит сообщение третьим лицам секретного кода, отсутствие бдительности при хранении карты, запись секретного кода на самой карте или на бумаге, находящейся рядом с картой и т. п. Для уменьшения риска убытков при несанкционированном списании денежных средств может применяться страхование.