Методы обучения и преподавания. Обьектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного
Введение
Обьектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. В состав обьекта изучения входят основные направления и проблемы мировой и отечественной философии в их внутренней взаимосвязи.Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.
2.2 Цель дисциплины:способствовать выработке у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном сложном и динамичном мире.
2.3 Задачи обучения:
- анализ исторических типов философствования в контексте культуры;
- формирование у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры;
- освободить содержание дисциплины от прежней идеологической нагрузки, догматических штампов и клише, отбивающих у студентов интерес к данной дисциплине;
2.4 Конечные результаты обучения:
А. Студент должен знать и понимать:
- предмет, функции, основные разделы и направления философии
- место и роль философии в жизни общества и человека
- основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества
- актуальные проблемы современной отечественной и мировой философии
В. Студент должен применять знания и понимания:
- оперировать специальной философской терминологией и категориально – понятийным аппаратом философии
- творчески и критически работать над оригинальными философскими текстами
- анализировать особенности генезиса и развития философского знания
- ориентироваться в актуальных проблемах современной глобализации
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
С. Студент должен владеть навыками выражения суждений:
- приема ведения философского диалога и полемики по актуальным вопросам философии
- публичной речи и письменного аргументированного изложения и отстаивания собственной точки зрения
- применения философских знаний в различных личностных жизненных ситуациях и при анализе общественных явлений.
D. Студент должен обладать коммуникативными способностями:
- обладать навыками работы в команде
- формировать позитивные взаимоотношения с окружающими, уважая их точку зрения
- иметь навыки эффективного общения, основанных на принципах этики и понимания роли и ответственности
- использовать достижения информационных и коммуникационных технологий для выполнения уебных заданий
Е. Студент должен показать способность к учебе:
- применять знания при подготовки самостоятельной работы
- участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам курса
- формировать и аргументированно отстаивать собственную мировоззренческую позицию по различным проблемам философии
- логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам
2.5 Пререквизиты:история Казахстана.
2.6 Постреквизиты:социология.
2.7 Тематический план:
2.7.1.Тематический план лекций
№ | Наименование тем | Форма проведения | Прод-ть |
Предмет, назначение и функции философии. | Вводная обзорная лекция | ||
Философия Древнего Востока. | Обзорная лекция | ||
Античная философия. | Обзорная лекция | ||
Философия средних веков Востока и Запада. | Обзорная лекция | ||
Философия эпохи Возрождения. | Обзорная лекция | ||
Философия Нового времени. | Обзорная лекция | ||
Философия европейского Просвещения XVIII века. | Обзорная лекция | ||
Классическая немецкая философия | Обзорная лекция | ||
Философия конца XVIII- начала XXI века. | Лекция | ||
Казахская философия | Лекция | ||
Бытие как центральная категория онтологии. | Обзорная лекция | ||
Принцип развития: диалектика и сенергетика. | Лекция | ||
Возможности и границы познания. Специфика научного познания. | Обзорная лекция | ||
Философская антропология. | Обзорная лекция | ||
Социальная философия. | Обзорная лекция | ||
Философское осмысление глобальных вызовов соременности. | Лекция | ||
Всего | 54 ч. |
2.7.2 Тематический план семинарских занятий
№ | Темы семинарских занятий | Форма проведения | Прод-ть |
1. | Понятие философского знания. Соотношение философии и частных наук. | Устный опрос | |
2. | Философская мысль Древнего Востока. | Устный опрос | |
3. | Этапы развития античной философии, основные философские школы. | Устный опрос | |
4. | Философия мусульманского и христианского средневековья. | Устный опрос | |
5. | Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. | Малые группы | |
6. | Философия Нового времени. Пантеизм и учение о "двойственной истине". | Презентация | |
7. | Классическая немецкая философия. | Устный опрос | |
8. | Западноевропейская философия конца XVIII- начала XXI века. | Устный опрос | |
9. | Казахская философия: история и современность. Рубежный контроль. | Малые группы Тестирование, устный опрос | |
Понятие "бытие" и "сознание" в философии. | Устный опрос | ||
11. | Учение о познании. Специфика научного познания. | Устный опрос | |
12. | Проблема человека в философии. | Малые группы | |
Философия общества. | Уcтный опрос | ||
Филосоский анализ актуальных проблем современности. Рубежный контроль. | Презентация, тестирование, устный опрос. | ||
Всего | 36 ч. |
2.7.3 Тематический план тем для самостоятельной работы студента
№ | Темы СРС | Форма проведения | Ко личество часов |
Йога: философия и практика | Презентация | ||
Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикуреизм | Презентация | ||
Сущность теории отчуждения К.Маркса и ее социальный смысл | Реферат | ||
Философия жизни и экзистенциализм | Реферат | ||
Суфийская философия Кожа Ахмета Йасауи. | Реферат | ||
Проблема субстанции в истории философии | Реферат | ||
Философские и естественнонаучные взгляды на происхождение и сущность сознания. | Презентация | ||
Сущность законов диалектики | Реферат | ||
Особенности научного познания | реферат | ||
Постпозитивизм о развитии науки | Реферат | ||
Актуальные проблемы современного мира | Презентация | ||
Всего: | 45 ч. |
Методы обучения и преподавания
Лекция:обзорная лекция
Семинар: малые группы, презентация, устный опрос, тестирование.
СРС:презентация, реферат
2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Текущий контроль:контрольные вопросы, тестирование
Рубежный контроль: тестирование, устный опрос
Итоговый контроль: экзамен методом тестирования.
2.10 Рекомендуемая литература: основная и дополнительная
На русском языке
Основная:
1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2012.
2. Петрова В.Ф., Хасанов М.Ш. Философия. – Алматы: Эверо, 2014.
3. Сегизбаев О.А. История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины XX столетия: учебник для вузов. – Алматы: Ғылым,2001.
Дополнительная:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,: Проспект, 2010.
2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. – Алматы: К – ИЦ ИФП КН МОН РК, 2011.
3. Лавриненко В.Н. Философия. – М.: ИД Юрайт, 2011.
4. Кирабаев Н.С. Учебное пособие по курсу «Средневековая арабомусульманская философия». – СПб.:СПбГУ, 2005.
5. Немировская Л.З. Философия: История и теория. – М., Изд. Российского Нового Университета, 2007.
6. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – Москва: Восточная литература, 2001.
7. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. – Алматы: Өлке, 1994.