Наука и ее функции в обществе

ИСТОРИОСОФСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

наука и ее функции в обществе - student2.ru

Учебное пособие для аспирантов и соискателей

наука и ее функции в обществе - student2.ru

Ф И Л О С О Ф И Я Н А У К И

Новочеркасск

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова

ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

ИСТОРИОСОФСКИЕ

И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Учебное пособие для аспирантов и соискателей

Под общей редакцией доктора философских наук,

профессора Л.С. Николаевой

3-е издание, стереотип.

Том II

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Допущено

министерством сельского хозяйства Российской Федерации

в качестве учебного пособия для аспирантов и соискателей

Новочеркасск

УДК 001 (075.8)

ББК Ю 25

И 903

Авторы: В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев ,

В.И. Чеботарева, О.В. Загорская.

Рецензенты: В.С. Любченко, д-р филос. наук, профессор ЮРГПУ (НПИ);

Л.В. Мартынов, канд. социол. наук.

И 903 Историософские и философские проблемы науки. [Текст] : учеб. пособие для аспирантов и соискателей. В 10 т. Т. II. Философия науки / Под общ. ред. проф. Л.С. Николаевой ; В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев [и др.] ; Новочерк. инж.-мелиор. ин-т ДГАУ. – 3-е изд., стереотип. - Новочеркасск, 2015. – 201 с.

Наука является самым динамичным компонентом современной культуры и той необходимостью, без которой современная цивилизация не существовала бы в том виде, в каком она сейчас существует. В учебном пособии освещаются следующие проблемы: наука и ее функции в обществе; наука и философия; научные революции как перестройка оснований науки; наука и общество; научное познание: особенности, этапы, методы; роль моделирования в познавательной и практической деятельности; диалектика и ее альтернативы.

Коллектив авторов подготовил учебное пособие для аспирантов, магистров и соискателей по новым программам с учетом современных достижений науки.

Ключевые слова:философия науки,функции науки, наука и технология, анализ науки, эволюция подходов, научные революции, типы научной рациональности, культура, методы научного познания, классификация методов.

УДК 001 (075.8)

ББК Ю 25

И 903

© Авторы, 2015

©НИМИ ДГАУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
1. НАУКА И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ………………………
  1.1 Наука фундаментальная и прикладная………………………
  1.2 Наука и технология……………………………………………
  1.3 Наука и развитие человека……………………………………
2. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ………………………………………..
  2.1 Взаимоотношение науки и философии………………………
  2.2 Социальные и психологические особенности науки………..
  2.3 Эволюция подходов к анализу науки………………………..
3. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК ПЕРЕСТРОЙКА ОСНОВАНИЙ НАУКИ…………………………………………..  
  3.1 Научная революция XVII в…………………………………..
  3.2 Глобальные революции и смена типов научной рациональности……………………………………………………  
4. НАУКА И ОБЩЕСТВО…………………………………………..
  4.1 Роль науки в обществе………………………………………..
  4.2 Наука — важнейший элемент культуры……………………..
  4.3 Структура науки……………………………………………….
  4.4 Природа научной истины. Истина и практика………………
5. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ, ЭТАПЫ, МЕТОДЫ………………………………………………………….
  5.1. Научное познание и его особенности……………………….
  5.2 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания……………………………………...
  5.3 Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания…………………………………………….  
  5.4 Методы и процедуры научного познания……………………
  5.5 Общенаучные методы эмпирического познания……………
  5.6 Общенаучные методы теоретического познания……………
  5.7 Общенаучные методы, применяемые на эмпири­ческом и теоретическом уровнях познания. Индукция и дедукция…...  
  5.8 Предсказание и прогнозирование…………………………….
  5.9 Интуиция, воображение, творчество…………………………
6. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...  
  6.1 Моделирование как метод познания окружающего мира…..
  6.2.Применение моделирования в различных отраслях человеческого знания и деятельности.………………………  
7. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ………………
  7.1Классические формы диалектики: идеалистическая диалектика Г. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса…………………………………………………………    
  7.2 Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики…………………………………………………….  
  7.3 Современный подход к диалектике как к учению об универсальных связях, изменении, развитии……………….  

ВВЕДЕНИЕ

Еще на заре человеческой истории наш предок смог выжить в суровых природных условиях лишь благодаря активному их преобразованию. Человек, в отличие от животного, не приспосабливается к природе, а приспосабливает её себе, активно вмешивается в ход её процессов. Именно в процессе целенаправленного воздействия на предметы природы и преобразования их (т.е. в процессе труда) человек сформировал и развил свои способности и свойства, создал свой особый социальный мир, в котором он только и может существовать. Человек выделился из царства животных именно благодаря труду, а труд есть не что иное, как первое и необходимое условие для человеческой жизни, фундаментальная и основная форма человеческой деятельности. В свою очередь деятельность - это производство материальных благ (не производя которые, человек не сможет удовлетворить свои насущные потребности в пище, одежде, жилище и т.д.), преобразование общественных условий и отношений, развитие самого человека, его способностей, умений и знаний. Приёмы практических действий человека с самого начала должны сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников методов мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном счете, привели к учению о методе - методологии.

Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справиться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет.

Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появлению «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становится все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

Наука является, пожалуй, самым динамичным компонентом современной культуры и той необходимостью, без которой современная цивилизация не существовала бы в том виде, как она есть сейчас. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит.

Что такое наука, какова главная социальная роль науки, существуют ли границы научного познания и познания вообще, каково место основанной на науке рациональности в ряду других способов отношения к миру, возможно ли ненаучное (ненаучное не значит антинаучное) познание, каков его статус и перспективы?

Можно ли научным способом ответить на следующие принципиальные вопро­сы: как возникла Вселенная, кик появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции?

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоз­зренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социаль­ная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских во­просов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы нау­ки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы разви­тия цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резкого падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в по­следние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

НАУКА И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Наши рекомендации