Наука и ее роль в обществе

В науке критерий рационального осознания мира занимает цент­ральное место.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преоб­разование объективной действительности, такое духовное про­изводство, которое имеет своим результатом целенаправленно ото­бранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные зако­ны, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на во­прос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внепо­ложный человеку мир, различные формы и виды движения су­щего, но и их отражение в сознании, т.е.сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучаю­щие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные, явления и законы их развития, а также самого; человека как существа со­циального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук осо­бое место занимает комплекс философских дисциплин, изучащих наиболее общие законы развития; и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы ис­следования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика. Вместе с тем границы между науками в до­статочной степени условны. Для современного этапа развития на­учного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обога­щение научных методологий. Общенаучными логическими при­емами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также сис­темный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фак­тический материал—итоги наблюдении и экспериментов, и тео­ретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих Теориях, законах и принципах; основанные, на фактах научные предположения, гипотезы, нуж­дающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании ми­ровоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Существенным компонентом научного познания является фи­лософское истолкование данных науки, составляющее ее миро­воззренческую и методологическую основу. Уже сам отбор фак­тов, особенно в общественных науках, подразумевает большую теоретическую подготовленность и философскую культуру уче­ного. Современный этап развития научного знания требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков но­вого.

Социальные функции науки. Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука, не может ни воз­никнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени раз­вития немыслимо без науки. Потребности материального произ­водства влияют на развитие науки и на направления ее исследований, в свою очередь наука влияет на общественное раз­витие. Великие научные открытия и тесно связанные с ними тех­нические изобретения оказали колоссальное влияние на судьбы всего человечества.

В разные периоды истории роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности. В античности наука существовала как результат происшедшего разделения ум­ственного и физического труда. В качестве самостоятельной формы общественного сознания наука стала функционировать на­чиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности начала дифференцироваться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания, обычно связывают с именем Аристотеля. Однако тогда элементы научного знания оказывали еще весьма слабое влияние на производство (рабский ручной труд на основе многолетних навыков). В условиях феодализма натуральное хозяйство продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалось пре­имущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. Однако и в средневековье происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме (химия в форме алхимии).

Роль науки в развитии производства возрастала по мере рас­ширения и обобществления производства. Зарождавшийся в не­драх феодального общества капитализм поставил такие практи­ческие проблемы, которые могли быть разрешены уже только на­учно: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Весь пос­ледующий ход истории представляет собой неуклонный и все уг­лубляющийся процесс «онаучивания» производства.

Вместе с небывалым ранее прогрессом естественных наук по­лучили новый импульс к развитию и гуманитарные дисциплины. Происходило повышение интереса к познанию не только матери­ального мира, но и закономерностей духовной жизни.

Дальнейшее развитие науки обусловливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширением мирового рынка. При этом интеллектуальные функции общества, развиваясь, все больше отделяются от субъекта труда и концентриру­ются в деятельности господствующего класса и быстро формирующейся социальной группы интеллигенции. Кроме того, научная работа отделяется и от труда по организации производства и становится сферой ученых. Происходит специализация и в среде ученых. Именно в это время начинается все более углублявшийся впоследствии разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием, между, наукой вообще и нравственно-этическим сознанием.

Создание действительного богат­ства общества становится менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от общего состояния науки и степени развития технологии или от применения этой науки в производстве. Повышение мощи производства достига­ется путем совершенствования управления экономикой, что также является предметом специального изучения соответству­ющих наук.

Социальное назначение науки заключается в том, чтобы облег­чить жизнь и труд людей, увеличить разумную власть общества над природой, способствовать совершенствованию общественных отношений, гармонизации человеческой личности. Современная наука благодаря своим открытиям и изобретениям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Научные от­крытия и изобретения привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров. Но сокровища науки пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям. Наука без человека бессильна, более того, наука без человека бесцельна. Большинство открытий и изобретений имеют две сто­роны - плодотворную и разрушительную – и в силу этого таят в себе огромные возможности и опасности. Все зависит от того, кем и как они будут использованы.

Вплоть до последнего времени ученые не задумывались над дра­матическими и трагическими последствиями своих открытий. Каждое приращение научного знания рассматривалось как благо и было заранее оправдано. Но сейчас встала проблема моральной ценности научного открытия, которое может быть использовано во вред человечеству. Оказалось, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Роковым для судеб человечества, вызовом стал такой уровень познания, овладения и «контроля» человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым зловещую перспективу самоубийственной ракетно-ядерной мировой войны и породив архиглобальную (среди других глобальных проблем, с которыми уже столкнулось челове­чество) проблему— проблему войны и мира. В мире развивалось не только добро, но и зло. Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно по­рождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

48. Эстетическое сознание. Искусство и его соц. функции.

Культурой является любой человеческий опыт. Культура – семейная, политическая, этическая, интеллектуальная, художественная, физическая.

Формы накопления опыта: знания; отношения, корпоративный опыт социальных институтов; артефакты.

Схема познания Баумгартена из трактата «Эстетика»:

1. ощущения – сигнал в организм

2. восприятие – сигналы организуются в структуру

3. представления - восприятие сохраняется

4. понятия – образ заменяется знаком-сигналом

5. суждение – сравниваем

6. умозаключение – из суждения делаем новое знание.

1 – 3 –чувственное познание, 4 – 5 – рациональное познание = гносеология.

Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения чел-ком мира, о сущностях и формах творчества по законам красоты.

Петр Анохин, психофизиолог, рассматривает чувственное сознание как способ приспособляемости и выживания. Эмоциональный тон ощущения – ЭТО – первая оценка. Существует и у простейших. У каждой особи тоны м\б разнообразны. ЭТО сущесвуют и в виде рефлекса и в виде физиологического состояния организма.

Эмоции – это оценка, свойственная более высоким существам. Эмоции могут сохраняться и на уровне представлений. «Чувство – осознанная эмоция, эмоция – неосознанное чувство». Эмоциональные и рациональные оценки могут рассогласовываться, могут совпадать. У каждого чел-ка накапливается эмоциональный опыт. Составляет определенную часть сознания, играет иногда определяющую роль (выбор профессии, спутника жизни, одежды).

Вся человеческая история – история общения. Индивидуальная потребность живого организма – продолжение рода и утоление голода. Общественная потребность – обмен информацией. До удовлетворения – отрицательные ощущения, после – положительные переживания.

Рациональный опыт мы передает при помощи языка (но – мысль изреченная есть ложь). Эмоциональный опыт мы передаем при помощи искусства.

Искусство – не совсем художественная культура, но оно связано с чел-ой деят-тью. Специфическая форма О.С. и человеческой деят-ти, представляющая собой отражение дейст-ти в худ-ых образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Изобразительные искусства.

Моделирование – живопись, графика, скульптура, литература. Точное и субъективное воспроизведение дейст-ти. «Если я точно воспроизведу своего мопса, то у меня будет две собаки и не одного произведения искусства». Главная задача: вызвать эмоциональное отношение. Чем примитивнее \ богаче дейст-ть, тем примитивнее \ богаче эмоция и тем примитивнее \ богаче произведение искусства (Сравним: Венера палеолита и Последний день Помпеи).

Выразительные искусства.

Преобладает ритм при помощи моделей. Определенный ритм работы нашего мозга (альфа ритм при беге и на уроках математики). При смене ритма возникают +\- состояния. Ритмически организованный звук воздействует на сознание: простой ритм – простые эмоции. Ритм можно задать с помощью телодвижений (бизонья пляска). Ритмическая организация пространства: архитектура – «застывшая музыка». Орнамент – ритмическая организация определенных элементов.

Синкретичные виды искусства.

Цирк, эстрада, театр, кинематограф и пр.

Постепенно возникает специализация и профессионализация в области искусства.

Слой попсовой культуры и рафинированной культуры. Это слои соц.Ф.

В искусстве нет жесткой смены нового и старого и не работает закон снятия («сливок» с прошлого). Сравним: античные орудия труда и передвижения и античные произведения искусства.

Наши рекомендации