История отечественной науки: основные этапы становления и развития. Институционализация технических наук в России
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины. Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Всего часов на раздел | Семестр | Распределение трудоемкости раздела (в часах) по видам учебной работы | Содержание самостоятельной работы (с указанием № источника по рабочей программе и страниц или § в нем) | |||
контактная | СРС | |||||||
лк | пр | лаб | ||||||
Раздел I. Эволюция философских оснований науки | ||||||||
1.1. | Предмет и основные концепции современной философии науки | [1], Гл.1.,§ § 1.6-1.11; Гл. 5, § 5.4.[12], Гл.2 | ||||||
1.2. | Основания науки | [1], Гл.4, § 4.2.[12], Гл 6 | ||||||
1.3. | Наука в культуре современной цивилизации | [1], Гл 2, § 2.5 | ||||||
1.4. | Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции | [1], Гл 3, § 3. 1-4. [12], Гл 1. | ||||||
1.5. | История отечественной науки. Институционализация технических наук в России | [2] Гл 2; гл. 5. Защита рефератов. | ||||||
Раздел II. Методология науки | ||||||||
2.1. | Структура научного знания. | [1], Гл 4, § 4.1.[12], Гл 4. | ||||||
2.2. | Наука как социальный институт | [1], Гл.2. § 2.4 | ||||||
2.3. | Динамика науки: порождение нового знания | [1], Гл 5 § 5.1 | ||||||
2.4 | Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности | [1], Гл 5, § 5.2-3 | ||||||
2.5 | Классификация методов научного познания | [1], Гл 9, § 9.1; [2], Гл. 1.4. [12], Гл 5 Контрольная работа | ||||||
2.6 | Этика науки | [1], Гл 1, § 1.11; | ||||||
Раздел III. Философия технического знания | 1-2 | |||||||
3.1. | Особенности современного этапа развития науки и техники. Перспективы научно-технического прогресса | [1], Гл 9, § 9.4. [13], | ||||||
3.2. | Естествознание и технические науки. История научных школ НИУ МЭИ | [1], Гл.9, § 9.2, 9.6; [8], | ||||||
3.3. | Специфика инженерной деятельности | [1], Гл.5,§ 9.5. | ||||||
3.4. | Особенности неклассических научно- технических дисциплин. Филос. проблемы информатики | [1], Гл.5,§ 9.5; Гл.10, § 10.1-3. | ||||||
3.5 | Социальная оценка техники | [1], Гл. 9. §9.3; 9.4. Защита рефератов. | ||||||
Реферат | ||||||||
Экзамен | ||||||||
Итого: |
Предмет и основные концепции современной философии науки
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки.
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
Основания науки
Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Наука в культуре современной цивилизации
Традиционалистический и техногенный типы цивилизационного развития и их базовые ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Пранаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Оккультные науки — алхимия, астрология, магия.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
История отечественной науки: основные этапы становления и развития. Институционализация технических наук в России.
Допетровская Россия и реформы начала XVIII в. Российская наука накануне Октябрьской революции. Становление научного инженерного образования . Роль инженерных обществ в дореволюционной России и Германии начала XX столетия. Наука в СССР и её кризис.Массовый исход ученых из постсоветской России и состояние российской науки во втором десятилетии XXI в Реформирование РАН.