Наука и техника. Генезис и основные этапы развития технических наук и инженерного образования

Проблема истории и взаимоотношений науки и техники сводит нас с такими понятиями, как наука, техника, естественные науки, технические науки, гуманитарные науки, техносфера, технология, периодизация науки, периодизация техники, законы развития науки, законы развития техники, историко-научные исследования, историография техники, научная революция, техническая революция, промышленная революция, неолитическая революция, аграрная революция, научно-техническая революция, научно-технический прогресс, гуманизация, гуманитаризация и пр. с сопутствующими им другими категориями и терминами.

Наука – это многоаспектный, многогранный и сложно устроенный феномен. Он предстает и как социальный институт, и как определенная деятельность по производству знаний. Наука – это определенная человеческая деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний. Наука – это не только деятельность конкретного человека или группы людей, но и некоторый надындивидуальный, надличностный феномен.

Г.Р.Тэйлор, консультант- редактор иллюстрированной энциклопедии «Изобретения, которые изменили мир», назвал человека изобретательным. В.С.Поликарпов в книге «История науки и техники», изданной в издательстве «Феникс» в Ростове-на-Дону в 1999г., замечает, что именно в результате изобретательской деятельности человека с самого рождения общества появилась техника, а затем и наука. Он же пишет: «Нельзя не согласиться с А.Чанышевым, который отмечает, что « наука возникает еще до философии» что она «начинается со счета …число - первый идеализированный объект в истории культуры»

Техника находится в фокусе изучения самых различных дисциплин, как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В научной литературе технику относят к сфере материальной культуры. П.К.Энгельмейер на рубеже Х1Х и ХХ вв. так определил технику: « Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых…Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». В «Кратком толковом словаре русского языка» «техника» определяется как совокупность средств труда, орудий, с помощью которых создается что-нибудь; как машины, механические орудия, а также как совокупность знаний, средств, способов, используемых в каком-нибудь деле.

Более развернутое определение техники дают В.С.Степин, В.Г.Горохов и М.А.Розов: техника должна быть понята как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств- от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и сиситемотехнических знаний.

Технологияопределяется в «Большой Советской Энциклопедии» как совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие способы и приемы.

Рассмотрение технических знаний в единстве с прогрессом естественнонаучных знаний дает возможность периодизации развития технических наук. Обращая внимание как на относительную самостоятельность развития технического знания, так и на его обусловленность прогрессом естествознания и техники, отечественные исследователи Б.И.Иванов, О.М.Волосевич и В.В.Чешев предлагают условно выделить четыре этапа в развитии технического знания.

Первый период – донаучный, когда технические знания существовали как эмпирическое описание средств трудовой деятельности и способов их применения. Он охватывает длительный промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения. Технические знания эволюционировали и усложнялись вместе с прогрессом техники. В естествознании можно выделить два первых периода, предшествующие становлению его как науки: натурфилософский и схоластический. В этот период естественнонаучные и технические знания развивались параллельно, взаимодействуя лишь спорадически, без непосредственной и постоянной связи между ними.

Второй период - генезис технических наук – охватывает промежуток времени, начиная со второй половины XV в. до начала XIX в. Это тот этап в истории науки и производства, когда для решения практических задач начинают использовать научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание, которое призвано непосредственно обслуживать производство. Формируются принципы получения и построения научного технического знания, круг решаемых ими задач, методы. Одновременно продолжается становление естествознания, которое связано с производством опосредованно, через технические науки и технику. Благодаря этой взаимосвязи складываются все те особенности, которые обусловили в дальнейшем лицо классической науки.

Третий период – классический -в истории естествознания и технических наук по времени охватывает XIX в. и продолжается вплоть до середины XX в. Технические науки представляют собой сформировавшуюся и развитую область научных знаний, имеющую свой предмет, средства, методы и четко очерченную сферу исследования (речь идет о технических науках в целом, некоторые из них возникают и формируются и сейчас). Именно в данный период сложились довольно устойчивые формы взаимосвязи естествознания и технических наук.

Четвертый период в развитии науки вообще и технических наук в частности, начинаетсяв середине XX столетия. Определяющим фактором здесь является развертывающаяся научно-техническая революция, нацеленная на становление автоматизированного производства. Одной из особенностей НТР является интеграция естественнонаучного и технического знания как проявление общего процесса интеграции в науке. Образовались и развиваются такие гигантские комплексы наук, как информатика, космонавтика и др. Результатом НТР служит развивающийся быстрыми темпами научно-технический прогресс, когда появляются новые технологии – информационные, биотехнология, нанотехнология и т.д. Происходит дальнейшая интеграция технического и естественнонаучного знания, к которому начинает подключаться и социально-гуманитарное знание. Из закономерностей развития науки и техники, а также из наметившихся направлений научно-технического прогресса следует, что сейчас складывается постнеклассическая наука, т.е. идет становление единой системы научного знания, когда «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука» (К.Маркс).

По аналогии из других сфер (биосфера, ноосфера) в область техники перенесено понятие «техносфера».Смысл этой категории таков:

- сами технические артефакты, т.е. техника как объект и ее социокультурная значимость;

- специфическое техническое знание, умение, правила, теории, их культурная ценность;

- техническая деятельность в двух планах – как инженерная и в повседневной бытовой жизни.

- некоторая субъектная определенность( воля, мотив, потребность, намерение, способность) как определенная ментальность;

- система отношений – между человеком и природой, в которых техника выступает как посредник и источник формирования определенного типа взаимодействия; между техникой как искусственной и природой как естественной средой; между человеком и техникой; между людьми в мире техники, где техника является фактором формирования их образа жизни; как система отношений техники и основ цивилизации и культуры.

В мировой философии науки и техники общепринято положение о том, что место и роль техносферы в целостной социокультурной системе меняется в том направлении, что она начинает занимать не только приоритетное место, чем и порожден техногенный характер современной цивилизации, но и порабощает человека, подчиняя его законам своей эволюции.

В современной литературе существуют следующие основные подходы к проблеме соотношения науки и техники:

- техника рассматривается как прикладная наука (линейная модель);

- процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоордирированные процессы (эволюционная модель)

- наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

- техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни

- до конца Х1Х в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук

В.С.Степин, В.В.Горохов и М.А.Розов замечают, что в течение Х1Х века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимной модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождалась «технизацией науки». После многих веков такой «автономии» наука и техника соединились в ХУ11 веке, в начале научной революции. Однако лишь к Х1Х веку это единство приносит свои первые плоды, и только в ХХ веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии. В конце ХХ столетия начинается процесс гуманизации и гуманитаризации науки и техники, обусловленный сменой научной парадигмы.

Вопросы к зачёту

1. Материальная культура общества и ее техногенные составляющие.

2.Историческая стратификация материальной культуры и развитие техники.

3.Первобытная техника (до 4 тыс. до н. э.).

4.Античная техника (4 тыс. до н. э. – У в.).

5.Техника эпохи средневековья (УI в. - ХУI в.).

6.Техника эпохи мануфактурного производства (ХУII в. – 1760г.).

7.Техника эпохи промышленного переворота (1760-1870 гг.).

8.Техника в эпоху индустриализации.

9.Техника в условиях постиндустриального информационного общества.

10.Понятие технической грамотности.

11. Становление технических наук

12. Развитие инженерного образования.

13.Высшая техническая школа в России.

14. Становление высшего технического образования в Вологодской области.

Наши рекомендации