Цели и задачи учебного курса «Философия»
Философия в исторической динамике культуры
Методическое пособие
для семинарских занятий
студентов дневного отделения
всех специальностей БГУИР
Под редакцией зав. кафедрой Г. И. Малыхиной
Минск БГУИР 2010
УДК 1(091)(076)
ББК 87.3я7
Ф56
А в т о р ы – с о с т а в и т е л и :
Малыхина Г. И., Габрусь И. Ф., Дисько-Шуман М. Р.,
Пушкина Т. А., Шепетюк В. В., Ратникова И. М., Минеева А. А.
Р е ц е н з е н т :
Заведующий кафедрой философских наук
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
доктор философских наук, профессор
В. И. Чуешов
|
ISBN 978-985-488-560-5
Методическое пособие подготовлено на основе типовой учебной программы по курсу философии для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД–СГ.010/тип.
Работа представляет собой инновационный практикум по философии на основе компетентностной модели обучения. Имеет оригинальную, единую для всех семинарских занятий структуру, включающую тему семинара, ключевые понятия и их определения, тематику рефератов, методические указания, учебные материалы, тесты для самоконтроля, литературу и др.
В данном пособии рассматриваются темы, связанные с предметом философии, ее происхождением и значением в жизни человека и общества, а также основные периоды развития мировой и отечественной философии.
Предназначено для студентов дневного отделения всех специальностей БГУИР, а также может быть рекомендовано студентам заочного и дистанционного обучения.
УДК 1(091)(076)
ББК 87.3я7
|
Содержание
Введение. 4
1. Цели и задачи учебного курса «Философия». 4
2. Цели и задачи семинарских занятий. 5
3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия». 5
Содержание учебной дисциплины.. 7
Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 7
Тема №1 Философия как социокультурный феномен. 7
Тема №2 Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древней Индии и Древнего Китая) 34
Раздел II Философия в исторической динамике культуры. Исторические типы классической и постклассической философии. 48
Тема №3 Периоды и проблемы античной философии. 48
Тема №4 Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии. 62
Тема №5 Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии. 78
Тема №6 Постклассическая философия: школы и направления. 92
Тема №7 Неклассическая западная философия XX – XXI вв. 112
Тема №8 Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия. 128
Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия». 147
Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия». 150
Введение
Философия представляет собой целостную теоретическую и обобщенную систему знаний о мире, человеке в их взаимосвязях.
Являясь особым типом рационально-критического мировоззрения и формой духовной культуры, философия как учебная дисциплина занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента, поскольку вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценивать фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.
Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, понимание актуальных проблем современной философии, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей курса «Философия» является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, во взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, а также философским осмыслением современных социокультурных реалий.
Овладение содержанием философии ориентировано на более глубокое понимание студентом глобализирующегося мира в целом и современной науки и техники в частности, а также на осмысление собственной жизненной позиции.
Цели и задачи учебного курса «Философия»
Изучение курса «Философия» в вузе имеет целью формирование у учащихся социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, понимания философских основ исследовательской деятельности в сфере науки и техники.
Данная цель достигается в результате решения следующих задач:
1) усвоения философской терминологии;
2) понимания структуры философского знания и его проблематики;
3) освоения богатства историко-философского наследия;
4) изучения современных тенденций в развитии философии;
5) применения философских знаний к решению задач в различных областях общественной и профессиональной деятельности и др.