Цели и задачи семинарских занятий
Семинарские занятия призваны способствовать решению общих задач курса «Философия» и формированию базовых философских компетенций:
– знания проблем, идей и персоналий мировой и отечественной философии, содержания основных разделов философского знания;
– умения мыслить критически, аргументированно отстаивать свои убеждения;
– применения философских знаний в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
– определения социальной и гуманистической значимости своей профессиональной и общественной деятельности.
3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия»[1]
Раздел философии и тема семинарского занятия | Кол-во часов | |
Аудитор- ные | Самост. работа | |
Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе 1. Философия как социокультурный феномен | ||
Раздел II Философия в исторической динамике культуры 2. Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай) 3. Периоды и проблемы античной философии 4. Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии 5. Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии 6. Постклассическая философия: школы и направления 7. Неклассическая западная философия XX–XXI вв. 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия | ||
Раздел III Философия бытия 9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия 10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы | ||
Раздел IV Философская антропология 11. Проблема человека в философии и науке 12. Сознание человека как предмет философского анализа | ||
Раздел V Теория познания и философия науки 13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры | ||
Раздел VI Социальная философия 15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система 16. Философские проблемы социальной динамики 17. Философия техники и ее проблемы | ||
Всего |
Содержание учебной дисциплины
Раздел I Философия, круг её проблем и роль в обществе
Тема №1 Философия как социокультурный феномен
(2 часа)
Ключевые понятия: философия, мировоззрение, культура, миф, анимизм, тотемизм, фетишизм, религия, онтология, гносеология, аксиология, праксеология, основной вопрос философии, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, метод, диалектика, метафизика, скептицизм, агностицизм, рационализм, иррационализм, рефлексивность, критичность.
Вопросы семинара |
1. Философия как продукт духовного развития человечества. Проблема определения философии.
2. Философия и мировоззрение. Структура, функции и исторические типы мировоззрения.
3. Предмет философии и структура философского знания. Проблема метода в философии.
4. Функции философии в системе культуры.
Методические указания |
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо:
1. В первом вопросе – дать определение философии как духовной деятельности, стремящейся к познанию мира, человека и их взаимосвязей с целью наилучшей организации индивидуальной и общественной жизни.
2. Во втором вопросе – определить понятие «мировоззрение», раскрыть его структуру (компоненты), показать эволюцию исторических типов мировоззрения в динамике культуры, обосновать преимущества философского мировоззрения.
3. В третьем вопросе – охарактеризовать проблемное поле классической философии, образующее ее предмет и структуру; пояснить причины многообразия философских образов мысли, ищущих ответы на коренные вопросы философии: о том, что первично, материя или сознание (идеализм, материализм); о познаваемости мира (агностицизм, скептицизм); о методе философии (диалектика, метафизика); о рациональности человеческой деятельности (рационализм, иррационализм) и др.
4. В четвертом вопросе, опираясь на приведенные первоисточники, – показать взаимосвязь категорий философии и универсалий культуры через сложные взаимосвязи философии с другими формами культуры – наукой, искусством, религией, моралью.
Темы рефератов |
1. Философия и мифология.
2. Философия и теология.
3. Философия и наука.
4. Философия и жизненный мир человека.
Учебные материалы |
Таблицы и схемы
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ – ЭТО | любовь к мудрости | |||
продукт духовного развития человека | ||||
форма общественного сознания | ||||
«живая душа культуры» | ||||
социокультурная мера цивилизованности | ||||
система знаний о мире, человеке и месте человека в мире | ||||
наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека, культуры | ||||
«эпоха, схваченная в мысли» | ||||
рефлексия над мировоззренческими универсалиями культуры |
1.2. Структура мировоззрения
Мировоззрение | Элементы | |
Знания | Ценности, идеалы, убеждения | Чувства, эмоции, переживания, жизненная позиция |
1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Тип мировоззрения | Язык, смысловая единица | Отношение к миру | Признаки |
МИФОЛОГИЯ | Миф, фантазия, воображение | Приспособление, подчинение природе | Синкретичность, отождествление реального с вымышленным, сверхъестественность, образность, эмоциональность, ассоциативность |
РЕЛИГИЯ | Вера, откровение, интуиция | Уход от действительности в потусторонний мир | Вера как основа религиозного мышления, откровение как путь познания, иррациональность |
ФИЛОСОФИЯ | Знание, разум, логика | Преобразование действительности | Рациональность, рефлексивность, критичность, креативность |
1.4. Структура (разделы) и функции философии
Разделы философского знания | Функции |
Онтология (от греч. оntos – сущее + logos – учение) | Онтологическая или мировоззренческая |
Гносеология (от греч. gnosis – знание + logos – учение) | Гносеологическая или логико-методологическая |
Аксиология (от греч. axia – ценность + logos – учение) | Аксиологическая или ценностно-регулятивная |
Праксиология (от греч. praxis – дело, действие + logos – учение) | Праксиологическая или социально-критическая |
1.5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЕРИОД | ХРОНОЛОГИЯ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
Философия Древнего мира: Древняя Индия Древний Китай Древняя Греция и Древний Рим | VII в. до. н.э. – V в. | Готама, Капила, Будда и др.; Конфуций, Лао-цзы, Хань Фэй-цзы и др.; Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр, Парменид, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Эпиктет, Марк Аврелий, Плотин |
Философия Средневековья | V – XIV вв. | Тертуллиан, Августин Аврелий, П. Абеляр, У. Оккам, А. Кентерберийский, Ф. Аквинский |
Философия эпохи Возрождения | XV – нач. XVII в. | А. Данте, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Кеплер. Т. Мор, Т. Кампанелла |
Философия Нового времени | XVII – XVIII вв. | Ф. Бэкон. Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Г. Галилей, Дж. Локк, Т. Гоббс |
Философия эпохи Просвещения | XVIII в. | Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, Ж. Ламетри, Вольтер, Д. Дидро |
Немецкая классическая философия | XVIII – нач. XIX в. | И. Кант, Г. В. Ф. Гегель. Л. Фейербах |
Неклассическая философия | XIX в. – сер. XX в. | А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс, Э. Мах, О. Конт, Г. Фреге и др. |
Современная постнеклассическая философия | Сер. XX в. – XXI в. | Л. Витгенштейн, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Фуко,М. Мерло-Понти, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др. |
Отечественная и русская философия | Разные периоды | Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский, П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Ф. Федоров и др. |
2. Учебная литература