Цели и задачи учебной дисциплины. Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ю. А. Гончарова

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов

Издательско-полиграфический центр

Воронежского Государственного Университета

2012

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии № 4 от .2012 г.

Рецензент к. психол. н., доцент Пинегина Н. М.

Учебная программа дисциплины подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для магистров 1 курса по профилю подготовки «Психология образования» факультета философии и психологии.

Для направления 050400 – Психолого-педагогическое образование

М.2.Б.4

Введение

Учебная дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть этого цикла.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по истории педагогики.

У студентов должны быть сформированы компетенции: способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5); способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6); способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10); способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

Учебная дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» является предшествующей для следующих дисциплин:«Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Научно-исследовательский семинар», «Менеджмент в образовании».

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам практических занятий, а также самостоятельное выполнение ряда творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем.

Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету.

Текущая аттестация проводится в виде круглого стола, предполагающего организацию дискуссии по определенным вопросам.

Промежуточная аттестация – зачет.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель изучения учебной дисциплины – подготовка выпускника в основных вопросах психологической безопасности в образовательных учреждениях, овладение современными подходами к проблеме и способами оказания профессиональной помощи.

Основные задачи учебной дисциплины.

1. Ознакомление с основными концепциями психологии безопасности образовательной среды.

2. Изучение теории и практики обеспечения психологической безопасности в образовательных системах.

3. Обучение основам решения задач, стоящих перед специалистом по психологии безопасности в образовательных учреждениях:

• психологическое обеспечение функционирования системы безопасности в образовательной среде: цели и ценности образовательной системы, средства и способы образовательной деятельности;

• психологическое сопровождение информационной образовательной среды;

• психологическое обеспечение развития субъектов образования;

• психологическое здоровье субъектов образования;

• формирование жизненных навыков и развитие системы ценностей в условиях образовательной среды;

• мониторинг психологической безопасности образовательной среды;

• психологическое сопровождение инновационных процессов в образовании;

• гуманитарная экспертиза психологической безопасности в образовательных учреждениях;

4. Подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.

Наши рекомендации