Цели и задачи семинарских занятий

Философия в современном мире

Методическое пособие

для семинарских занятий

студентов дневного отделения

всех специальностей БГУИР

Под редакцией зав. кафедрой Г. И. Малыхиной

Минск БГУИР 2010

УДК 1(076)

ББК 87я73

Ф56

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и :

Малыхина Г. И., Габрусь И. Ф., Александрова Л. Н., Ермолович Д. В., Миськевич В. И., Дисько-Шуман М. Р., Фрищина Н. Н., Борушко Н. В.,

Лагунов А. В., Солодкая Е. А.

Р е ц е н з е н т :

Заведующий кафедрой философских наук

Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

доктор философских наук, профессор

В. И. Чуешов

Ф56

Философия в современном мире. Метод. пособие для семинарских занятий студ. дневного отделения всех спец. БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.], под ред. зав. кафедрой философии Г. И. Малыхиной. – Минск : БГУИР, 2010. – 138 с.

ISBN 978-985-488-564-3

Методическое пособие подготовлено на основе типовой учебной программы по курсу философии для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД–СГ.010/тип.

Работа представляет собой инновационный практикум по философии на основе компетентностной модели обучения. Имеет оригинальную, единую для всех семинарских занятий структуру, включающую тему семинара, ключевые понятия и их определения, тематику рефератов, методические указания, учебные материалы, тесты для самоконтроля, литературу и др.

В данном пособии рассматриваются проблемы философии, образующие структуру современного философского знания – проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии и праксеологии.

Предназначено для студентов дневного отделения всех специальностей БГУИР, а также может быть рекомендовано студентам заочного и дистанционного обучения.

УДК 1(076)

ББК 87я73

© «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», 2010    
ISBN 978-985-488-564-3

Содержание

Введение. 4

1. Цели и задачи учебной дисциплины «Философия». 4

2. Цели и задачи семинарских занятий.. 4

3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия». 5

Содержание учебной дисциплины.. 7

Раздел III. Философия бытия. 7

Тема №9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия. 7

Тема №10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы.. 18

Раздел IV. Философская антропология. 32

Тема №11. Проблема человека в философии и науке. 32

Тема №12. Сознание человека как предмет философского анализа. 43

Раздел V. Теория познания и философия науки. 58

Тема №13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 58

Тема №14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры.. 75

Раздел VI. Социальная философия. 89

Тема №15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система. 89

Тема №16. Философские проблемы социальной динамики. 104

Тема №17. Философия техники и ее проблемы.. 118

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия». 131

Учебная, методическая и справочная литература курсу «Философия» 134

Введение

Философия представляет собой целостную теоретическую и обобщенную систему знаний о мире, человеке в их взаимосвязях.

Являясь особым типом рационально-критического мировоззрения и формой духовной культуры, философия как учебная дисциплина занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента, поскольку вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценивать фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, понимание актуальных проблем современной философии, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей курса «Философия» является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, во взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, а также философским осмыслением современных социокультурных реалий.

Овладение содержанием философии ориентировано на более глубокое понимание студентом глобализирующегося мира в целом и современной науки и техники в частности, а также на осмысление собственной жизненной позиции.

Цели и задачи учебной дисциплины «Философия»

Изучение курса «Философия» в вузе имеет целью формирование у учащихся социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, понимания философских основ исследовательской деятельности в сфере науки и техники.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

1) усвоения философской терминологии;

2) понимания структуры философского знания и его проблематики;

3) освоения богатства историко-философского наследия;

4) изучения современных тенденций в развитии философии;

5) применения философских знаний к решению задач в различных областях общественной и профессиональной деятельности и др.

Цели и задачи семинарских занятий

Семинарские занятия призваны способствовать решению общих задач курса «Философия» и формированию базовых философских компетенций:

– знания проблем, идей и персоналий мировой и отечественной философии, содержания основных разделов философского знания;

– умения мыслить критически, аргументировано отстаивать свои убеждения;

– применения философских знаний в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

– определения социальной и гуманистической значимости своей профессиональной и общественной деятельности.

3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия»[1]

Раздел философии и тема семинарского занятия Кол-во часов
Аудитор- ные Самост. работа
Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе 1.Философия как социокультурный феномен        
Раздел II Философия в исторической динамике культуры 2. Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай) 3. Периоды и проблемы античной философии 4. Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии 5. Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии 6. Постклассическая философия: школы и направления 7. Неклассическая западная философия XX–XXI вв. 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия                                    
Раздел III Философия бытия 9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия 10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы    
Раздел IV Философская антропология   11. Проблема человека в философии и науке 12. Сознание человека как предмет философского анализа        
Раздел V Теория познания и философия науки 13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры        
Раздел VI Социальная философия 15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система 16. Философские проблемы социальной динамики 17. Философия техники и ее проблемы        
Всего

Содержание учебной дисциплины

Наши рекомендации