Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Общая трудоемкость дисциплины
Виды учебной работы | Очная форма бучения | Заочная форма бучения | ||
Семестр (семестры) изучения | ||||
- | ||||
Часы | ||||
Контактная работа | - | |||
В том числе: | - | |||
Лекции | - | |||
практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа | - | |||
Промежуточная аттестация | Зачет | Зачет | - |
Тематический план для очной формы обучения
Раздел, тема учебной дисциплины, формы контроля | Всего часов | Виды учебной деятельности студента (в часах) | ||||
Контактная работа | В том числе: | Самостоятельная работа | Зачет | |||
Лекции | Практические занятия | |||||
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА | ||||||
Тема 1. Предмет, методология и функции философии права. | ||||||
Тема 2. Философия права в системе наук. | 5/1* | 2/1* | - | 2/1* | ||
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ | ||||||
Тема 3. Античная философия права. | - | |||||
Тема 4. Западноевропейская философия права. | - | |||||
Тема 5. Российская философско-правовая мысль. | - | |||||
Тема 6. Философия права ХХ века. | 7/1* | 2/1* | - | 2/1* | ||
РАЗДЕЛ III. ОНТОЛОГИЯ ПРАВА | ||||||
Тема 7. Сущность права и законности. | ||||||
Тема 8. Право и правопорядок. Право, культура и цивилизация. | 9/1* | 4/1* | 4/1* | |||
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ | ||||||
Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость. | 11/1* | 6/1* | 4/1* | |||
Тема 10. Право как свобода и ответственность. | 11/1* | 6/1* | 4/1* | |||
РАЗДЕЛ V.ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО | ||||||
Тема 11. Право в системе социальных норм. | 9/1* | 4/1* | - | 4/1* | ||
Тема 12. Философско-правовые аспекты взаимоотношений личности, общества и государства. | 20/1* | 10/1* | 8/1* | |||
Зачет | ||||||
Итого | 108/8* | 38/8* |
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Важным видом работы при изучении дисциплины «Логики» является самостоятельная работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:
1. подготовка к практическим занятиям;
2. рефераты;
3. деловая игра.
НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
Реферат (от лат.refero – докладываю) это самостоятельная научно-исследовательская работа, содержащая анализ различных взглядов на рассматриваемую проблему и раскрывающая ее суть.
Написание реферата направлено на проверку навыков студента в работе с литературой, оценку способности обобщать материал, выделять проблемы, делать собственные аргументированные выводы, а также умения оформлять работу согласно требованиям.
Структура реферата, как правило, включает, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.
Выбор темы осуществляется на основании предложенного кафедрой перечня тем. Иногда допускается изменение студентом формулировки предлагаемой темы либо написание реферата по теме отсутствующей в перечне. В последних двух случаях, чаще всего, требуется согласование на кафедре.
Рекомендуем отобрать несколько тем, а окончательно остановить свой выбор на теме, по которой доступы источники для написания реферата.
На этом этапе подбираются источники для написания реферата. После их общего просмотра детально изучают и конспектируют разделы, относящиеся к теме реферата.
В процессе конспектирования важно записывать библиографические сведения источника и номера страниц, с которых были заимствованы мысли для последующего оформления ссылок на источники.
Структура и план реферата
В План (от лат.planum – плоскость) представляет собой краткое изложение последовательности рассмотрения материала в работе. В завершенной работе план позволяет легко найти нужный раздел.
В зависимости от степени детализации план реферата может быть простым или развернутым.
Первоначальный план реферата рекомендуется составлять еще на стадии выбора темы. В процессе работы с литературой структура реферата может видоизменяться. При окончательном оформлении работы план сопровождают заголовком«Оглавление».
Написание основных разделов реферата
На этом этапе подготовленные ранее материалы обрабатывают, включают в работу собственный анализ. Затем располагают материал в соответствии с планом и формируют логические связки между элементами структуры реферата.
Как правило, применяется ниже приведенная структура реферата. Исключение составляют некоторые работы небольшого объема, в которых разделение на структурные элементы нецелесообразно.
Титульный лист
Оглавление
Оглавление располагают на следующей после титульного листа странице. Оно представляет собой структуру реферата с указанием наименований разделов и соответствующих им номеров страниц.
Введение
Во введении приводят сведения об актуальности темы и степени ее освещенности в литературе. Возможно включение и других пунктов.
Основная часть
Этот элемент структуры реферата может включать пункты (главы) и подпункты (параграфы) в рамках которых раскрывают тему и ее отдельные положения.
Заключение
Содержит краткое изложение основных рассмотренных в реферате вопросов, подведение итогов и выводы.
Список использованной литературы
Для написания реферата требуется 5-10 источников. Согласно правилам оформления реферата в список литературы включают не только цитированные источники, но и литературу, изученную при написании работы и упомянутую в тексте.
Приложения
В случае наличия приложений их приводят после списка литературы.
Рефераты по выбору студента готовятся к каждому семинарскому занятию.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Правила шрифтового оформления:
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции.
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании - тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
Презентации по выбору студентов готовятся по отдельнымвопосам семинарского занятия.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.
Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:
· уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
· наличие тактического и (или) стратегического мышления;
· скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
· способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
· способность прогнозировать развитие процессов;
· способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
· стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.
* * *
Изучение дисциплины предполагает проведение семинарских занятий, на которых рассматриваются наиболее важные аспекты изучаемых тем.
На семинарских занятиях студенты должны показать умение не только излагать материалы лекций, учебников, специальной научной литературы.
Поэтому первостепенной задачей для студентов является прочное усвоение материала лекций и учебников. При подготовке к каждому занятию нужно обязательно прочитать необходимые главы и параграфы учебника и продумать составление краткого конспекта или плана ответа.
Организация самостоятельной работы по дисциплине «Логика» в рамках учебного плана предполагает систематическую работу с учебно-методическим обеспечением. Рекомендуется последовательно и тщательно прорабатывать конспект лекций, дополненный примерами из упражнений; при этом особое внимание предлагается уделить алгоритмам выполнения стандартных логических операций. В работе над упражнениями рекомендуется по возможности максимально фиксировать все возникающие вопросы и затруднения, чтобы затем разобрать их на аудиторных занятиях. Тем самым самостоятельная работа становится важным фактором развития логической рефлексии и практической подготовки к написанию логически корректных самостоятельных учебных и творческих работ. Самостоятельная работа студентов, изучающих дисциплину «Логика» включает в себя не только повторение пройденного материала по конспектам лекций, но и ознакомление с рекомендованной по каждой учебной теме учебной и научной литературой, решение задач.
Семинарское занятие- важнейшая форма аудиторных занятий, на которых студенты углубленно изучают наиболее актуальные и сложные вопросы. На семинарских занятиях студенты овладевают навыками ведения дискуссий с оппонентами, публичного выступления, применять свои теоретические знания по тому или иному вопросу темы, используя при этом не только рекомендованные, но и иные литературные источники, законодательство, материалы его реализации.
Целью семинарских занятийявляется основательное усвоение предмета, его принципов, норм, правовых институтов, источников, системы и задач.
Планы семинарских занятий