Тема №4. «Идеи философии права в эпоху Нового времени»
Цели занятия:
1. Разъяснить обучаемым необходимость обращения к историческому контексту философии права.
2. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.
3. Дать обзор историческому ходу становления и развития философско-правовой мысли. Определить основные этапы развития философии права.
4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.
План семинарского занятия
Вступительная часть …………………………………………..5 минут
Учебные вопросы………………. ……………………………..80 минут
Заключительная часть ………………………………………….5 минут
Методические рекомендации по проведению семинарского занятия
Во вступительной части проверяется явка студентов на занятие, оглашается тема семинара, план его проведения и последовательность рассмотрения теоретических вопросов.
В процессе занятия необходимо осветить следующие вопросы:
1.Право естественное и волеустановленное. Внутригосударственное право как договорная концепция государства.
2. Право войны и мира. Идея единого международного правопорядка.
3. Концепция различения права и закона в теории позитивного права.
4. Договорная теория возникновения государства. Этатистский подход к закону. Концепция буржуазного юридического позитивизма.
Поиск «духа законов», то есть закономерного в законах (Ш. Монтескье).
6.Система разделения властей. Соотношение права и закона как соотношение «духа законов» и позитивного законодательства. Законотворческое значение «духа законов».
7.Вопросы должного и правильного в философии Канта. Теоретический и практический разум.
8. Объективный дух как идеальная правовая действительность. Диалектика свободной воли. Три формы свободы: абстрактное право, мораль, нравственность. Гегель о государстве как идее разума.
В заключительной части занятия подводятся итоги, оглашаются выставленные преподавателем оценки, делаются обобщающие выводы о степени готовности группы и уровне продемонстрированных на занятии знаний, умений и навыков.
В результате освоения материала, составляющего содержание темы «Идеи философии права в эпоху Нового времени», предполагается формирование у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-3, ПК-2 (таблица № 1 рабочей программы дисциплины «Философия права»).
Вступительная часть…………………………………………………………5
1.Право естественное и волеустановленное. Внутригосударственное право как договорная концепция государства……………………………………10
2. Право войны и мира. Идея единого международного правопорядка..10
3. Концепция различения права и закона в теории позитивного права…10
4. Договорная теория возникновения государства. Этатистский подход к закону. Концепция буржуазного юридического позитивизма……………10
Поиск «духа законов», то есть закономерного в законах
(Ш. Монтескье)…………………………………………………………………10
6.Система разделения властей. Соотношение права и закона как соотношение «духа законов» и позитивного законодательства. Законотворческое значение «духа законов»…………………………………………………………………10
7.Вопросы должного и правильного в философии Канта. Теоретический и практический разум…………………………………………………………….10
8. Объективный дух как идеальная правовая действительность. Диалектика свободной воли. Три формы свободы: абстрактное право, мораль, нравственность. Гегель о государстве как идее разума………………………10
Заключительная часть………………………………………………………….5
Литература:
Основная:
1.Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – C.71-91.
2.Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – С.102-153.
3.Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. – М.: Норма, 2003. – С. 448-510.
Дополнительная:
1.Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с.
2.Гегель Г. Философия права. - М., 1990.
3.Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2-х т. Т.2 – М., 1991.
4.Гроций Г. О праве войны и мира – М., 1956.
5. Гурвич Г.Д. Два величайших русских историков права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев / Г.Д. Гурвич // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. - №4. – С.138-164.
6.Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. – Т.4.ч.1.
7.Кант И. Метафизические начала учения о праве // Соч.: В 6 т. Т. 4 – М., 1964.
8.Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Из глубины. – М., 1991.
9.Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с.
10.Макиавелли Н. Государь – М., 1991.
11. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права. Учебное пособие для магистров. – М.: Юрайт, 2014. – 400с.
12.Монтескьё Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1955.
13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. -– СПб., 2000.
Семинар №5. Тема №6. «Философия права в России».
Цели занятия:
1. Разъяснить обучаемым необходимость обращения к историческому контексту философии права.
2. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.
3. Дать обзор историческому ходу становления и развития философско-правовой мысли. Определить основные этапы развития философии права в России.
4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.
План семинарского занятия
Вступительная часть …………………………………………..5 минут
Учебные вопросы………………. ……………………………..80 минут
Заключительная часть ………………………………………….5 минут