ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Практические занятия проводятся в проблемной форме с использованием презентаций
Практические занятия проводятся в проблемной форме с использованием презентаций. Презентации лсодержат фотоматериалы, схемы, рисунки, таблицы, клипы и фильмы по темам курса.
Самостоятельная работа включает подготовку материалов к дискуссиям и обсуждениям проблемных вопросов, к контрольной работе, оформление реферата и подготовку к защите, подготовку к кандидатскому экзамену.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для текущего контроля успеваемости используются устные обсуждения вопросов курса, дискуссии, защита рефератов, учёт посещаемости занятий. Контрольная работа «Классификация методов научного познания».
Аттестация по дисциплине – кандидатский экзамен.
Список вопросов к кандидатскому экзамену:
1. Аксиологические аспекты технического знания.
2. Античная натурфилософия: проблема единства мира, движения, бесконечности, делимости бытия. Современная натурфилософия.
- Априоризм И.Канта: проблема субъекта и объекта научного познания.
- Вклад Декарта, Ньютона и Лейбница в науку и философию. Математизация естествознания.
5. Границы познания: апории, парадоксы, антиномии, проблемы. Скептицизм и агностицизм.
- Динамика и модели развития науки.
- Естествознание, техническое и гуманитарное знание (сравнительная характеристика).
- Интернализм и экстернализм в философии науки.
- Знание и информация. Информационные революции в истории человечества. Философские проблемы информатики.
- Классификация методов научного познания.
- Критерии социальной оценки техники.
12. Магико-герметическая традиция и научная революция XVII в. Наука, паранаука и псевдонаука.
- Методология технических наук.
- Модернизация образования и проблемы технического образования.
- Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.
- Наука как социальный институт. Исторические формы институционализации науки. Дисциплинарная организация науки.
- Наука и религия: взаимодействие или противостояние?.
- Наука и философия: проблема «демаркации» (Кантовская проблема), по К.Попперу.
19. «Осевое время»: открытие рациональных категорий. Роль категорий в познании.
- Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм..
21. Проблема генезиса науки. Роль и место науки в культуре.
- Проблема искусственного интеллекта и виртуальной реальности.
- Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.
- Прогностическая роль философии.
- Профессиональная этика инженера.
- Технические революции в истории техники. Социальные последствия научно-технической революции ХХ в.
- Средневековая европейская наука.
- Становление российской науки. Ломоносовская традиция в отечественной науке.
- Структура научного знания.
- Теории информационного общества.
- Техническое образование в России. Научные школы МЭИ.
- Технологический детерминизм. Технократизм и сциентизм.
- Типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
- Философские основания науки.
- Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.
- Этика научной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Литература:
а) основная литература:
1. Бельская Е.Ю. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Бельская [и др.] под ред. проф. Ю.В. Крянева… - 2 изд., М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2011. – 416 с.
2. Горохов, В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники теории технического творчества в России и Германии в конце XIX - начале XX столетия / В.Г. Горохов. - М. : Логос, 2009. - 375 с. - ISBN 978-5-98704-457-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84928
б) дополнительная литература:
3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., Гардарики. – 2007. – 335 с.
4. Иванов Б.И.,Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. 2-е изд. − М.: Изд. ЛКИ, 2010. – 264 с.
5. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики. − М.: Издательство Юрайт, 2014. – 409 с.
6. Кудрин Б.И. Философия техники: основания постнеклассической философии техники. – М.: Технетика, 2007, - 196 с.
7. Лебедев С.А. Современная философия науки: дидактические схемы и словарь: учебное пособие / С.А.Лебедев. – М.: МПСУ, 2010. – 384 с.
8. МЭИ: история, люди, годы: сборник воспоминаний. – М.: издательский дом МЭИ, 2010 (Серия «Выдающиеся деятели МЭИ») . – ТТ. I – III.
9. Налимов В.В. Облик науки. – СПб – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.– 368 с.
10. Розов М.А. Философия науки в новом видении / Н.И.Кузнецова. – М.: Новый хронограф. – 440 с.
11. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / по общ. Ред. Д-ра филос. Наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.. – 639 с.
12. Основы философии науки/ под ред. Проф. С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2007. – 384 с.
Программу составил:
Доцент кафедры философии,
политологии и социологии, к.ф.н. Н.М. Малиновская
Зав. кафедрой
философии, политологии и социологии
докт. филос. наук, профессор А.Л. Андреев