Гносеологическая сторона основного вопроса философии

1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противо­положные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии зак­лючается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: по­знаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в филосо­фии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного воп­роса философии можно выделить такие направления, как:

- объективный идеализм;

- субъективный идеализм;

- материализм;

гносеологической (познавательной) стороны:

- гностицизм;

- агностицизм;

- эмпиризм (сенсуализм);

- рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

- материализм;

- идеализм;

- дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует незави­симо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в сво­ем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные француз­ские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая дока­зуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точ­ки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материа­лизм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль мате­рии, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения фи­зики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был рас­пространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм («линия Платона»)– направление в философии, сторонники – которого в отношениях материи и сознания первичным считали созна­ние (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

- субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно кон­цепции объективного идеализма:

- реально существует только идея;

- идея первична;

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир» вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Боже­ственном Замысле и т. д.);

- «мир вещей» – материальный мир не имеет самостоятельного суще­ствования и является воплощением «мира идей»;

- каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (на­пример, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь иг­рает Бог-Творец;

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалис­ты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- идеи существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через, чувственные ощущения;

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяс­нения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновс­кой Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом);

- рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, суще­ствуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, – «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внут­ренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем;

- возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как пра­вило, идеалисты):

- мир непознаваем;

- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей челове­ческого разума, существуют загадки (противоречия), которые челове­ком не будут разгаданы никогда, например:

- Бог существует

- Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 23 «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, по никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

Раздел II.
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ

Наши рекомендации