Проблема основного вопроса философии

Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловле-

на самим существованием человека как мыслящего и действующего су-щества. Проблема соотношения бытия и мышления получила название «основного вопроса философии» (ОВФ). Эта проблема существует в раз-

личных формулировках: как отношение духа к природе,мышления к

бытию, отношения души и тела, противоположения «Я» и «не-Я», в виде вопроса «создан ли мир духовным началом или существует вечно молодой» и т. д.

Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной. ОВФ имеет два аспекта: вопрос о первичности мира или сознания и во-прос о познаваемости мира. Как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, мо-жем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности? Тот или иной ответ на ОВФ определяет специфику различных философских направлений и школ. В процессе ре-шения первого аспекта ОВФ сложились два основных направления в фи-

лософии – идеализм и материализм.

Идеалисты утверждают,что духовная сущность,Абсолют,Дух,Богсубъективная реальность существуют до появления природы, материаль-ного бытия, материалисты же началом (основой) считают природу, ма-терию. С точки зрения субъективного идеализма внешний мир, вещи и т. п. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности. С точки зрения объективного идеализма внешний мир, природа, материя, вещи и т. п., а также наше сознание существуют благо-



даря какому-то высшему духовному началу(мировому разуму,Идее,ми-ровой Воле, Богу).

Материализм имеет продолжительную историю.Зачатки материа-листического учения – ● стихийного материализма – прослеживаются в даосизме в Древнем Китае, в школе чарвака-локаята в древней Индии, милетской школе в Древней Греции.

Позднее формируется другая форма материализма:

● механистический материализм. Развитие эта форма материа-

лизма получила в философии Нового времени, однако подходы к нему встречаются в античности (например, атомистическое учение). Предста-вители механистического материализма – Ф.Бэкон (1561–1626 гг.),

Т. Гоббс (1588–1679гг.)–в Англии, Ж. О. де Ламетри (1709–1751гг.),

П. А. Гольбах (1723–1789гг.)–во Франции и др.–при построении своихконцепций опирались на достижения в области естествознания, главным образом в механике, которая длительное время была ведущей областью естествознания. Философы-механицисты абсолютизировали ряд понятий

и принципов механики, вследствие чего материальный мир представлялся им в виде сложного и неизменного механизма, в котором все причинно обусловлено и подчиняется необходимости. Выдвигая на первый план механические формы движения,представители этого направления пере-носили понятия и законы механики в область физики, химии, биологии

и т. д. Эта позиция обусловила мировоззренческий кризис в XIX веке в ряде областей естествознания, а новые открытия в естественных науках требовали диалектического осмысления.

Механистические, метафизические материалисты были материали-стами только в объяснении природы, но не общества, считая, что в обще-стве нет механической причинности. Они утверждали, что в нем действу-

ют моральные принципы, что «мнения правят миром».

Высшей формой материализма является

● диалектический материализм, в основу которого легли фило-

софские, экономические, политические взгляды К.Маркса (1818– 1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820–1895 гг.). В последующем взгляды осно-вателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба: с одной стороны, в течение довольно длительного периода они были «кано-низированы» в странах социализма, впоследствии от некоторых их поло-жений (главным образом в социально-философских концепциях) отказа-лись. С другой стороны, на основе диалектического материализма, интен-сивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии и других разде-лов философии.

Диалектический материализм в социальном аспекте основывается на идеологии и деятельности передовых социальных групп, ориентируется на данные общественных и естественных наук, на мобилизацию сил для прогрессивных изменений в общественной жизни.

Наши рекомендации