Многомерность феномена философии, ее социокультурный статус

Философская мудрость формировалась как единая система знаний о мире, объединившая естественно-научные и гуманитарные представления. С течением времени из неё выделяются науки о природе и науки об обще­стве и человеке (этика, эстетика, логика, психология, социология и др.).

За долгие годы своего развития философия стала многомерным, внутренне неоднородным знанием, каждый из разделов которого изучает определенную область реальности и существует относительно самостоя­тельно: онтология, антропология, социальная философия, гносеология, ме­тодология, аксиология.

Таблица 1 – Сопоставление разделов философии с предметом изучения.

Основные разделы философии Изучают Сферы реальности
Онтология Природа, мир в целом
Социальная философия Общество
Антропология Человек
Гносеология Методология Аксиология Духовные процессы: - познание; - философские и научные методы; - материальные и духовные.

Из схемы следует: онтология (гр. ontos – сущность, бытие; logos – учение) – учение о бытии всего сущего, его сущности и всеобщих принци­пах организации; социальная философия – учение об обществе как само­организующейся системе, его структуре и социальной динамике; антропо­логия – (rp. antropos – человек, logos – учение) учение о человеке, его сущ­ности, деятельности, соотношении общества и личности; гносеология (гр. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании, его способах и фор­ мах, об истине и её критериях; методология (гр. methodos - путь исследо­вания, logos – учение) – учение о философских и научных методах иссле­дования; аксиология (гр. axios – ценность, logos – учение) – учение о цен­ностях, значимых для человека явлениях и предметах, определяющих ин­тересы, потребности и мотивы его деятельности.

Социокультурный статус философии, то есть её роль и место в жиз­ни общества определяется социальными функциями, которые она выпол­няет. Философия не является «знанием ради знания», она преобразует соз­нание человека, его взгляды и отношения к миру, а через сознание воздей­ствует на деятельность. Демокрит писал, что от мудрости можно ожидать три результата: «правильно мыслить», «правильно говорить», и «правиль­но делать», а Гегель на вопрос «чему служит философия?» отвечает, что она освобождает от невежества и необходима для жизни подлинно челове­ческой, где есть место рефлексии. Она служит средством воспитания «вы­сокого духа», мышления.

Выделим важнейшие функции философии.

1 Мировоззренческая функция. Философия способствует система­тизации знаний человека о мире, помогает понять мир в его целостности и единстве. Она вырабатывает наиболее общие идеи и представления, на ко­торых базируется культура общества. Среди них важное место занимают философские понятия (категории) – бытие, материя, сознание, свойство, отношение, предмет, причина – следствие, случайность – необходимость, система – структура – элемент и многие другие. Эти понятия используются в любой сфере деятельности, без них невозможно ни научное исследование, ни простая человеческая разумность. Их можно назвать Предельными ос­нованиями, универсальными формами культуры.

Помимо функции экспликации «универсалий» философия берет на себя задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта. Выдвигая обобщенные идеи и представления, она способствует разработке научной картины мира, ко­торая формируется с учетом фундаментальных научных открытий, прак­тического опыта, философских идей и предположений.

2 Методологическая функция. На всём протяжении истории фило­софии разрабатывались философские и научные методы исследования. Со­крат считал научным методам философствования – обсуждение проблемы посредством раскрытия противоречий в высказываниях собеседника. Де­карт выделял «универсальную математику» как всеобщий метод познания, Гегель и К Маркс разрабатывали принципы и законы диалектического ме­тода, современные философы исходят из целесообразности использования разнообразных способов и приемов исследования (от системности и синер­гетики до бесструктурности, изучения мира как «мозаики» фактов).

Опираясь на научные разработки, философия изучает методологию науки как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это не означа­ет, что она претендует на роль «науки наук». Научная методология необ­ходима в любом исследовании, но ни одна наука не разрабатывает обще­научных методов познания (эксперимент, моделирование, идеализация, формализация, абстрагирование и т. д.), хотя использует их при изучении и обобщении фактического материала.

Разработанная философией методология, будучи универсальной, лежит в основании научного исследования и практической деятельности, не подменяя, а дополняя и обосновывая специфические методы частных наук и социальных действий людей.

3 Гносеологическая функция. Изучая специфику познания, отно­шение объекта и субъекта, динамику продвижения к истинному знанию, роль чувственного, рационального и иррационального в познании, фило­софии обнаруживает общие закономерности познавательного процесса, которые проявляются в конкретных актах познавательной деятельности. Овладение философской гносеологией помогает осмыслить познаватель­ные способности и возможности человека, сделать процесс приобретения и переработки информации более осознанным и тем самым прививает вкус к абстрактному мышлению и творческому освоению действительности. В этом смысле изучение гносеологии и философии как таковой – «настоящая школа творческого мышления».

4 Аксиологическая функция. Философия помогает человеку в оп­ределении жизненных ценностей, системы значимых принципов и идеалов, лежащих в основе деятельности, она способствует решению проблемы смысла жизни, отношения к смерти и т. д. Роль философии в жизненно-­значимых поисках человека состоит не в том, что она дает готовые рецеп­ты, а в том, что, опираясь на мудрость предшествующих поколений, пред­лагает варианты решения проблем и предостерегает от одностороннего и необдуманного их решения.

5 Критическая функция. Поиск решения философских вопросов сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, стерео­типов, препятствующих истинному знанию. Философия учит критичности мышления. Первое её условие – ничего не принимать на веру, она расша­тывает догмы и устаревшие взгляды.

Ф. Бэкон писал, что во все века философия встречала на своём пути «докучливых и тягостных» противников: суеверие, слепая религиозная ве­ра, субъективизм, неточность языка, логические погрешности и др. В ос­нове этих заблуждений разума («призраков») лежит вечный враг живого интеллекта – укоренившаяся привычка мыслить догматически, привер­женность абсолютным истинам, с которыми согласовывается всё новое. Современный философ Ж. Делез отмечает: критика – «образ жизни фило­софа, потому что он намеренно стремится использовать форму критики, как молот».

Однако философская критика диалектична: она предполагает не только отрицание устаревших идей и ценностей, но и усвоение позитивно­го опыта предшествующей культуры. Она производит своеобразную «се­лекцию», аккумуляцию позитивных элементов культуры с целью передачи последующим поколениям.

6 Воспитательная функция. Философия формирует человека как индивидуальность, личность. Она раскрывает ему богатство духовного мира и нацеливает на самосовершенствование. Она способствует развитию творческого потенциала, критичности, рефлексии, учит человека размыш­лять о себе самом и внешнем мире, воспитывает в человеке свободу и не­устрашимость духа. Благодаря философии «человек избавляется от опас­ного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигант­скими корнями деревьев» [10, с. 4].

Наши рекомендации