Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: мир познаваем; возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда,

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

4. Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.
Философское мышление эпохи Античности: 1) движение от понятия стихии к поня­тию бытия у элеатов; 2) интерес к полисному человеку у сократиков; 3) зарождение коли­чественных (математических) методов у пифагорейцев; 4) описание атомов Левкиппом и Демокритом; 5) систематизация философских знаний Платоном и Аристотелем; 6) формули­ровка парадоксов (апорий) Зеноном; 7) интерес к отдельному человеку у эпикурей­цев и стоиков;

Философское мышление эпохи Средневековья: 1) подчинение теологии; 2) соединение догматизма и рационализма
Философское мышление эпохи Возрождения (XΙV-XVΙ вв.): 1) высшая ценность - че­ловек; 2) повышенный интерес к неоплатонизму; 3) история утрачивает сакральный смысл; 4) активное утверждение индивидуальности в науке, искусстве; 5) очищение латыни, возрожде­ние греческого языка; 6) вера в Бога, бессмертие души

мышление Нового времени (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.): 1) критическое отноше­ние к средневековому духовному наследию; 2) поворот к чувственному сознанию; 3) ориента­ция на практические результаты; 4) использование математических методов; 5) по­пытки создать новую модель мира; 6) ограничение влияния религиозно-церковных учений

Философское мышление эпохи Просвещения (XVΙΙΙ в.): 1) рационализм; 2) влия­ние механицизма; 3) интерес к проблеме воспитания; 4) освобождение от некоторой элитарно­сти, присущей философии Возрождения; 5) критика церковных догм; 6) осмеяние и отрицание социальных, правовых устоев феодального общества; 7) расхождение между нравст­венными, социальными идеалами и планами их осуществления; 8) двойственное отноше­ние к революции: страх и надежда; 9) осознание зарождающейся интеллигенции как самостоятельной духовной силы;

5. Философия является обобщающим, универсальным знанием. Универсальны и всеобщи и ее методы. Их универсализм проявляется в том, что они могут быть использованы при исследовании любых сфер и форм действительности при построении как практической, так и теоретической (научной) программы. Основными из них следует признать критический, герменевтический и диалектический.

Критический метод позволяет при помощи специфического мыслительного способа достижения поставленной цели выявлять и анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению.

Герменевтический метод предполагает необходимость такого подхода к объекту, при котором в нем выявляются и анализируются не только явные признаки, стороны и отношения, но и те, которые подразумеваются "контекстом" самого существования объекта и спецификой его взаимоотношения с субъектом познания (деятельности).

Диалектический метод подразумевает рассмотрение объекта сквозь призму движущих его развитие и саморазвитие противоречий. При этом предполагается, что движение объекта осуществляется по определенной схеме: законе отрицания отрицания, законе о количественных и качественных переходов и законе о тождестве и борьбе противоположностей).

Эвристический метод предполагает проблемное восприятие анализируемой сферы действительности, а также постановку проблемы и выявление методологии ее решения с принципиально новых, "неожиданных" позиций.

6. Общее понятие диалектики и развития.
Диалектика– признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.
Главная проблема диалектика – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
В свою очередь, движение – основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий. Движение также является способом связи в материальном мире.
7. Основные принципы диалектики.
Основными принципами диалектики являются:
принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

Общее понятие законов диалектики.
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры– к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); смена вкусов в культуре, музыке;
ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

Категория - это наиболее общее понятие в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного мира. как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия. как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как системакатегорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики.

ряд философов вычленяет следующие основные группы категорий диалектики:

1.Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение","сознание", "бытие". 2. Группа характеризующая проблематику познания мира, "познание",

"объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина","заблуждение".3.Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики: "тождество", "различие", "противоположность", "противоречие", "борьба", "количество", 4.Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так называемые парные категории.

Категории несут ряд функций:

1янаучно-познавательная, категории закрепляют достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности.

2ямировоззренческая

3яметодологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.

Условно их разделим на 2 большие группы.

Первая выражает "устройство", организованность, бытия, е-о, ф-е. Вторая выражает всеобщие связи детерминации "с-я", "п-с", "н-с", "в-д".

Первая пара категорий единичное - особенное - общее.

Диалектика Е и О:

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всейсовокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному

предмету сторон, черты свойств.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее

1. Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.

2. В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.

3. Единичное тесно связано с другим единичным.

4. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

5. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного.Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.

Диалектика Ф и С.

Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер Т.е. все , что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.

Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.

1. Ф и С взаимосвязаны.

Но она не одинакова:

© Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость © Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм. © Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему

© Содержание - изменчиво, форма – устойчива ©Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает ( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание © Развитие обеспечивается отрицанием формы В деятельности офицера важно учитывать эту диалектику:

Каждые проводимые офицером занятие должно быть облечено в соответствующую форму (лекция, практическое занятие), смещение формы не позволяет содержанию раскрыться.

Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ.

Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.

Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности.

Диалектика С и Я.

1. Сущность и явление неразрывно связаны ( сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает );

2. Сущность и явление - противоположности ( сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости ) ( сущность - беднее, но

глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности ). Сущность военного командира Одна и та жесущность проявляется через развитие явления: проявляется через разные

© требования в повседневности явления, предметы даются

© инициатива в деятельности восприятию той или иной

© решимость в бою стороной, в зависимости от интереса.

3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления. В военном деле использование этой особенности позволило заниматься

маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостьюопределяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль в глаза", "очковтирательство".Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительнойсущности подчиненного.

4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий.

Наши рекомендации