Предсказание и прогнозирование
Вам не приходилось вести машину по незнакомой горной дороге? Если скорость движения велика, а машина тяжело гружена, успешно управлять ею невозможно без информации о предстоящем участке пути, без компаса и карты. Интуиция многоопытных рулевых наук еще позволяет избегать аварийных положений, но уже весьма частыми и типичными являются случаи, когда в какой-то отрасли исследований "проехали" поворот на путь, наилучшим образом ведущей к цели, или не набрали предварительную скорость, необходимую для начавшегося в мировой науке очередного крутого подъема.
В области технического творчества и непосредственно в сфере производства не менее характерна ситуация, когда на недавно построенных шахте или заводе обнаруживаются "узкие" места, требующие реконструкции вновь введенного в строй предприятия. Причина этого - несоответствие ряда воплощенных решений новой технике и технологии, появившимся за 10-12 (а иногда и более) лет, отделяющих стадию проектирования от завершения строительства крупного современного предприятия.
Наличие информации о предстоящих потребностях, возможных результатах и последствиях управляющих воздействий - необходимая предпосылка оптимального управления любой системой. Именно поэтому непременным элементом всякого и каждого вида целесообразной деятельности человека является более или менее развитое предвидение результатов предпринимаемых действий. "...Самый плохой архитектор,- отмечал К. Маркс,- от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, в своей голове". В особенности прогностическая функция присуща научным системам знания. Однако следует сразу отметить, что многолетний опыт реализации наукой этой ее функции относится почти исключительно к объектам научного изучения. Что же касается предвидения будущего самой науки и, в частности, организационных форм ее жизнедеятельности, то такого рода прогнозирование стало возможным лишь на основе научного подхода к изучению самой науки и научно-исследовательской деятельности. Научно-техническая прогностика является одним из важнейших разделов современного науковедения, создающего теоретические основы управления научно-техническим прогрессом.
Прогностика как наука возникла в наши дни в условиях научно-технической революции. Но как область поиска она берет начало в глубокой древности. "Прогностика" - термин древнегреческий. Напомним о написанной более 2 тыс. лет назад книге великого древнегреческого врача Гиппократа "Прогностика". В наиболее общем смысле это понятие обозначало искусство формулирования диагнозов и прогнозов процессов и явлений. В отличие от предсказаний оракулов и пифий прогностика того времени касалась в основном способов определения различных болезней, их протекания и исходов. Искусство предвидения базировалось только на интуиции прорицателей, а чаще - на приметах, догадках и других столь же "научных" основаниях.
Необходимость предвидеть будущее осознавалось во все времена. Но особенно велика потребность в прогнозах в наш век - век стремительных темпов общественного развития, гигантского взлета науки и техники, бурного развития производства. Прогнозов, основанных на интуиции, сейчас, разумеется, недостаточно. Необходимо прогнозирование, базирующееся на объективных закономерностях, на переработке информации по строгим правилам логики и математики с применением ЭВМ. Современная прогностика - это система научного знания. Поэтому, заимствовав у древних сам термин, мы, тем не менее, можем говорить о новом рождении прогностики.
История хранит множество примеров гениальных предвидений выдающихся мыслителей и новаторов техники всех времен и народов. Так, еще в условиях феодального строя, заглядывая более чем на шесть столетий вперед, английский ученый Роджер Бэкон предсказал появление и широкое распространение в будущем таких видов техники, как средства самоходного транспорта для передвижения по суше, воде и воздуху.
Гениальный итальянский ученый, инженер и художник Леонардо да Винчи предвосхитил идею колебательного движения как основу для объяснения природы световых, звуковых и магнитных явлений. Им же были сделаны казавшиеся многим современникам беспочвенно фантастическими эскизы проектов ткацких станков, печатных машин, подводных лодок и летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Корифей отечественной науки, академик В.И. Вернадский, одним из первых предвидел последствия начавшегося в то время проникновения в тайны атома. Он говорил: "Перед нами открылись источники энергии, перед которыми по силе и значению бледнеют сила пара, сила электричества, сила взрывчатых химических процессов. Мы, дети XIX века, на каждом шагу свыкались с силой пара и электричества, мы знаем, как глубоко они изменили и изменяют всю социальную структуру человеческого общества, больше того - как глубоко они меняют более мелкую бытовую обстановку человеческой личности... А теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению". Впоследствии, развивая свои мысли о будущем использовании атомной энергии, Вернадский добавил: "Это может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны чувствовать себя ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества".
Прогнозы научно-технического прогресса - дело весьма сложное и ответственное. Оно требует не только глубокого проникновения в сущность и закономерности развития науки и техники, но и ясного представления о взаимодействии их с общественными условиями жизни людей.