Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория развития. Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа:
1. Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид).
2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля.
3. материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание.
Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная:а).отражение объективной диалектики в мышлении;б)специфические законы человеческого мышления;в)теория диалектики.
Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная – представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ). Негативная – отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон).
Не существует альтернатив объективной диалектики, но существуют альтернативы субъективной. 1). Догматизм ставит под сомнение относительность человеческих знаний. 2).Релятивизм - абсолютизирует относительность знаний.3). Скептитизм-абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике:неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность.
Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов. Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой (основоположники Г.Хакен и И. Пригожин), - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении. Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем. Центральными понятиями являются: неустойчивость, нелинейность, неравновесность, открытость, альтернативность, хаос, случайность, точка бифуркации (точка ветвления), диссипативная структура (структура, существующая на грани порядка и беспорядка).
Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.
Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).
В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно И. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:
• Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
• во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
Понятие природы. Природные предпосылки (географ., биол., демографич.) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.
Термин природа имеет несколько значений: в широком смысле, узком и специальном (социокультурном). В широком – природа отождествляется с понятием Вселенной, материальным миром в целом. В узком – как естественная среда существования человека, общества и культуры. В специальном: Западная культура образовала образ Вселенной как механической конструкции, лишенной жизни и собственного смысла. Такое понимание привело к потребительскому отношению к ней, как к источнику материальных благ и хранилищу отходов.
Полноценное функционирование и развитие человека и общества базируется на трех типах природных предпосылок:
1. Географические – солнечный свет, тепло, излучение; ландшафты Земли и рельефы местности; природные климатические условия; минеральное сырье.
2. Биологические – растительный мир; животный мир; микроорганизмы; конституция человека, (способность мозга к логическому мышлению, гортани к членораздельной речи, тела к прямохождению, кистей рук к трудовой деятельности и творчеству).
3. Демографические – народонаселение; воспроизводство человека; генетический багаж популяции, обеспечивающий силу и здоровье этносов; возрастная структура; половая стр-ра; профессиональная структура; соц. структура; национальная структура.
Глобальный экологический кризис начал формироваться в середине XX века. Раньше подобные кризисы носили локальный характер (Образование Сахары в V тыс. до н. э.). Теперь природа перестает самовосстанавливать себя в мировом масштабе.
Основные признаки глобального экологического кризиса:
1. Происходит общее загрязнение окруж. природной среды (земли, воды и воздуха).
2. Усиливается потепление климата (рост температуры, появление микроорганизмов мутантов, рост числа стихийных бедствий).
3. Нарастает проблема исчерпаемости ресурсов (особенно энергоносителей – нефти, газа, угля и урановых руд).
4. Нехватка питьевой воды, которая в середине XXI века может стать дефицитом. Основные запасы воды сосредоточены в морях и океанах (90%), причем, пресная вода в основной своей массе входит в состав ледников (90%).
5. Разрушение природных комплексов (вырубка лесов, эрозия и опустынивание почв).
6. Высокая концентрация населения в больших городах.
7. Моря и океаны покрываются тонкой пленкой, что нарушает влагообмен между океанами и материками. Каждый год 969 млрд. т. отходов попадает в океан.
8. Ускоренными темпами происходит таянье ледников, что вызывает подъем уровня морей и грозит затоплением больших участков суши.
Ученые предупреждают, что если человечество до середины XXI века не перейдет к экологически чистым технологиям, то Земле грозит всеобщая экологическая катастрофа.
В решения данной проблемы многие экологи еще в 70-е–80-е годы, предлагали создать условия для:
1. Разумного самоограничения в расходовании энергии и ресурсов Земли, а также искусственных потребностей, порождаемых рекламой и безудержным потребительским отношением к природе.
2. Разработки малоотходных и безотходных технологий. Перспективно создание замкнутых циклов производств.
3. Использования альтернативных источников энергии (энергии Солнца, водородной энергетики, термоядерной энергии).
Проблемы порожденные техникой и помноженные на своекорыстный интерес мировой финансово-экономической элиты нельзя решить с помощью самой же техники, пусть даже еще более совершенной.
Основным содержанием предотвращение экокатастрофы:
1. преодоление потребительской стратегии природопользования (идея союза с природой, т. е. идеал коэволюции, или совместной эволюции и его окружающей природной и социальной средой и установление равноправно-партнерских отношений человека с природными и социальными процессам).
2. Сокращение таких материальных потребностей, безмерный рост которых составляет опасность для окружающей среды (отказ от надуманных и искусственных потребностей, переход к умеренному питанию экологически чистыми продуктами, и производство гигиенически чистой одежды из натуральных материалов, и строительство комфортных самообеспечивающих себя поселков (биополисов)).
3. Изменение стратегии экономического развития с инструментально-технологической, на экологически ориентированную и проведение экологизации промышленности и охраны неповрежденных территорий (утверждение экологически безотходных производств и переориентация человечества на рост духовных потребностей).
4. Поворот мировоззрения людей к гуманитарным ценностям и экологизации сознания населения планеты направленного на формирование взаимного сотрудничества с природой. Необходимо отказаться от принципа антропоцентризма, признающего самоценность только человеческой личности, заменив его принципом онтологического равенства человека и космоса.
Эти положения особенно актуальны в настоящее время, когда стоит проблема сохранения и выживания человечества (ресурс времени – 10–15 лет).