Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая

Доцент кафедры общественных дисциплин Канагатова Алмагуль Медихатовна

Каб.- 102

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

ЗАНЯТИЕ № 1 Тема 1. Философия как форма знания. Роль философии в жизни человека и общества

1. Мировоззрение, его уровни и структура. Типы мировоззрений: мифология, религия,

философия.

2. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем изучаемых философией и основные области философского познания.

3. Статус, роль и функции философии в современной культуре.

4. Основные исторические этапы развития философии.

5. Значение философии в профессиональной деятельности экономиста, финансиста, менеджера.

ЗАНЯТИЕ № 2 Тема 2. Философия в Древней Индии, Древнем Китае.

1. Специфика древневосточных цивилизаций и особенности их культурных традиций.

2. Основные философские школы Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая. Даосизм и легизм.

4. Философия Конфуция, ее рационально – практическая направленность.

ЗАНЯТИЕ № 3 Тема 3. Античная философия

1. Досократическая философия античности: милетская школа, Гераклит, элеаты, атомизм.

2. Сократ и сократические школы. Платон.

3. Философская система Аристотеля

ЗАНЯТИЕ № 4 Тема 4. Философия средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения

1. Основные этапы развития средневековой философии, направления.

2. Религиозно – философские идеи Библии.

3. Философские идеи в творчестве Августина Аврелия и Фомы Аквинского

4. Социально – политическая философия эпохи Возрождения.

5. Ислам, его основные направления: суннизм и шиизм

6. Арабоязычные философы: Ибн- Сина, Ибн –Рушд, Аль – Кинди

ЗАНЯТИЕ № 5 Тема 4. Философия европейского средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения

1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза.)

2. Философские концепции Д.Локка и Т. Гоббса.

3. Проблема человека и общества в философии французского Просвещения.

4. Философские воззрения П. Гольбаха, Д. Дидро, Ф. М.А. Вольтера, Ж.Ж. Руссо

ЗАНЯТИЕ № 6 Тема 5. Немецкая классическая философия

1. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.

2. И.Г. Фихте: обоснование субъективного идеализма. Натурфилософия Шелленга.

3. Философия Г.В.Ф .Гегеля

4. Философия любви Л. Фейербаха

ЗАНЯТИЕ № 7 Тема 7. Философия в XX в.

1. Иррациональная философия. Философия С. Кьергегора.

2. Философия жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

3. Экзистенциализм Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра: существование и экзистенция.

4. З.Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. К.Юнг о коллективном бессознательном.

ЗАНЯТИЕ № 8 Тема 8. Русская философия

1. Русская идея в философии:

- западничества

- славянофильства

- евразийства

2. Идея всеединства в философии В.Соловьева, Н.Бердяева, В.Вернадского

ЗАНЯТИЕ № 9 Тема 9. Казахская философия

1. Особенности мировоззрения казахской философии. Архетипы казахской философии.

2. Философия Аль – Фараби.

3. Миропонимание в творчестве жырау и акынов.

4. Проблема человека в мировоззрении Абая.

5. Современная казахстанская философия.

ЗАНЯТИЕ № 10 Тема 10. Бытие: сущее и существование

1. Онтология как учение о бытии.

2. Онтологические категории: бытие и ничто, сущность и существования, единое и многое; вещь, свойства, отношения.

3. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм.

4. Материализм и идеализм – альтернативные способы понимания мира.

ЗАНЯТИЕ № 11 Тема 12. Сознание

1. Сознание как объект философского осмысления.

2. Сознание и язык. Сознание и культура.

3. Самосознание и проблема «Я».

4. Личное и общественное сознание.

5. Сознательное и бессознательное в философии

ЗАНЯТИЕ № 12 Тема 13. Познание

1. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

2. Структура знания:

а) специфика и формы чувственного познания;

б) специфика и формы рационального познания;

в) единство чувственного и рационального.

3. Научное знание, его специфика и строение.

ЗАНЯТИЕ № 13 Тема 15 Философская антропология

1. Природа и сущность человека

2. Человек-общество-космос

3. Понятие личности, индивида и индивидуальности

4. Сознательное и бессознательное в жизни человека

5. Человек в постиндустриальном обществе. Проблемы и перспективы.

ЗАНЯТИЕ № 14 Тема 17 Философия науки

1. Предмет и социальные значение философии науки.

2. Наука и технический прогресс в свете глобальных проблем.

3. Наука, общество и человек. Проблема гуманизации их взаимоотношения.

ЗАНЯТИЕ № 15 Тема 18. Учение об обществе

1. Общество как саморазвивающаяся система и ценность человечества.

2. Природа и общество. Понятия «биосфера», «ноосфера», «географический детерминизм».

3. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, духовная.

ТЕМЫ, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС И СРСП

Тема 1. Философия как форма знания. Роль философии в жизни человека и общества

1.Подготовьте эссе на тему: «Мое первое знакомство с философией, первые попытки осмысления ее значимости для меня, общества»

2. Устное выступление перед аудиторией: «Письмо к себе любимому. Познание самого себя»

Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая

1. Законспектируйте произведение Конфуция «Лунь юй». Поясните устно свое понимание данного произведения.

2. Подготовьте письменное эссе на тему: «Человеческая жизнь – страдание. Я согласен с Буддой».

Наши рекомендации