Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая
Доцент кафедры общественных дисциплин Канагатова Алмагуль Медихатовна
Каб.- 102
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
ЗАНЯТИЕ № 1 Тема 1. Философия как форма знания. Роль философии в жизни человека и общества
1. Мировоззрение, его уровни и структура. Типы мировоззрений: мифология, религия,
философия.
2. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем изучаемых философией и основные области философского познания.
3. Статус, роль и функции философии в современной культуре.
4. Основные исторические этапы развития философии.
5. Значение философии в профессиональной деятельности экономиста, финансиста, менеджера.
ЗАНЯТИЕ № 2 Тема 2. Философия в Древней Индии, Древнем Китае.
1. Специфика древневосточных цивилизаций и особенности их культурных традиций.
2. Основные философские школы Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая. Даосизм и легизм.
4. Философия Конфуция, ее рационально – практическая направленность.
ЗАНЯТИЕ № 3 Тема 3. Античная философия
1. Досократическая философия античности: милетская школа, Гераклит, элеаты, атомизм.
2. Сократ и сократические школы. Платон.
3. Философская система Аристотеля
ЗАНЯТИЕ № 4 Тема 4. Философия средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения
1. Основные этапы развития средневековой философии, направления.
2. Религиозно – философские идеи Библии.
3. Философские идеи в творчестве Августина Аврелия и Фомы Аквинского
4. Социально – политическая философия эпохи Возрождения.
5. Ислам, его основные направления: суннизм и шиизм
6. Арабоязычные философы: Ибн- Сина, Ибн –Рушд, Аль – Кинди
ЗАНЯТИЕ № 5 Тема 4. Философия европейского средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения
1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза.)
2. Философские концепции Д.Локка и Т. Гоббса.
3. Проблема человека и общества в философии французского Просвещения.
4. Философские воззрения П. Гольбаха, Д. Дидро, Ф. М.А. Вольтера, Ж.Ж. Руссо
ЗАНЯТИЕ № 6 Тема 5. Немецкая классическая философия
1. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.
2. И.Г. Фихте: обоснование субъективного идеализма. Натурфилософия Шелленга.
3. Философия Г.В.Ф .Гегеля
4. Философия любви Л. Фейербаха
ЗАНЯТИЕ № 7 Тема 7. Философия в XX в.
1. Иррациональная философия. Философия С. Кьергегора.
2. Философия жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
3. Экзистенциализм Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра: существование и экзистенция.
4. З.Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. К.Юнг о коллективном бессознательном.
ЗАНЯТИЕ № 8 Тема 8. Русская философия
1. Русская идея в философии:
- западничества
- славянофильства
- евразийства
2. Идея всеединства в философии В.Соловьева, Н.Бердяева, В.Вернадского
ЗАНЯТИЕ № 9 Тема 9. Казахская философия
1. Особенности мировоззрения казахской философии. Архетипы казахской философии.
2. Философия Аль – Фараби.
3. Миропонимание в творчестве жырау и акынов.
4. Проблема человека в мировоззрении Абая.
5. Современная казахстанская философия.
ЗАНЯТИЕ № 10 Тема 10. Бытие: сущее и существование
1. Онтология как учение о бытии.
2. Онтологические категории: бытие и ничто, сущность и существования, единое и многое; вещь, свойства, отношения.
3. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм.
4. Материализм и идеализм – альтернативные способы понимания мира.
ЗАНЯТИЕ № 11 Тема 12. Сознание
1. Сознание как объект философского осмысления.
2. Сознание и язык. Сознание и культура.
3. Самосознание и проблема «Я».
4. Личное и общественное сознание.
5. Сознательное и бессознательное в философии
ЗАНЯТИЕ № 12 Тема 13. Познание
1. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
2. Структура знания:
а) специфика и формы чувственного познания;
б) специфика и формы рационального познания;
в) единство чувственного и рационального.
3. Научное знание, его специфика и строение.
ЗАНЯТИЕ № 13 Тема 15 Философская антропология
1. Природа и сущность человека
2. Человек-общество-космос
3. Понятие личности, индивида и индивидуальности
4. Сознательное и бессознательное в жизни человека
5. Человек в постиндустриальном обществе. Проблемы и перспективы.
ЗАНЯТИЕ № 14 Тема 17 Философия науки
1. Предмет и социальные значение философии науки.
2. Наука и технический прогресс в свете глобальных проблем.
3. Наука, общество и человек. Проблема гуманизации их взаимоотношения.
ЗАНЯТИЕ № 15 Тема 18. Учение об обществе
1. Общество как саморазвивающаяся система и ценность человечества.
2. Природа и общество. Понятия «биосфера», «ноосфера», «географический детерминизм».
3. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, духовная.
ТЕМЫ, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС И СРСП
Тема 1. Философия как форма знания. Роль философии в жизни человека и общества
1.Подготовьте эссе на тему: «Мое первое знакомство с философией, первые попытки осмысления ее значимости для меня, общества»
2. Устное выступление перед аудиторией: «Письмо к себе любимому. Познание самого себя»
Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая
1. Законспектируйте произведение Конфуция «Лунь юй». Поясните устно свое понимание данного произведения.
2. Подготовьте письменное эссе на тему: «Человеческая жизнь – страдание. Я согласен с Буддой».