Философия древней Индии и Древнего Китая: школы, представители, проблемы и идеи

I .Древнеиндийская философия.

Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахмано-буддийский

– с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.; 4) новая и современная индийская философия. К дрревнеиндийской философии относят

ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического,

политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии

страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных

сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-

денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся

нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для

появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие гpуппы.

Пеpвая гpуппа - это оpтодоксальные философские школы Дpевней Индии,

пpизнающие автоpитет Вед - Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до

н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до

н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.). Втоpая гpуппа - неоpтодоксальные школы,

не отрицающие непогрешимость Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-

VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята.

II.Философия Древнего КитаяКитай - страна древней истории, культуры, философии; уже в серединевторого тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращализахваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII векедо н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенемЧжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VIвв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э. Школы в китайской философии В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.)приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Тамназвано шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школаслужилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов”(софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао идэ” - даосистов. Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена ещечетырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школыэклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школыназваны по характеру общественной деятельности основателя школы, другие -по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этогоучения. Вместе тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае,отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбедвух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя,конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде. На ранних этапах развития китайской философии, например, даже вовремена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросуфилософии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания тего отношения к природе, материальному миру не были определены достаточночетко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим кматериалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистическихпредставлений прошлого и, наоборот , мыслители, которые в целом занималиидеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическоетолкование.Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителямиОбщество и человек.Социально-этические проблемы были главенствующими в философскихразмышлениях китайцев. В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теориивыдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечногомногообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объясненияпервоосновы государства и власти правителя. Одно из главных мест в социально-политических и этических воззренияхдревнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества иэффективного управления государством. Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати,господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам состороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д. Конфуций ставил перед собой двоякую цель:1)упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить еевзаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию передлицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.2)обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранялсвоих родственников. И по его мнению это ослабляло господствонаследственной аристократии. Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства.Впервые в истории Китая он выдвинул теорию происхождения государства ивласти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась“самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многомвзгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура,Лукреция. Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любви”,которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей итребования свободных низов древнекитайского общества права участия вполитической жизни. В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,представитель так называемой школы “аграрников”. В утопической концепцииСюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоускогообщества. Значение концепции состояло в том, что она подрывала догматыконфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка вПоднебесной. Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системойорганизации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощьчленов общины. Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации иугнетения, но его идеалом была патриархальная община. Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеваниемполитической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождениягосударственной власти как результата общественного соглашения людей.Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, заисключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.Природа человека.В древне-китайском обществе в силу устойчивости кровно-родственнойобщины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали вкачестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”. Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и ростаимущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человекакак индивида; он постепенно становился предметом размышления философов. Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в своей концепциивоспитания и обучения. Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитиепривело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о“злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том,что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества,законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, чтообстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себеизначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй инедоброй. Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этическиевоззрения сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которыезаложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть какформу бытия природы. Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуцияо воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначальноврожденно добра. Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, являетсяконфуцианские этические принципы. Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человекаделали упор не только на возможность переделать его природу, ноподчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервыеэтот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательнойдеятельности видел главное отличие человека от животных и условие измененияжизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали СюньЦзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и“благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между нимивозникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно“переделать изначальную природу человека”. Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их ученияо первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема,смысл жизни - в следовании естественности и недеянии. Чжуан-цзы считал, что природа человека и окружающий мир в следствиисвое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваемы.Природа знания и логические идеи.Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметомспециального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени повопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучениюдревних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей неинтересовало понятийно-логическая основа знания. Конфуций считал основным методом получения знаний - обучение, аисточником знания древнее придание и летописи. Он проповедовал способвосприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новыхзнаний, нового опыта под авторитеты древности. Превратившись в освященнуюавторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления сталсерьезным препятствием развития науки и мысли в Китае. Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Ихвзгляды на познание были не только обобщением достижений китайскихмыслителей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процессапознания, но и вершиной достижения китайской философии в областигносеологии и логики вплоть до конца XIX в. Заслуга Мо-цзы и моистов вистории китайской философии состоит в том, что они первыми начали изучатьсам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источникезнания, о путях познания человеком окружающего мира и самого себя. Онирассматривали вопросы о целях и практическом значении знания, о критерииистинности и пытались дать ответы на них.

Вопрос 5.

Наши рекомендации