Философия Древней Индии и Древнего Китая

  1. Древнеиндийские религиозно-философские системы. Веды.
  2. Конфуцианство: основные идеи и принципы.
  3. Даосизм: понятие «Дао» и идеал человеческого поведения.
  4. Буддизм: проблема жизни, смерти и бессмертия.

Литература

  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.
  2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.
  3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.
  4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».
  5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.
  6. Китайская филосо фия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
  7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.
  8. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.
  9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
  10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.

Методические рекомендации

Духовными истоками философии являются мифы и зачатки научных знаний. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки – способы их реализации. Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI – V вв. до н.э. в Китае и Индии.

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира. Примерно 4 тыс. лет назад начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества. Также они есть своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации. Наибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, рассмотрению основных идей которой посвящен первый вопрос семинара.

В первом вопросе необходимо ознакомиться с основными вехами жизни Конфуция и сборником «Суждения и беседы». Затем следует рассмотреть основные положения конфуцианства. Необходимо обратить внимание на идею социальной гармонии, рассказать об идеале совершенного человека, изучить систему таких понятий конфуцианства как «ли» («порядок»), «дэ» («добродетель»), «жэнь» («человеколюбие»), «и» («справедливость»), «сяо» («сыновья почтительность»), «жан» («вежливость»), «чжун юн» («золотая середина») применительно как к жизни отдельного человека, так и к системе управления государством. Обратите внимание на то, какие именно этические понятия позволяют человеку, по мысли Конфуция, следовать «дао» («правильный путь»).

Даосизм - одно из важнейших направлений развития философской мысли Китая. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Второй вопрос предполагает знакомство с основными положениями религиозно-философской доктрины даосизма. Рекомендуется ознакомиться с биографией основоположника даосизма – Лао-цзы и главным трудом даосизма – «Дао дэ цзин» («Каноническая книга о Дао и дэ»). Необходимо изучить учение о Дао, интерпретирующее одну из основных категорий китайской культуры. Другим важным понятием даосизма выступает «у вэй» («недеяние»).

Воздействие древнеиндийской цивилизации на мировую культуру было поистине огромным. В частности, древнеиндийская религиозно-философская мысль отличается поразительным своеобразием и непреходящей ценностью. В IV в. до н.э. в северной Индии возникло новое учение – буддизм. В третьем вопросе следует также ознакомиться с жизненным путем основоположника буддизма – Сиддхартха Гаутама. Разберите основные идеи буддизма, а также понятие «нирвана», «сансара», «карма».

АНАЛИЗ ТЕКСТОВ

1. Лао цзы. «Дао дэ цзин»1.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Путь

ПЕРВЫЙ ЧЖАН

Постоянный Путь составляется из возможности выбора Пути и

невозможности выбора Пути.

Постоянное имя составляется из возможности выбора имени и

невозможности выбора имени.

Отсутствием именуется начальное действие Неба-Земли.

Наличием именуется рождение-материнство мириад сущностей.

Причинность:

Стремление к постоянному отсутствию осуществляет созерцание

тончайшей тайны.

Стремление к постоянному наличию осуществляет созерцание его

внешнего проявления.

Эта пара представляет собой общность исхода при различии

наименования.

Если определить вместе, то это будет непостижимая тайна.

Пытаясь проникнуть в эту тайну, придешь только к тайне.

Это врата для появления множества тончайших начал.

ВТОРОЙ ЧЖАН

В Поднебесной всегда, узнав красоте, начинают осуществлять красивое.

И вот — уже безобразное.

Всегда, узнав о совершенствовании, начинают осуществлять

совершенствование.

И вот — уже не-совершенствование.

Причинность:

В контакте наличия и отсутствия происходит рождение.

В контакте трудного и легкого происходит становление-завершение.

В контакте длинного и короткого появляется форма.

В контакте высокого и низкого происходит потеря равновесия.

В контакте звука и голоса осуществляется согласие.

В контакте переднего и заднего появляется следование.

Это дает:

Человек мудрости пребывает в осуществлении отсутствия.

Таково его дело.

Совершает действия без пояснений словами.

Таково его учение.

Ведь мириады сущностей совершают работу,

а нет оформления в словах.

Происходит рождение,

а нет обладания.

В осуществлении нет отождествления.

При успешном завершении нет пребывания в этом.

А коли нет пребывания в этом,

то нет и исчезновения.

ТРЕТИЙ ЧЖАН

Если не восхвалять умелость, тогда народ не соперничает.

Если не придавать ценности трудно достающимся товарам,

тогда в народе не будет воровства.

Если не смотреть не то, что может вызвать стремление,

тогда в сердце-сознании народа не будет смуты.

Это дает:

Человек мудрости, упорядочивая —

Поддерживает состояние пустоты в своем сердце-сознании.

Поддерживает ощущение полноты в своем животе.

Делает слабыми свои волеустремления.

Делает сильными свои кости.

Постоянство позволяет народу пребывать в отсутствии знания и

отсутствии стремления.

Это приводит к тому, что даже знающий не осмеливается осуществлять-

действовать.

Когда осуществляется осуществление отсутствия,

тогда отсутствует беспорядок.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЖАН

В срединной пульсации происходит функционирование Пути.

Невозможно, чтобы случилось заполнение.

В бездонности своей он —

будто бы прародитель мириад сущностей.

Затупляет их остроту.

Разрубает их путы.

Смягчает их сияние.

Объединяет их прах.

В прозрачности своей он —

будто бы возможность существования.

Сущность моя не знает, чье это порождение.

Предшествует первопредку всех образов.

***

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.

Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное

есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей...

***

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он

существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его

любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и

хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не

заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и

сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он

следует естественности.

***

Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен.

Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто

не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот

бессмертен.

2. Конфуций. «Лунь юй»1

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «СЮЭ ЭР»

1. Учитель сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не

радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве

это не благородный муж?».

2. Ю-цзы сказал: «Мало людей, которые, будучи почтительными к

родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против

вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против

вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к

основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный

путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям

— это основа человеколюбия».

3. Учитель сказал: «У людей с красивыми словами и притворными

манерами мало человеколюбия».

4. Цзэн-цзы сказал: «Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями,

повторяю ли заповеди учителя?».

5. Учитель сказал: «Управляя царством, имеющим тысячу боевых

колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать

экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в

соответствующее время».

6. Учитель сказал: «Молодые люди должны дома проявлять

почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим,

серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и

сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления

всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг».

7. Цзы-ся сказал: «Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает

уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не

щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно

назову его ученым человеком».

8. Учитель сказал: «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны.

Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы

уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее

исправить».

9. Цзэн-цзы сказал: «Если должным образом относиться к похоронам

родителей и чтить память предков, то мораль в народе будет все более

укрепляться».

10. Цзы-цинь спросил Цзы-гуна: «Когда учитель прибывал в какое-нибудь

царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется. Он сам

спрашивал об этом или же ему рассказывали?». Цзы-гун ответил:

«Учитель был мягок, доброжелателен, учтив, бережлив, уступчив и

благодаря этому узнавал [об управлении]. Он добивался этого не так, как

другие».

11. Учитель сказал: «Если при жизни отца следовать его воле, а после его

смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять

порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней

почтительностью».

Учитель сказал: В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в

тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от

сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел

проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не

нарушая меры

- Не печалься о своем несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не

знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

-Учитель сказал: Благородный муж постигает справедливость. Малый

человек постигает выгоду.

-Учитель сказал: Встретив достойного человека, стремитесь с ним

сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

- Учитель сказал: Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот

может называться почитающим родителей.

-Учитель сказал: Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут

не поспеть за словом.

-Кто-то сказал: Юн человечен, но лишен красноречивости.

Учитель ответил:

– Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот

часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем

ему красноречивость?

Наши рекомендации