ЧАСТЬ VI. Трансформация нового времени
1. На основании Второго предисловия Канта к «Критике чистого разума» многие повторяли, что Кант называл свое прозрение «коперниковской революцией» (например, Карл Поппер, Бертран Рассел, Джон Дьюи и 15-е издание «Британской энциклопедии», наряду с прочими). Однако Коен в своей книге «Революция в науке» пишет, что, по всей видимости, это утверждение не принадлежало самому Канту. («Revolution in Science» [Cambridge: Harvard University Press, 1985], 237 — 243.) С другой стороны, Кант недвусмысленно сравнивал свою философскую стратегию с астрономической теорией Коперника, и если даже выражение «коперниковская революция» возникло много позже и Коперника, и Канта,— тем не менее, ни выражение, ни сравнение не лишаются от этого своей точности и емкости.
2. «Я с уверенностью могу сказать, что квантовую механику не понимает никто» (Richard Feynman).
3. Цит. по: Huston Smith, «Beyond the Post-Modern Mind», rev.ed (Wheaton, Ill.: Quest, 1983), 8.
4. Идеи Куна, впервые изложенные им в «Механизме научных переворотов» (1962), отчасти выросли из достижений в изучении истории науки, совершенных поколением раньше, в частности в трудах Александра Куаре и А. О. Лавджоя. Не менее весомыми оказались и крупные достижения в рамках академической философии, связанные, например, с целями позднего Витгенштейна и развитием аргументации логического эмпиризма от Рудольфа Карнапа до У. В. О. Квайна. Последняя по существу поддерживает кантовское положение, принявшее здесь несколько относительный характер: в конечном итоге, нельзя логически выводить сложные истины, из простейших элементов, основанных на непосредственных ощущениях, поскольку простейшие чувственные элементы всегда определяются онтологией особого языка, тогда как существует великое множество языков, причем каждый из них обладает своим собственным, несхожим с другими способом конструирования действительности, и каждый сугубо избирательно вычленяет и осмысливает описываемые им предметы. И выбор конкретного языка зависит, в конце концов, от намерений самого человека, а не от каких-то объективных «факторов», каковые сами по себе создаются теми же самыми теоретическими и языковыми системами, сквозь призму которых эти факты и оцениваются. Все так называемые «сырые данные» на деле уже подвергнуты теоретической обработке. См.: W.V.O. Quine, «Two Dogmas of Empiricism», в: «From a Logical Point of View», 2nd ed. (New York: Harper & Row, 1961), 20 — 46.
5. Ключевым словом, с помощью которого Гегель выражал свое понятие диалектического объединения, был глагол «aufheben», имеющий два основных значения: «прекращать» и «поднимать». В момент синтеза состояние антитезы одновременно сохраняется и преодолевается, отрицается и завершается.
6. Ronald Sukenick, «The Peath of the Novel», в: «The Death of the Novel and Other Stories» (New York: Dial, 1969), 41, Если говорить более серьезно, то, пожалуй, художественное своеобразие постмодерна представлено фигурой актера, ибо он олицетворяет множественность сущностей, намеренно скрывая свою собственную сущность в тени. Действие пронизано иронией, игра — превыше всего. Актер никогда не привязан к какому-то одному-единственному смыслу, к буквальной действительности. Все происходит «как будто».
7. Richard Rorty, «Philosophy and the Mirror of Nature» (Princeton: Princeton University Press, 1979), 176.
8. Ihab Hassan, цит. по: Albrecht Wellmer, «On the Dialectic of Modernism and Postmodernism», журнал «Praxis International», 4 (1985): 338. См. также размышления Ричарда Дж. Бернстейна по поводу цитированного пассажа в его Президентском Обращении 1988 года к Американскому Метафизическому Обществу («Metaphysics, Critique, Utopia», «Reviev of Metaphysics», 42 [1988]: 259 — 260), где он говорит о том, что постмодернистская интеллектуальная позиция напоминает описанный Гегелем самоцельный абстрактный скептицизм, «который результатом своим видит чистое ничто...{и] не может оттуда продвинуться ни на шаг и вынужден ждать, пока не появится на пути что-нибудь новое, чтобы и его швырнуть в бездну той же пустоты» (G. W. F. Hegel, «The Phenomenology of Spirit», translated by A. V. Miller [Oxford: Oxford University Press, 1977], 51).
9. Arnold J. Toynbee, in Encyclopaedia Britannica, 15-th, ed., s. v. «time».
10. Friedrich Nietzche, «The Gay Science», translated by W. Kaufman (New York: Random House, 1974), 181.
11. Max Weber, «The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism», translated by Tallcot Parsons (New York: Charles Scribner's Sons, 1958), 182.
12 Carl G Jung, «The Undiscovered Self» in: «Collected Worls of Carl Gustav Jung», vol. 10, translated by R. F. C. Hull, edited by H. Read et al. (Princeton: Princeton University Press, 1970), pars. 585 — 586.
ЧАСТЬ VII. Эпилог
1. John J. McDermott, «Revisioning Philosophy» conference, Esalen Inctitute, Big Sur, California, June 1987.
2. В теории «двойного узла» к анализу шизофрении была применена теория логических типов из «Основы математики» Бертрана Рассела и Альфреда Норта Уайтхеда. См.: Gregory Bateson et al., «Towards a Theory of Schizophrenia» в: Bateson, «Steps to an Ecology of Mind» (New York: Ballantine, 1972), 201 — 227.
3. Ernst Gellner, «The Legitimation of Belief» (Cambridge: Cambridge University Press, 1975), 206-207.
4. Vincent Brome, «Jung: Man and Myth» (New York: Atheneum, 1978), 14.
5. Jung «Psychological Commentary on «The Tibetan Book of the Great Liberation» in: Collected Works, of Carl Guctav Jung», vol. 11, translated by R. F. C. Hull, edited by H. Read et al. (Princeton: Princeton University Press, 1969), par. 759.
6. Клинические данные Грофа и их теоретические выкладки наиболее полно представлены в книгах: Stanislav Grof, «Realms of the Human Unconscious: Observation from LSD Research» (New York: Viking, 1975) и «LSD Psychotherapy» (Pomona, Calif: Hunter House, 1980). Популярное изложение его идей можно найти в его книге: «Beyond the Brain: Birth, Death, and Transcendence in Psychotherapy» (Albany: State University of New York Press, 1985).
7. Клинические свидетельства, почерпнутые из исследований Грофа, было бы неверно понимать как линейно-механистическую, фрейдовского толка, причинность, в которой индивидуальная родовая травма будто бы автоматически порождает особые психологические и интеллектуальные синдромы — точно так же, как психоаналитики-традиционалисты полагали, будто бы детская «Эдипова» травма порождает чуть ли не «гидравлическим» способом патологические симптомы. Скорее, эти свидетельства наводят на мысль о некой архетипической форме причинности, в которой переживание индивидом процесса рождения, по-видимому, служит ступенькой к соучастию в более широком, межличностном архетипическом процессе смерти-и-возрождения, где индивидуальный и коллективный уровни сознания становятся взаимопроницаемыми. Как представляется, перинатальная цепочка не сводится к изначальному опыту биологического рождения индивида: напротив, биологическое рождение отражает некую всеобъемлющую архетипическую реальность, к которой как раз и приобщаются те, кто претерпевают перинатальный процесс — либо непроизвольно (например, через личностное восприятие «ночной стороны души»), в религиозных обрядах, либо в психотерапевтических опытах. Опыт рождения рассматривается здесь не как начало начал, не как редукционистская причина в замкнутой системе, а как наведение мостов, как опытный рубеж между личностной и мыслительной реальностями.
Таким образом, свидетельства Грофа предполагают более сложное понимание причинности, нежели то, что предлагается традиционными представлениями о линейно-механистической причинности, и, в соответствии с недавними фактами и теориями, возникшими в некоторых других областях, указуют на такую концепцию, которая включает в себя сопричастностные, морфичные и телеологические формы причинности,— концепцию, стоящую ближе всего к античным платоновско-аристотелевским понятиям архетипической, формальной и целевой причинности, а также к толкованию архетипов поздним Юнгом. Организующие принципы такой эпистемологии символичны, небуквалистичны, крайне многозначны по своему характеру, они указывают на недуалистическую онтологию, метафорически выстроенную «сверху вниз». В течение последних десятилетий к такому пониманию подходили мыслители столь несходные, как Оуен Барфилд, Норман О. Браун, Джеймс Хилмен и Роберт Хилмен.
8. James Hillman, «Re-Visioning Psychology» (New York: Harper & Row, 1975), 126.
9. Сегодня и писатели, и издатели часто сетуют на то, с какими трудностями приходится им сталкиваться при попытках переиначить те предложения, где изначально было употреблено традиционное родовое обозначение человека («man») и найти какое-нибудь выражение, не окрашенное предубежденностью в пользу мужского рода. Трудность эта отчасти вызвана тем, что ни одному другому понятию не удается обозначить одновременно. И весь род человеческий (то есть всех людей), и отдельную человеческую особь. Иными словами, только слово «человек» способно указать на некое метафорически единичное и личностное существо, вмещающее в себя в то же время коллективные черты: слово «человек» обозначает некую универсальную личность, архетипическую фигуру, тогда как выражениям «человеческие существа», «человечество», «люди», «мужчины и женщины» это не удается. Но я убежден, что более глубинная причина подобной трудности иная: дело в том, что весь смысл такого высказывания изначально строится вокруг особого образа некоего архетипического мужа. Как показывает внимательное чтение многих важнейших текстов греческих и римских авторов, иудео-христианских писателей или ученых-гуманистов, и синтаксическое строение, и сущностный смысл того языка, которым пользовалось большинство крупных мыслителей Запада для изображения человеческого состояния и человеческой деятельности, неразрывно связаны с бессознательным присутствием этой архетипической фигуры «мужчины». На каком-то уровне, «мужчину» западной интеллектуальной традиции можно рассматривать просто как порождение общественных условностей, как «ложную универсалию», использование которой и отражало господствующее положение мужчины в обществе, и способствовало его формированию. Однако на более глубоком уровне слово «человек» (man) представляло собой и некий архетип, в котором волей-неволей слились образы обоих полов. Его деятельное, созидательное и загадочное присутствие вызвало к жизни целую цивилизацию, целый мир. И настоящая книга, по сути, изложила историю «западного человека» («Western man») во всей его трагической славе, слепоте и — я убежден в этом! — в его стремлении к самоопределению.
Вероятнее всего, когда-нибудь в будущем бездумное использование слов мужского рода исчезнет. И, если читать данную книгу под таким новым углом зрения, то основная роль, какую играет в повествовании образ человека, обозначаемый родовым понятием «man», станет еще более заметной, а множество ответвлений такого исторического словоупотребления — психологическое, социальное, культурное, интеллектуальное, духовное, экологическое, космологическое — также получат соразмерную ясность. Когда языковый перевес в мужскую сторону перестанет быть признанной нормой, целое мировоззрение шагнет на порог новой эпохи. Прежние шаблоны высказываний и словосочетаний, сам характер человеческого образа, место в космосе и природе, сама природа человеческой драмы — все это в корне преобразится. Мировоззрение устремляется туда, куда и язык,— и наоборот.
10. Здесь можно упомянуть о главных сложностях, которые таит в себе эта всеохватная диалектика. Прежде всего, как следует из нашего повествования и примечаний к нему, каждая стадия эволюции западного мышления была явно отмечена сложным взаимодействием мужского и женского начал, причем начиная с зарождения греческой цивилизации частичные воссоединения с женским началом совпадали по времени с великими водоразделами западной культуры. И всякий раз такой синтез и рождение знаменовали собой новый виток в гигантской диалектике мужского и женского, внутри которой, по моему глубокому убеждению, и заключена история западного мышления.
Однако в ткань этой эволюции, развертывавшей борьбу мужского и женского начал, вплетена нить другого диалектического процесса, более явственно проглядывавшего в развитии западной мысли. Этот процесс затрагивает важнейшие архетипические противоположности внутри самой мужской природы. С одной стороны, мужское начало (проявляющееся, опять-таки, и в мужчинах, и в женщинах) можно толковать с позиций некоего прометеевского порыва: как начало активное, героическое, мятежное и бунтарское, индивидуалистическое, новаторское, устремленное к свободе, независимости, переменам и новизне. С другой стороны, на противоположном полюсе находится сатурнианский порыв: это консерватизм, тяга к устойчивости, господству; это начало, стремящееся распоряжаться, приказывать, надзирать, сдерживать и подавлять,— иными словами, судебно-учредительно-иерархическая сторона мужского характера, нашедшая выражение в патриархальном укладе.
Два лика мужественности — Прометей и Сатурн, сын и отец — не в силах обойтись один без другого. Каждый из них требует и призывает свою противоположность, а затем перерастает в нее. Стремясь к обобщению, можно сказать, что динамическое напряжение двух этих начал и создает ту диалектику, что толкает вперед «историю» (политическую, интеллектуальную, духовную). Именно эта диалектика двигала той внутренней драмой, что легла в основу «Одиссеи западного мышления»: это непрерывное динамическое взаимодействие между порядком и переменами, властью и восстанием, устоями и переворотом. Однако я смею высказать предположение о том, что бок о бок с этой мощной диалектикой пульсирует другая, столь же всеобъемлющая диалектика, в которую вовлечено женское начало, или «жизнь».
УКАЗАТЕЛЬ
Абеляр, Пьер (1079-ок. 1142) - 150,' 158,
Авель — 83
Аверроэс (1126-1198)-161 Авраам — 82—83, 199
Августин (354-430) - 6, 8, 87, 89-90, 92-93, 97-100, 104, 114, 118, 119, 123-128, 130, 135-136, 138, 149, 153-154, 175, 178, 181, 205, 312, 374, 378, 385 Август (63 г. доР.Х.-14г. н.э.)-383 Адам-83, 93, 106-108, 111, 125, 130, 139,
181, 229, 244 Адлер, Альфред — 363 Адонис — 95 Аламбер. Жан ле Рон. Д* (1717-1783) - 239,
394 Александр Великий (356—323 гг. до Р.Х.) — 66,
67, 87, 382
Алкуин (ок. 735-804) - 386 Альберти, Леон Баггиста (1404-1472) - 188,
388 Альберт Великий (ок. 1200-1280) - 151,
152, 163, 179, 387
Альтицер, Томас Дж. (р. 1927) —404 Амвросий Медиоланский (ок. 340—397) — 385 Аммоний Саккас (ум. после 242 г.) — 90,
384 Анаксагор (ок. 500-428 гг. до Р.Х.) - 25, 27,
43, 381 Анаксимандр (ок. 611—ок. 547 гг. до Р.Х.) —
21, 25, 380 Анаксимен (ок. 586 — ок. 525 гг. до Р.Х.) —21,
Андрей Капеллан (акмэ XII век) — 387 Ансельм Кентерберийский (ок. 1033—1109) —
150, 158, 386
Аквинат, Фома (1225-1274) - 6, 8, 151, 152-165, 167-176, 179, 203, 212, 252, 286, 294, 357, 373, 374, 387. 388 Аполлоний (ок. 262 —ок. 190 гГ. до Р.Х.)—
71-72, 215, 382 Арес - 16, 17 Аристарх (ок. 310 —ок. 230 гг. до Р.Х.)—
71, 248, 382 Аристофан (ок. 448 — ок. 388 гг. до Р.Х.) —
32, 381
Аристотель (386-322 гг. до Р.Х.) - 6, 9-10, 32, 35, 44, 50-62, 64, 67, 69, 71-72, 74, 97, 146, 149, 150. 151, 155-166, 168-171, 173-176, 178-179, 185, 208, 219, 220, 221, 222, 225, 226, 229, 231, 232, 234, 245, 246, 247, 248, 250, 252, 271, 286, 2'94, 322, 372, 374, 381, 382, 387 Аркесилай (ок. 316 — ок. 241 гг. до Р.Х.) —
Арнолд, Мэтью (1822-1888) - 398 Артемида — 18, 95
Архимед (ок. 287—212 гг. до Р X ) — 71 221 250, 382 ' '
Атлант — 95 Агтис — 95
Афанасий (297-373) - 111 Афина- 18, 27
Афродита —9, 11, 16, 18, 95, 101 Ашер, Джеймс, архиепископ (1581 —1656) — 278 '
Б Байрон, Джордж Гордон, лорд (1788—1824) —
310, 311, 396
Бальзак, Оноре де (1799—1850) — 396 Барбур, Иан (р. 1923) - 344 Барт, Карл (1886-1968)-400 Барт, Ролан (1915-1980)-403 Барфилд, Оуэн — 402 Бах, Иоганн Себастьян (1685—1750) — 255
Бахофен, И. Я. (1815-1887) - 397 Беда Достопочтенный (ок. 673—735) — 386 Бейль, Пьер (1647-1706)-239, 283, 393 Бейтсон, Грегори (1904-1980) ~-344, 355,
356, 402, 404 Беккерель, Антуан Анри (1852—1908) — 300,
Беккет, Сэмюэль (1906-1990) - 335, 402 Бенедикт Нурсийский (ок. 480 — ок. 547) —
Бентам, Джереми (1748—1832) — 395 Беньян, Джон (1628-1688)-392 Бергсон, Анри (1859-1941)-317, 325, 399 Берк, Эдмунд (1729-1797)-395 Беркли, Джордж, епископ (16G5—1753) —
239, 282-284, 353, 358, 393 Берлиоз, Луи-Гектор (1803-1869)-396 Берталанфи, Людвиг фон (1901-1972) - 404 Бетховен, Людвиг ван (1770—1827) — 311,
394, 395,- 396
Бёме, Якоб (1575-1624)-391 Бовуар, Симона де (1908-1986) - 402 Бодлер, Шарль (1821-1861)-312, 397 Блаватская, Елена Петровна (1831—1891) —
398 Блейк, Уильям (1757-1827)-310, 311, 312,
313, 318, 373, 395
Бойль, Роберт (1627-1691)-281, 392 Боккаччо, Джованни (1313-1375)-188, 388 Бом, Давид (1917-1992) - 344, 405 Бонхёфер, Дитрих (1906-1945)-402 Бор, Нильс (1885-1962)-296, 300, 304,
401 Борелли, Джованни Альфонсо (1608—1679) —
Борджиа, Цезарь (1476-1507) - 194 Борхес, Хорхе Луис (1899-1986)-401 Боттичелли, Сандро (ок. 1444—1510) — 194,
389 Боэций (ок. 475-525)-6, 146, 156, 386Браге, Тихо де (1546—1601) — 215, 249, 390 Браманте, Донато (1444-1514) — 191, 389 Брехт, Бертольл (1898-1956) - 401 Бриджмен, Перси У. (1882-1961) - 303 Бруни, Леонардо (ок. 1370-1444) - 188, 388 Бруно, Джордано (1548-1600) - 212, 218,
224, 249, 391
Брэдли. Ф. X. (1846-1924) -398 Брэнд, Стюарт (р. 1938)-404 Брюто, Беатрис (р. 1930) — 346 Бубер, МртинЗ. (1878-1965)-400 Бультман. Рудольф Карл (1884—1976) — 401 Буридан, Жан (ок. 1295-1356) - 169, 180,
186, 222, 388
Буркхардт, Якоб (1808-1897)-397 Бэббидж, Чарльз (1792-1871)-396 Бэкон, Роджер (ок. 1214-1292) - 169, 186,
249, 387 Бэкон, Фрэнсис (1561-1626)-6, 188, 192,
224, 229-231, 232, 236. 239, 253, 255,
261, 264, 271, 272, 280, 281, 286, 311,
335. 374, 391, Бюффон, Жорж -Луи Леклерк, граф де (1707—
1788)-394
В
Вагнер, Рихард (1813-1883)-397 Вазари, Джорджо (1511 —1574) —390 Валериан (акмэ ок. 230—260) — 385 Балла, Лоренцо (1407-1457) - 278, 388 Ван Гог, Винсент (1853-1890) - 398 Везалий, Андреас (1514—1564) — 390 Вергилий (70-19 г. до Р.Х.)-78, 176, 178,
367, 383
Вероккио, Андреа дель (1435—1488) — 194 Вико, Джамбаттиста (1668-1744) —278, 313,
Винер, Норберт (1894-1964)-402 Винкельман, Иоганн (1717—1768) — 394 Витгенштейн, Людвиг (1889—1951) — 296
299, 325, 355, 400, 402 Вогд, Стефани де — 346 Вольстонкрафт, Мэри (1759—1797) — 311,
393 Вольтер (1694-1778) - 207, 228, 239 261
264, 265, 278, 281, 393, 394 Вольф, Сьюзен Дж. — 346 Вольф, Христиан (1679-1754)-239, 288 Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 —ок. 1220) —
385 Вордсворт, Уильям (1770-1850) -310, 311,
313, 319. 394. 395 Вульф, Вирджиния (1882-1941)-6, 316,
401 •
Вундт, Вильгельм (1832-1920) —398
Гадамер, Ханс-Георг (р. 1900) —403 Гален (ок. 130 - ок. 200) —71, 81, 384 Галилей, Галилео (1564—1642) — 6, 169, 184, 188, 207, 212, 213-215, 217-227, 229,
234, 236, 239, 246, 249, 250, 252. 253,
258, 263, 271, 274, 279, 282, 292, 352,
374, 37S, 390, 391, 392 Гама, Васкода(ок. 1469-1524) - 389 Гамильтон, Уильям (р. 1924) — 394 Ганди, Махатма К. (1869-1948) - 399 Гарвей, Уильям (1578-1657)-249, 391 Гассенди, Пьер (1592-1655) - 224, 281 Гаусс, Карл Фридрих (1777-1855) - 396 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770—
1831J-6, 278, 297, 313, 321-326, 337,
357, 368, 369, 394, 395, 396 Гейзенберг, Вернер (1901 —1976) — 296, 300,
301, 304, 355, 401
Геккель, Эрнст фон (1834-1919) - 262, 397 Гельман, Мёррей (р. 1929) —403 Гельнер, Эрнест (р. 1925) — 357 Гендель, Георг Фридерик (1685—1759) — 255,
393 Генрих VIII, король Англии (1491 — 1547) —
Геракл-95, 161, 253 Гераклид (ок. 390 — ок. 322 гг. до Р.Х.)—
71, 248 Гераклит (ок. 535-475 гг. до Р.Х.)-43, 68,
380 Гердер, Иоганн Готфрид фон (1744—1803) —
278, 310, 313, 394 Геродот (ок. 484 — ок. 425 гг. до Р.Х.) — 31,
Гертц, Клиффорд (р. 1926) - 404 Гершель, Уильям (1738-1822) - 394 Гесиод (акмэ ок. 700 г. до Р.Х.) — 9, 42 Гесс, Гарри Г. (1906-1969) - 403 Гессе. Герман (1877-1962)-316, 401 Гея-9, 95, 376
Гёдель, Курт (1906-1978)-296, 401 Гёльдерлин, Фридрих' (1770—1843) — 394,
395 Гёте, Иоганн Вольфганг фон (1749—1832) —
310, 311, 319, 321, 327, 368, 369, 370,
393, 394, 395, 396 Гиббон, Эдуард (1737-1794)-79, 239, 278,
394 Гилберт, Уильям (1544-1603) - 221, 249,
Гинзберг, Аллен (р. 1926) —402 Гиппарх (акмэ 146—127 гг. до Р.Х.) — 71—72,
382 Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до Р.Х.) —
27, 381
Гитлер, Адольф (1889-1945)-401 Гоббс, Томас (1588-1679)-224, 392 Гольбах, барон де (1723-1789)-239, 262,
265, 394
Гомер-9, 19, 37, 47, 131, 176, 315 Гораиий (65-8 гг. до Р.Х.) - 78, 176, 383 Горбачев, Михаил Сергеевич (р. 1931) —405 Готорн, Натаниэль (1804-1864)-312, 397 Григорий Великий, папа (ок. 540—604) —
133, 386
Гроссетест, Роберт (ок. 1175—1253) — 169,
186 Гроф, Станислав (р. 1931)-360, 361, 362,
363, 364, 369, 372, 405 Гуго Сен-Викторский (1096—1141) — 149, 386 Гудмен, Нельсон (р. 1906) —405 Гус, Ян (ок. 1369-1415)-168, 388 Гуссерль, Эдмунд (1859-1938)-317, 399 Гутьеррес, Густаво (р. 1928) —404 Гюго, Виктор (1802—1885) —310, 316, 396,
Д
Давид (акмэ ок. 1012-972 гг.- до Р.Х.) - 379 Дальтон, Джон (1766-1844) - 395 Данте (1265-1321)-1б4-168, 177, 186,
213, 250, 318, 372, 387 Дарвин, Чарльз (1809-1882)-6, 243, 257-259, 271, 275, 277, 278, 279, 296, 298, 318, 325, 359, 396, 397, 398 Дева Мария. См. Мария, мать Иисуса Декарт, Рене (1596-1650) - 6, 207, 224-227, 231-237, 239, 246, 249, 252, 253, 254, 255, 261, 263, 271, 274, 281, 282, 288, 289, 298, 302, 329, 335, 353, 354, 355, 358, 365, 367,.374, 378, 391, 392 Демокрит (ок. 460—ок. 370 гг. до Р.Х.)—
23, 25, 27, 69, 223, 224, 225, 381 Деррида, Жак (р. 1930)-338, 404 Деций, Гай (ок. 201—251), римский император - 385
Дефо, Даниэль (ок. 1660-1731) - 393 Джей, Джеймс (1887-1946) - 394 Джеймс, Генри (1843-1916)-317, 399 Джемс, Уильям (1842-1910) - 317, 325,
345, 398, 399
Джине, Джеймс (1887-1946)-301 Джефферсон, Томас (1743-1826) - 394 Джиллиген, Кэрол — 346, 405 Джимбутас, Мария (р. 1921) — 346, 405 Джойс, Джеймс (1882-1941)-316, 4Q0 Джонсон, Сэмюэль (1709-1784)-394 Джорджоне (1478-1510) - 194 Дидро, Дени (1713-1784)-207, 239, 262,
264, 265, 394
Диккенс, Чарльз (1812-1870) - 396 Дильтей, Вильгельм (1833-1911)-296, 398 Диоклетиан (245-313) - 385 Дионис - 17, 18, 94-96 Дионисий Ареопагит (акмэ ок. 500)— 156,
178, 386
Дитрих фон Ним (ок. 1340— ок. 1418) — 168 Доминик (ок. 1170-1221)-152, 387 Достоевский, Федор Михайлович (1821 —
1880-312, 316, 397, 398 Дуне Скот, Иоанн (ок. 1266-1308) - 170,
171, 175, 387
Дьюи, Джон (1859-1952) - 325, 341, 400 Дюрер, Альбрехт (1471-1528)-194, 389 Дюркгейм, Эмиль (1858-1917)-399 Дюэм, Пьер (1861-1916)-399 Дэли, Мэри (р. 1928) - 346, 404
Е
Ева - 83
Евклид (акмэ 300 г. до Р.Х.) — 215, 382
Евдокс (ок. 400 — ок. 350 гг. до Р.Х.) — 58—
59, 381 Еврипид (ок. 484—406 гг. до Р.Х.) — 20 25
31, 64, 381 ' '
Евсевий (акмэ VI век) — 385
Ж
Жарри, Альфред (1873-1907)-399
Зенон Китионский (ок. 335 — ок. 263 г до
Р.Х.)-68, 382 Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 г. до
Р.Х.) - 26
И
Иаков — 83
Иаков, апостол (акмэ I век) — 86 Ибсен, Хенрик (1828-1906) - 396 Иезекииль (акмэ 592—570 гг. до Р.Х.) — 380 Иеремия (акмэ ок. 628—586 гг. до Р.Х.) — 380 Иероним (ок. 347 — ок. 420) — 385 Иисус из Назарета (ок. 6 г. до Р.Х. — ок.
30 г. н.э.)-79, 81-82, 84-91, 93-97,
102-108, 111, 134, 141, 144, 168, 174,
194, 244, 256-257, 323, 335, 383 Иоанн, Евангелист— 104—107, ПО, 112—
114, 118, 121, 129, 139, 384 Иоанн Креститель (ум. 28—30 г. н.э.) — 134 Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) —
178, 386 Иоахим Флорский (ок. ИЗО —ок. 1201) —
168, 387
Иосиф (муж Марии) — 139 Ипатия (ок. 370-415)-385 Ириней (ок. 120/140-ок. 203)-ПО, 122,
127, 384 Исаак — 83
Исайя (акмэ ок. 740 г. до Р.Х.) — 117, 380 Исида — 95
Й Йитс, Уильям Батлер (1865-1939) - 318,
349, 400, 401
К
Каин - 83
Калипп (акмэ IV век до Р.Х.) — 59 Кальвин, Жан (1509-1564)-199, 212, 213,
390 '
Камю, Альбер (1913-1960)-330, 350, 402 Капра, Фритьоф (р. 1939) - 405 Кант, Иммануил (1724-1804) - 6, 239, 255,
261, 262, 263, 271, 287-298, 304, 314,
321, 322, 329, 337, 353, 354, 355, 357,
358, 359, 360, 370, 373, 374, 378, 394,
Карл Великий (ок. 742-814) - 146, 386 Карл V, император Священной Римской империи (1500-1558) - 196 Карл Мартелл (ок. 688-741) - 386Карлейль, Томас (1795-1881) - 310, 396 Карнап, Рудольф (1891-1970) - 325, 401 Карсон, Рэчел (1907-1964)-403 Кассирер, Эрнст (1874-1945)-401 Кастанеда, Карлос (р. 1931) —404 Кастильоне, Бальдассаре (1475—1529) — 192,
194, 390
Кафка, Франц (1883-1924)-316, 335, 400 Квайн, Уиллард В.О. (р. 1908)-402, 403 Квинтилиан (ок. 35 — ок. 95) — 384 Келлер, Ивлин Фокс (р. 1936) — 344, 346, 405 Кеплер, Иоганн (1571-1630)-8, 45, 184, 185, 193, 213-216, 220-221, 223, 226-227, 246, 249, 253. 289, 352, 372, 391 Кейнес, Джон Мэйнард (1883—1946) — 401 Кинг, Мартин Лютер, младший (1929—1968) —
Ките, Джон (1795-1821)-310, 396 Клаузиус, Рудольф (1822-1888)-397 Клейн, Мелани (1882-1960) - 363, 401 Клисфен (акмэ 510 г. до Р.Х.) — 380 Климент Александрийский (ок. 150 — ок.
215)-89-90, 94, 97, 131, 384 Кокс, Гарвей(р. 1929)-404 Коллингвуд, Р.Г. (1889-1943) -401 Колумб, Христофор (1451-1506)-187, 194,
279, 389 Кольридж, Сэмюэль Тейлор (1772—1834) —
310, 313, 368, 395, 396 Коммонер, Барри (р. 1917) —404 Кондорсе (1743-1794)-264, 273, 395 Константин I Великий (ок. 285—337) — 79,
136-137, 385
Конт, Опост (1798-1857) - 262, 273, 396 Коперник, Николай (1473—1543)—6, 8, 45. 169, 184, 185, 187, 190, 193, 194, 208-219, 221, 225, 246, 248, 252, 253, 258, 274, 289, 293, 352-353, 355, 358, 370, 372, 374, 389, 390 Корнель, Пьер (1606-1684) - 392 Крик, Фрэнсис (р. 1916) —402 Кристева, Юлия (р. 1941) —404 Критий (ок. 480-403 гг. до Р.Х.) - 29 Кротон — 24 Ксенофан (ок. 560 — ок. 478 г. до Р X.) —
25, 26, 43, 380
Ксенофонт (ок. 430-355 г. до Р.Х,) - 32, 35 Кьеркегор, Серен (1813-1855) - 312, 397 Кун, Томас (р. 1922)—296, 304-306, 355,
370, 371, 403 Кэмпбелл, Джозеф (1904-1987) - 359, 402
Л
Лавджой, Артур О. (1873-1962) - 401 Лавлок, Джеймс Э. (р. 1919)-344, 404 Лакан, Жак (1901-1981)-404 Лакатос, Имре (1922-1974) - 404 Ламарк, Жан Батист де Моне, кавалер де
(1744-1829)-278, 395 Ламетри, Жюльен Оффруа де (1709—1751) —
239, 262, 279, 393
Лаплас, Пьер-Симон (1749-1827) - 311, 395 ЛевХ, папа (1475-1521)-195, 196 Левенгук, Антони ван (1632—1723) — 392 Леви-Стросс, Клод (р. 1908) —296, 403 Левкипп (акмэ V век до Р.Х.) — 25, 223, 248 Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646—1716) —
239, 281, 288, 291, 393 Лейел. Чарльз (1797-1875)-278, 396 Леметр, Жорж (1894-1966)-401 Леонардо да Винчи (1452-1519) - 187, 194,
388, 389
Лессинг, Готхольл Эфраим (1729-1781) - 394 Ливии (59 г. доР.Х.-17г. н.э.) - 78, 176,
Лилли, Уильям (1602-1681)-392 Линкольн, Авраам (1809-1865)-397 Линней, Карл (1707-1778)-393 Лиотар, Жан-Франсуа — 341, 405 Лири, Тимоти (р. 1920)-403 Лойола, Игнатий (1491-1556)-192, 390 Локк, Джон (1632-1704)-238, 239, 255, 261, 264, 271, 280-284, 286, 291, 298, 314, 318, 329, 353, 358, 374, 393 Лоренц, Эдвард — 344, 403 Лоуренс, Д. Г. (1885-1930)-316, 400 Лука, an- 105, 112, 139, 283 Лукреций (99-55 гг. до Р.Х.) - 223, 250, 383" Лютер, Мартин (1483-1546)-6, 187, 192, 194, 195-205, 207, 212, 213, 219, 235, 255, 257, 271, 295, 374, 389, 390 Люцифер — 96 Лэнг, Рональд Д. (1927-1989) - 363, 404
М
Магеллан, Фердинанд (ок. 1480—1521) — 194 Макиавелли, Никколо (1469—1527) — 188,
192, 194, 278, 389
Макклинток, Барбара (1902-1984) - 344 Макльюэн, Маршалл (1911—1980) —403 Максвелл, Джеймс Кларк (1831 — 1879) —
300, 398
Мальтус, Томас (1875-1955)-395 Манилий, Марк (акмэ начало I века) — 383 Манн, Томас (1875-1955)-316, 400 Мамфорд, Льюис (1895-1990)-401 Мария, мать Иисуса — 95, 134, 138—141,
145, 182, 197, 376, 402 Марк Аврелий (121-180)-68, 384 Марк, ап.-105, 112, 139, 383 Маркс, Карл (1818-1883) -262, 265, 271,
273, 277, 296, 298, 325, 340, 355, 374,
Маркузе, Герберт (1898—1979) — 402
Марс — 95
Марсилий Падуанский (ок. 1280 — ок. 1343) —
Маслоу, Эбрахам (1908—1970) —403 Матфей, ап.-105, 112, 129, 139, 383 Медичи, Козимоде' (1389-1464)- 180, 388 Медичи, Лоренцо де1 (Великолепный)
(1449-1492)-389
Меланхтон, Филипп (1497—1560) — 212, 390 Мелвилл, Герман (1819-1891) - 312, 316,
Мен, Жан де (акмэ ок. 1280) — 387 Мендель, Грегор (1822-1884) - 397, 399 Мерло-Понти. Морис (1908—1961) — 402 Мертон, Томас (1915-1968)-402 Мёрчент, Кэролин (р. 1936) — 346, 405 Микеланджело (1475-1564)-183, 187, 191,
192, 194, 389, 390
Миллер, Джин Бейкер (р. 1927) — 346 Миллет, Кейт (р. 1934)—404 Милль, Джон Стюарт (1806-1873)-262, 397 Мильтон, Джон (1608-1674)-392 Митра — 95 Моисей (акмэ ок. XIII в. до Р.Х.) — 82—83,
91. 128, 181, 199, 379 Мольер, Жан Батист Поклен (1622—1673) —
Моне. Клод (1840-1926)-398 Монтеверди, Клаудио (1567—1643) — 391 Монтексьё, барон де (1689—1755) — 239, 393 Монтень, Мишель де (1533—1592) — 188,
192, 232, 283, 390 Мор, Томас (1477-1535) - 188, 192, 194,
389 Моцарт, Вольфганг Амадей (1756—1791) —
МурГ. Э. (1873-1958)-325, 399 Мэдисон, Джеймс (1751-1836) - 394
Н
Наполеон Бонапарт (1769-1821) - 311, 394,
Нерон (37-68) - 383 Нибур, Райнхольд (1892-1971) - 401 Нидхем, Джозеф (р. 1900)-402 Николай Кузанский (1401-1464)- 185, 224,
Никомах из Герасы (акмэ ок. 100) — 384 Нисс, Арне(р. 1912)-404 Ницше, Фридрих (1844-1900)-6, 262, 268,
296, 311, 312, 313, 314, 327, 335, 337,
338, 340, 345, 351, 355, 358, 374, 397,
398, 399
Новалис (1772-1801)-312, 395 Ной - 91 Ньютон, Исаак (1643-1727)-6, 169, 184,
226-228, 236, 238, 239, 243, 247, 249,
250, 253, 254, 256, 257, 261, 263, 264,
274, 280, 281, 284, 288, 292, 295, 301,
304, 311, 329, 352, 359, 370, 372, 374,
392, 393
О
Овидий (43г. до Р.Х- 18 г. н.э.)- 148, 383 Оккам, Уильям (ок. 1285-1349) - 6, 169-
176, 180, 186, 202, 230, 261, 286, 287,
Олперт, Ричард (р. 1931) —403 Орем, Николай д' (ок. 1325-1382) - 169,
180, 182, 186, 222, 226, 388
439 -90, 384,
Ориген (ок. 185 —ок. 254)
Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — 401 Оруэлл, Джордж (1903—1950)—402 Орфей- 17, 94, 95 Осирис — 95
Остин, Джейн (1775-1817)-395 Отто, Рудольф (1869-1937)-400
П
Павел, апостол (ум. ок. 64—67 г ) — 6 79
82, 84, 86-88, 92, 99-100, 104 1о7-
111, 112, 114, 118, 120, 122-123, 128
129, 131 —132, 136, 192, 197, 374, 383 Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — 279
Пагельс, Элейн (р. 1943) — 346 Палестрина, Джованни Пьерлуиджи да (ок
1525-1594)-390 Пан - 95
Парацельс (ок. 1493-1541) - 249, 390 Парменид (род. ок. 515 г. до Р.Х.) — 22—23,
28, 64, 223, 381 Паскаль, Блез (1623-1662) - 255, 256, 356,
Паунд, Эзра (1885-1972)-333 Перикл (ок. 495-429 гг. до Р.Х.) - 27, 31,
142, 381
Перлз, Фриц (1893-1970)-363, 404 Персефона — 95 Персей — 95
Петр, апостол (ум. ок. 62) — 86 Петрарка. Франческо {1304—1374) — 8, 176—
178, 188, 387, 388 Пиаже, Жан (1896-1980)-400 Пикассо, Пабло (1881-1973)-399 Пико делла Мирандола (1463—1494) — 179,
181, 183, 184, 186, 188, 194, 345, 389 П инд ар (ок. 518-ок. 438 гг. до Р.Х.) - 27,
381 Пиррон из Элиды (ок. 360 — ок. 272 гг. до
Р.Х.)-69, 248, 382 Пирс, Чарльз Сэндерс (1839-1914) - 338,
Писарро, Франсико (1476-1507) - 194 Пифагор (ок. 582 — ок. 507 гг. до Р.Х.) — 6,
9, 24, 62, 69, 215, 249, 380 Планк, Макс (1858-1947)-300, 399 Плотин (205-270) - 9, 75-77, 90, 101, 157,
180, 384, 385
Плутарх (ок. 46-120)-384 По, Эдгар Аллан (1809-1849)-312, 397 Поликлет (акмэ 450—420 гг. до Р.Х.) — 27 Поллок, Джексон (1912-1956) -402 Понтий Пилат (ум. после 36 г. н.э.) — 105 Поп, Александр (1688-1744)-239, 253—
254, 393 Поппер, Карл (р. 1902) - 296, 304-306,
359, 370, 401, 403 Порфирий (ок. 234 — ок. 305) — 385 Пригожий, Илья (р. 1917) —405Прокл (ок. 410-485) - 386 Протагор (ок. 490—421 гг. до Р.Х.) — 31 Пруст, Марсель (1871-1922)-316, 399 Птолемей (акмэ 127-151) -6, 71-72, 74,
78, 149, 163-164, 190, 208, 209, 214,
220, 221, 238, 372, 384 Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837) —
310, 396
Р
Рабле, Франсуа (ок. 1490—1553)— 316, 390 Райт, Вильбур (1867-1912)-399 Райт, Орвиль (1871-1948) -399 Ранер, Карл (1904-1984)-402 Ранк, Отто (1884-1937)-363, 400 Ранке, Леопольд фон (1795-1886)-278. 398 Рассел, Бертран (1872-1970) - 299, 325,
399, 400
Расин, Жан (1639-1699)-392 Рафаэль (1483-1520) -61, 187, 191, 389 Рембо, Артюр (1856-1891)-398 Ретик (1514-1576)-211, 212, 390 Рея - 95
Рёскин, Джон (1819-1900)-397 Рикардо, Давид (1772-1823)-396 Рикёр, Поль (р. 1913)-404 Рильке, Райнер Мария (1875-1926) - 318,
Ричардсон, Сэмюэль (1689-1761) - 393 Рожак, Теодор (р. 1933) —404 Ройс, Джосайя (1855-1916) - 400 Рорти, Ричард (р. 1931)-344, 405 Росцеллин (ок. 1050 - ок. 1125)-158, 170.
386 Руссо, Жан-Жак (1712-1778) - 264, 265,
295, 296. 311, 393, 394 Рутер, Розмари Рэдфорд (р. 1936) —346, 404
Савонарола, Джироламо (1452—1498) — 192 Саймон, Ричард (1638-1712)-392 Санд, Жорж (1804—1876)— 311,396 Сантаяна, Джордж (1863—1952) — 400 Сапфо (акмэ нач. VI в. до Р.Х.) — 380 Сартр, Жан Поль (1905-1980)-330, 401,
402 Св. Хуан де ла Крус (Иоанн Креста) (1542—
1591)- 192, 207, 390 Сведенборг, Эмануэль (1688-1772) - 394 Свифт, Джонатан (1667-1745)-393 Сервантес, Мигель де (1547—1616) — 188.
316, 391
Сезанн, Поль (1839-1906) - 399 Семела — 95
Сенека (ок. 3 г. до Р.X.—ок. 65 г. н.э.) — 68 Сепир, Эдвард (1881-1939)-338 Серапис — 95 Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1284) —
161, 387
Скотт, Вальтер (1771-1832)-395 Скиннер, Б. Ф. (1904-1990)-279, 402 Смит, Адам (1723-1790) - 239, 394
Сноу, Ч.П (1905-1980)-403
Сократ (469-399 гг. до Р.Х.) - 6, 9, 11-12,
31-39, 41, 43, 54, 68, 81, 183, 229, 248,
335, 357, 374, 378, 381 Соломон (акмэ сер. X в. до Р.Х.) — 379 Солон (ок. 630-560 гг. до Р.Х.) - 380 Соссюр, Фердинанд де (1857—1913) — 296,
338, 400 Софокл (496-406 гг. до Р.Х.) - 9, 20, 64,
Спенсер, Герберт (1820-1903) - 262 Спенсер, Эдмунд (ок. 1552—1599) — 391 Спиноза, Бенедикт де (1632—1677) — 239,
281, 392
Стайн, Гертруда (1874-1946)-347 Сталь, Жерменаде (1766-1817) -310, 395 Стендаль (1783-1842)-316, 396 Стерн, Лоренс (1713-1768)-394 Стивене, Уоллес (1879-1955)-400 Страбон (ок. 63 — после 23 г. до Р.Х.) — 71,
Стравинский, Игорь (1882-1971) - 399 Судзуки, Д. Т. (1870-1966)-399 Сузо, Генрих (ок. 1295-1366) - 167
Таулер, Иоанн (ок. 1300-1361) - 167 .
Тацит (ок. 55-ок. 117)-384
Твен, Марк (1835-1910)-398
Тейяр де Шарден, Пьер (1881-1955) - 325-
326, 402 Тереза Авильская (1515-1582) - 192, 207,
Тертуллиан (ок. 160 — ок. 230) — 132 Тиллих, Пауль (1886-1965)-402 Тойнби, Арнольд Дж. (1889-1975) - 326,
349, 401
Токвиль, Алексис де (1805-1859)-396 Толстой, Лев Николаевич (1828—1910) —
316, 398
Торо, Генри Дэвид (1817-1862)-310, 397 Трейхлер, Паула — 346 Тьюринг, Алан (1912-1954)-401
Уайльд, Оскар (1854-1900)-398 Уайт, Ланселот Ло (1896-1972)-367 Уайтхед, Альфред Норт (1861-1947) - 325,
399, 400, 401
Уесли, Джон (1703-1791)-393 Уиклиф, Джон (ок. 1328-1384)-168, 388 Уилберфорс, Сэмюэль, епископ (1805—1873) —
259, 397
Уилсон, Эдвард О. (р. 1929) - 403, 405 Уинникот, Д. У. (1896-1970-363 Уитмен, Уолт (1819-1892)-310, 397 Унамуно, Мигель де (1864—1936) —400 Уоллес, Альфред Рассел (1823—1913) — 397 Уорф, Бенджамин Ли (1897-1941)-338 Уотсон, Джон Б. (1878-1958)-279, 400 Уотте, Алан (1915-1973)-403
Уран-9, 11
Урбан II, папа (ок. 1035 —1099) — 386
Ф
Фалес (ок. 636 — ок. 546 г. до Р.Х ) — 6 21 —
22, 25, 28, 47, 56, 64. 94. 380 Фанон, Франц (1925—1961) - 403 Фарадей, Майкл (1791-1867) - 396 Фейгенбаум, Митчел — 344 фейерабенд, Пауль К. — 344, 370, 371, 405 Фейербах, Людвиг Андрсас (1804—1872) —
262, 396
Феодосии (ок. 346-395) - 385 Ференци, Шандор (1873-1933)-363 Фидий (ок. 500 —ок. 432 гг. до Р.Х.) — 27 Фиддинг, Генри (1707-1754)-316, 393 Филипп II Македонский (382—336 гг до Р.Х.) —
Филолай (акмэ ок. 475 г. до Р.Х.) — 248 Филон Александрийский (ок. 15 г. до Р.Х.—
после 40 г. н.э.) - 88. 92, 383 Финли, Джон X. — 18, 65 Фихте, Иоганн Готлиб (1762-1814) — 297,
395 Фичино, Марсилио (1433-1499) - 179, 180,
183, 185, 186. 192, 194, 389 Флобер, Гюстав (1821-1880)-316. 397 Фолкнер, Уильям (1897—1962) —40! Форд, Генри (1863-1947) -400 Франклин, Бенджамин (1706—1790) — 311,
394 Франциск Ассизский (ок. 1182—1226) — 152.
174, 387
Фреге, Готлоб (1848-1925)-398 Фрейд, Анна (1895-1982)-401 Фрейд, Зигмунд (1856-1939) - 268-269,
271, 274, 276-277, 296, 298, 327-328.
340, 355, 358, 359, 360, 361, 362, 363,
366, 367, 374, 378, 399, 400, 401 Фриден, Бетти (р. 1921) —403 Фромм, Эрих (1900—1980) — 401 Фрост, Роберт (1874—1963)— 319 Фрэзер, Джеймс Джордж (1854-1941) - 398 Фрэнк, Франсина Уотмен (р. 1931) — 346 Фукидид (ок. 460 — ок. 400 гг. до Р.Х.) —
27, 381 Фуко, Мишель (1926-1984)-296, 338, 355,
Фуллер, Маргарет (1810-1850)-397 Фурье. Жан Батист Жозеф, барон (1768 —
1830) - 396 Фэрбэрн, У. Р. Д. — 363
Хабермас, Юрген (р. 1929) - 404 Хайдеггер, Мартин (1889-1976) - 296, 299,
317, 330, 350, 373, 401, 402, 404 Хаксли, Олдос (1894-1963) -402 Хартшорн. Чарльз (р. 1897)-402 Хаттон, Джеймс (1726-1797) - 278, 395 Хёйгенс, Христиан (1629-1695)-226, 392
Хилмен, Джеймс (р. 1926) — 344, 360 366
Хлодвиг(ок. 466-511)-386 Ходорова, Нэнси (р. 1944) — 346, 405 Хомский Ноэм (р. 1928)-402 Христофор, святой — 95 Хук, Роберт (1635-1703)-226, 392
ц
Цвейг, Георг (р. 1937) - 403 Цвингли, Ульрих(1484—1531)—194 Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.) - 8, 68, 78, 123. 176, 178-179, 383
Челлини, Бенвенуто (1500—1571) — 192 Чехов, Антон Павлович (1860—1904) — 399 Чосер, Джефри (ок. 1340—1400) — 388
Ш
Шекспир, Уильям (1564—1616) — 188 390
Шелдрейк, Руперт (р. 1942) — 344, 366, 405 Шелли, Перси Биши (1792-1822)-310, 396 Шеллинг, Фридрих В. И. фон (1777—1854)—
297, 310. 313, №, 395 Шёнберг, Арнольд (1874-1951)-399 Шиллер, Фридрих фон (1759—1829) — 310,
311, 368, 395 Шлегель, Август Вильгельм фон (1767—1845) —
310, 395 Шлегель, Фридрих фон (1772—1829) — 310,
395 Шлейермахер, Фридрих Д. Э. (1768—1834) —
310, 395
Шопенгауер, Артур (1788-1860) - 312, 396 Шоу, Джордж Бернард (1856-1950) - 399 Шпенглер, Освальд (1880-1936) - 326, 400 Шрёдингер. Эрвин (1887-1961)-400, 402 Штайнер, Рудольф (1861-1925)-345, 368,
369, 398, 399
Штраус, Давид Фридрих (1808-1874) - 396 Шумахер, Эрнст (1911-1977) - 404
Э
Эйер. А. Дж. (р. 1910)-401
Эйнштейн, Альберт (1879-1955)-296, 300,
301, 304, 311, 370, 399, 400 Эдварде, Джонатан (1703-1758) - 393 Эдисон, Томас (1847-1931) - 398 Экмен, Барбара — 346 Экхарт, Майстер (ок. 1260-1328) - 167,
178, 387
Элеонора Аквитанская (1122—1204) — 387 Элиаде, Мирча (р. 1907) - 402 Элиот, Джордж (1819-1880) - 398 Элиот, Томас Стернз (1888-1965) - 318,
400, 402 Эмерсон, Ральф Уолдо (1803-1882) - 307,
310, 345, 368, 396, 397442
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ
Эмпедокл (ок. 495 — ок. 435 гг. до Р.Х.) —
58, 94, 226
Энгельс, Фридрих (1820—1895) —397 Энгельсман, Джоан Чемберлен (р. 1932) —
Эпиктет(ок. 50-ок. 138)-68, 384 Эпикур (341-270 гг. до Р.Х.)-223, 382 Эразм, Дезидерий (Роттердамский) (ок.
1466-1536)-188, 192. 194, 272, 389,
Эриксон, Эрик (р. 1902) —363 Эрос- 17, 39, 95, 267 Эсхил (ок. 525-456 гг. до Р.Х.) - 32 Эсхин (акмэ ок. 400 г. до Р.Х.) - 9, 20, 315.
380, 381
Ю
Юлиан Отступник (ок. 331—363) —385 Юлий II, папа (1443-1513)-191
Юлий Цезарь (ок. 102—44 гг. до Р.Х.) — 97,
383 Юм, Давил (1711-1776)-239. 255, 261,
271, 280, 283-287, 288, 289, 292. 296,
298, 304, 306, 314, 337, 353, 359, 370,
374, 393, 394 Юнг, Карл Густав (1875-1961)-321, 327-
329, 344, 350, 359. 360, 363, 366, 376,
399, 401, 402, 403 Юстин Мученик (ок. 100 —ок. 165) — 89,
90, 131, 384 Юстиниан (483-565) - 386
Я
Янсений, Корнелиус (1585-1638) - 392 Ясперс, Карл (1883-1969)-401 Яхве-91,106-108, 117-118, 140
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................. 5
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 7
I. ГРЕЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ................................................ 9
Архетипические формы...................................................................... 10
Идеи и боги......................................................................................... 16
Эволюция греческой мысли от Гомера до Платона......................... 18
Философский поиск и вселенский разум......................................... 39
Загадка планет..................................................................................... 45
Аристотель и греческое равновесие................................................... 50
Двойственное наследие....................................................................... 62
II. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ................... 66
Пути эллинизма................................................................................... 67
III. ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ................................... 81
Обращение языческого мышления.................................................... 92
Противоречия внутри христианского мировоззрения.....................103
Христианство ликующее.....................................................................107
Христианский дуализм.......................................................................Ш
Дальнейшие противоречия и наследие Августина...........................119
Святой дух и его превратности..........................................................133
Рим и католичество.............................................................................135
Дева Мария и Матерь-Церковь.........................................................138
Подведение итогов..............................................................................140
IV. ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭПОХИ.................146
Пробуждение схоластики...................................................................148
Искания Фомы Аквинского...............................................................152
Дальнейшие стадии развития в пору высокого средневековья.......161
Критическая схоластика и «бритва Оккама»....................................168
Возрождение классического гуманизма............................................176444
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ
V. МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ............................... 188
Возрождение................................................................................. 188
Реформация.................................................................................. 195
Научная Революция.....................................................................208