Методы эмпирического уровня познания

Наблюдение – целенаправленный и активный познавательный процесс, который опирается в первую очередь на восприятия органов чувств человека и его предметно-чувственную деятельность.

С наблюдения начинается познание мира. Человек от рождения и до самой старости наблюдает внешний мир и накапливает эмпирические знания, которые позволяют ему успешно ориентироваться в окружающей обстановке. Наблюдение бывает непосредственным и опосредованным. Когда мы созерцаем исследуемый объект с помощью своих органов чувств, то это – непосредственное наблюдение.

Но нередко бывает, что интересующий нас объект познания нам не удается созерцать непосредственно в силу того, что он либо слишком мал и не поддается нашему восприятию, либо он скрыт от нас другим объектом. В последнем случае мы можем получить знание об интересующем нас объекте только по его воздействиям на скрывающий его объект. Такое наблюдение будет опосредованным.

С целью усиления своих наблюдательных способностей человек изобрел различные приборы, которые позволяют ему глубже познать окружающие его предметы и происходящие вокруг явления (например, подзорная труба, бинокль, телескоп, микроскоп и т. п.). Наблюдение через приборы тоже можно считать опосредованным (наблюдение с помощью определенных средств).

Сравнение– установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности. После наблюдения или в ходе его человек всегда пытается сопоставить наблюдаемые предметы и явления, выявить между ними сходство или различие и уже на этом основании сделать те или иные выводы по поводу наблюдаемых предметов и явлений. Простейший пример эмпирического сравнения – взвешивание товара на чашечных весах, когда на одну чашу кладется нужный нам продукт, а на вторую – металлическая гиря. Здесь сравнивается только вес, но не качество продукта и гири. Как уже было отмечено, сравнение может быть и теоретическим. Скажем, если нам необходимо сравнить состояние российской экономики конца ХХ века и начала ХХI века, мы же не положим их на весы. Мы вынуждены будем сравнивать какие-либо показатели этих двух уровней развития экономики страны: количество работающих предприятий и число рабочих на них, уровень инфляции, размер средней заработной платы и т.п. И делать все это придется теоретически.

Измерение – это определение тех или иных сравнимых характеристик материальных объектов с помощью измерительных приборов. Измерение широко применялось в научных исследованиях в прошлом, особое значение оно приобрело в современном мире. Для измерения сравнимых характеристик людьми придумано большое количество приборов. Перечислять их здесь нет никакой необходимости – человек с рождения сталкивается с метрическими и другими системами измерения. Нередко измерение рассматривают не как особый метод познания, а как средство. Действительно, если мы сравниваем длину двух предметов, то для определения того, какой из них длиннее, мы должны их измерить. То же касается и веса покупаемого нами продукта. Ведь взвесить продукт это значит – измерить его количественную величину. Т.е. сравнивать без измерения чаще всего нельзя, правда, если речь не идет о визуальном сравнении.

Эксперимент– это такой метод познания исследуемого объекта, который позволяет исследователю активно воздействовать на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ожидаемых им результатов. Эксперимент – это научно поставленный опыт с целью получения знаний об объекте в изменяемых по воле исследователя условиях. Это наиболее сложный и результативный метод исследования, применяемый на эмпирическом уровне. Он объединяет в себе предшествующие методы эмпирического исследования и имеет сложную структуру.

Эксперименты имеют следующие виды: 1) исследовательский; 2) про­верочный; 3) иллюстративный (демонстрационный).

Исследовательским эксперимент называется тогда, когда исследователь пытается обнаружить у изучаемого объекта неизвестные ранее свойства. При этом результатом эксперимента являются утверждения, которые в отношении данного объекта ранее были неизвестны, т. е. возникает новое знание о какой-то стороне объекта. Так, например, именно таким экспериментом была открыта планетарная структура атома.

Проверочным называется эксперимент, когда исследователь обращается к нему с целью проверить правильность тех утверждений, которые получены путем теоретических выкладок. Примером такого эксперимента может служить открытие планеты Солнечной системы Нептун, которая была теоретически предсказана французским астрономом Леверье.

Иллюстративным экспериментом пользуются тогда, когда в учебных целях нужно продемонстрировать какое-либо явление. Этим экспериментом широко пользуются преподаватели естественных и технических наук.

Любой из этих экспериментов – исследовательский, проверочный, иллюстративный – может проводиться как непосредственно с исследуемым объектом, так и с его «заместителем» – моделью. Поэтому эксперименты могут быть или натурными, или модельными. Кроме того, эксперименты могут быть и мысленными.В настоящее время для проведения экспериментов широко применяются компьютеры.

Наши рекомендации