Комментарий – пояснение к теме. Задача темы:понять смысл философии как специфической науки
Задача темы:понять смысл философии как специфической науки, видеть сходство и различие между ними.
В данной теме философия будет рассматриваться с точки зрения ее сопричастности к науке, хотя таковой в принципе не является. Философия – это специфическая наука. Необходимо строго различать и проводить разделительную линию между философией и наукой.
У философии специфический предмет исследования и должны быть собственные методы. Предмет и методы должны соответствовать друг другу. Мир изменчив, он существует в движении, в развитии – это было известно философам Древней Греции, где каждый внес свой вклад в идею развития диалектического метода.
|
диалектика, метафизика, прагматический, системный подход, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.(№ 1, ч.2, гл.14, с. 155-158).
Строение философии и ее основные направления. Этот вопрос содержит понимание структуры философии, которая показывает ее связи с другими науками и направлениями развития. (№ 1, ч.2, гл.14, с. 159-160), (№ 4, разд.1, гл.2, с.22-24)
Рекомендация: используйте дополнительные источники, рассматривая вопросы о методах философии и ее направлениях.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение философии как науки.
2. Что является объектом и предметом философии?
3. Как соотносятся предмет и метод исследования?
4. Функции философии. Подумайте: как Вы их можете применить в практической
жизни: в профессии, в быту?
5. В чем суть диалектического метода?
6. В чем специфика прагматического метода?
7. Какова структура философского знания?
8. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
9.Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?
сновные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
(ч.2, гл.14, с. 155-16; гл.15, с.161-168),
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
( Введение, с.4-6),
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних
специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение, с.5-15),
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. ( разд.1,гл.1, с.22-24).
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.2 Учение о бытии и теория познания
Содержание учебного материала
2.2.1 Онтология – учение о бытии. Современные онтологические представления.
Материя, движение, пространство, время, причинность, целесообразность.
2.2.2 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и
относительной истины. Соотношение философской, религиозной и
научной истин. Методология научного познания.
В результате изучения студент должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
- основные категории и понятия философии: бытие, его формы; материя, ее
атрибуты - движение, пространство, время.
- основы философского учения о бытии.
Методические указания
В данной теме 2.2 «Учение о бытии и теория познания» в содержание включено две темы. Первая тема рассматривает проблему бытия и его трактовку в философии. Вторая тема – учение о познании – гносеологию.
2.2.1 Онтология – учение о бытии. Современные онтологические представления.
Материя, движение, пространство, время, причинность, целесообразность.
Последовательность изучения темы – план:
1) Онтология – учение о бытии.
В этом вопросе надо раскрыть понятие терминов «бытие», «онтология».
(№ 3, разд.2,гл. 5, с.113-117), (№ 4, разд.2, гл.3, с.42-56)
2) Бытие и его формы.
Рассмотреть 4 основные формы бытия. ( См. Дополнительные источники) . Студенту надо знать, что в философии существуют разные трактовки бытия и это он может показать в своей контрольной работе. Но их суть сводится
к четырем основным формам. О каждой из них нужно дать представление – написать.
3) Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
(№ 4, разд.2, гл.4, с.57-59)
4) Материя. Способы и формы ее существования ( атрибуты материи):
движение, пространство, время, причинность, целесообразность.
(№ 4, разд.2, гл.5, с.61-73) и ( См. Дополнительные источники), Интернет.
5) Современные онтологические представления. (работа с Интернет-ресурсами).
|
Пример из Интернета: Современная онтология склоняется к признанию, что мир многослоен, многолик и разнонаправлен. "Главных слоя четыре: физически-материальный, органически-живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из этих слоев имеет собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично... Нельзя все в мире сводить к одному знаменателю. Отсюда крах всей монистической метафизики"…